МИФОЛОГИЯ В ИГРАХ. ЯПОНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ МИФ.

Aug 12, 2012 02:45




В прошлом году мы рассмотрели два современных культурных мифа: германский оккультный миф и советский коммунистический миф. Пришло время перебраться на другую сторону земного шара и взглянуть на мифологию страны Восходящего солнца.

Японский игровой миф - прямое следствие Второй мировой войны. Его появление связано с тремя базовыми причинами.

Во-первых, во Второй мировой войне Япония потерпела сокрушительное поражение не только на военном, но и на культурном фронте. Монументальное отставание в области популярного искусства первым подметил Акира Куросава, который сделал честный, но крайне неутешительный вывод о глобальном отставании Империи в области кинематографа и других массовых развлечений.

Во-вторых, в конце 40-ых годов прошлого века Япония стала жертвой американской культурной оккупации. Собственная культура Ямато была подавлена, а на опустевшие развлекательные площадки хлынул вал западной книжной и визуальной продукции (комиксы, покетбуки, и фильмы). Молодые японцы с энтузиазмом изучали новинки, исследуя особенности западного мировосприятия, и попутно примеряли его на себя.

В-третьих, находясь в оккупации, Японцы умело переработали чужие культурные коды и сумели встроить их в рамки собственной традиционной культуры. Причем так умело, что от западных концепций осталась лишь визуальная оболочка.

Таким образом японский миф - проекция ориентального мировоззрения в будущее. В отличие от Германского и Советского футуристического проекта, японская интеллектуальная мифология не романтизирует военно-индустриальное прошлое (слишком печальны эти воспоминания). Источник вдохновения японцы ищут или в собственной истории (Сенгоку, Шогунат и т.д.) или в далеком будущем, реальность которого основана на информационно-космических принципах с примесью традиционализма. Японцы могут себе позволить подобный подход, поскольку продуцируют фантастическую литературу, имеют очевидные успехи в кибернетике и обладают документированной доктриной построения пост индустриального общества. Именно поэтому японский миф затрагивает такие проблемы, до которых западная мифология просто «не доросла». К их числу относятся проблемы существования кибернетических организмов, проблемы выживания человека в постиндустриальном обществе, проблемы взаимодействия людей и роботов на конфликтном уровне.

Отсюда вывод. Будучи оторванным от индустриального прошлого, японский миф пытается решать задачи постиндустриального будущего. Потребитель мифа не отталкивается от него, а тянется к нему в меру своих интеллектуальных сил и возможностей.

В большинстве случаев новая японская мифология имеет ярко выраженный западный окрас, но наполнение мифа остается чисто японским. Ради интереса, возьмите любую японскую игру. В большинстве случаев она рассказывает про белых высоких людей с огромными глазами - то есть про типизированных европейцев. Другой вопрос, что эти самые западные люди решают проблемы свойственные исключительно японцам. Заметим, что копирование символов и образов характерно, как для японских развлечений, так и для разнообразных японских субкультур. Изначальное западное направление символов при этом оказывается уничтоженным. В качестве примера можно привести стилистику Готик лолит, которые готический образ скопировали, но готами (в западном понимании этого термина) не стали.

Методика распространения японского мифа, безусловно, оригинальна. Если западный миф рассчитывается на государственную пропаганду или немногочисленных фанатиков (миссионеров идей), то японский миф, продвигается потребителями культуры не только на уровне коммерческих инсталляций, но и на уровне массового потребителя. Удачное произведение искусства (игра, фильм или книга) приводит к появлению фанатских поделок. Авторы не препятствуют саморазвитию фан-движения и активно его поддерживают. Более того, зафанатевшие от мифа «чужие люди», начинают проецировать японский миф на окружающих и создают крепко сбитые сообщества, объединенные по культурному принципу и являющиеся проводниками ориентальной экспансии. Совсем удивительно то, что представители таких сообществ иногда становятся японцами «по-духу» и даже забывают о своих корнях.

На первый взгляд кажется, что японский миф не имеет серьезных изъянов. В действительности, это не совсем так. Основная проблема ориентального мифа, его вторичность, миф будет действовать до тех пор, пока будет жить западная цивилизация. В реальности победившего ислама или в реальности победившей Африки, японский миф обречен на стремительную смерть. Далее, современный японский миф, не базируется на индустриальном фундаменте, а это значит, что его не смогут понять люди, оставшиеся на периферии современного мира. В следствие свой сложности и структурности японский миф хрупок. Сколько-нибудь серьезные неприятности глобального масштаба выбивают у него почву из-под ног. Отсюда стремление к самоограничению и изоляции отдельных частей мифа (особенно тех кусков мифологии, которые имеют отношение к традиционному прошлому). Наконец, японский миф не имеет новаторской идеологической обертки. Он работает в рамках феодально-корпоративного государства и не зовет людей к изменению сложившейся системы.

В качестве вывода. Мир будущего приготовил для японского мифа серьезные испытания. Если в XXI веке японская мифология не сумеет примирится с прошлым и обрести прочные фундамент для будущего, то миф потеряет привлекательность не только для внешних, но и для внутренних операторов. Шансы на подобное развитие событий - есть. За последние 10 лет японские компьютерные игры серьезно сдали в области идей, тогда как фантастика ударилась в копирование западных паттернов литературы. Японское кино так вообще удел редких фанатов.

Если же нация выживет, реализует свою сверхзадачу и объяснит себе, что случилось с Японией в XX веке, то миф обретет новую более прочную основу и сможет повести за собой хоть и не большую, но наиболее адаптивную часть человечества.

(c) cdromoff.ru
(c) Mr.Garret

gamedev, история, япония, games, аналитики

Previous post Next post
Up