Мифология в современных играх. Часть 2.

Feb 01, 2011 11:59


В первой части мифологического обзора мы рассмотрели Советский миф, порожденный коммунистической империей СССР. Сегодня мы взглянем на антагонистическую мифологию, зародившуюся в нордическом мраке Германского рейха.




ИСТОКИ МИФА

В своей книге «Утро магов» Повель и Бержье описали национал-социализм, как политическую систему, опирающуюся на магию и танковые дивизии. Этот вывод правилен лишь отчасти.
В действительности национал-национализм базировался не только на магическом фундаменте. Фракция Отто Штрассера, например, возводила свою идеологию на пьедестале материалистического рабочего социализма. Что касается Рема (руководителя СА), то оккультная доктрина интересовала его куда как меньше, чем Вторая германская революция.
Сам Гитлер, в юности вдохновлявшийся творчеством Гвидо фон Листа и Ланса фон Либенфельса, хоть и любил размышлять об ариях, но создавал собственный миф на реалистичных началах. Центром германского мифа должен был стать Берлин, германское культурное наследие и колоссальные здания будущей Имперской столицы.
Судя по всему, первым носителем Повелевского оккультного мифа стал генерал Людендорф, отколовшийся от НСДАП в конце 20-ых. Именно он первым довел до логического конца идею фон Листа, создав собственную языческую религию, базирующуюся на мифологии древних германцев.
Идеологический последователь Людендорфа - Гиммлер, пошел еще дальше. Его организация - СС - превратилась в полноценный религиозный орден, ядром которого стала крайне оригинальная и архаичная религия под названием Ирминизм.  СС-овцы, занимались проблемами археологии, исследовали арктические (и антарктические) регионы Земли и посылали экспедиции в Тибет. Люди Гиммлера пытались возродить огненные обряды германцев, учили руны и пытались, с помощью новейших радаров, подтвердить гипотезу существования Полой земли.
За каких-то 15 лет Гиммлеровские исследователи заложили базис того самого оккультного мифа, который благополучно дожил до наших дней и занял видное место в сюжетах компьютерных игр.

МИФ В ДЕЙСТВИИ

В нашей реальности Вторая мировая война завершилась победой союзников. Рейх был уничтожен, Германия прошла через суровую процедуру денацификации. Нацисты, верные последователи СС-овской мифологии, или затаились под новыми личинами, или бежали в Южную Америку, основав первые кружки эзотерического гитлеризма. Вокруг религии СС сгустилась пелена различных недомолвок, ставшая питательной почвой для различных слухов.
Когда завеса молчания пала, западный мир буквально взорвался статьями на тему «Оккультного рейха». В шестидесятые годы про германские летающие тарелки, foo-файтеры и суперсолдат писали все, даже самые ленивые журналисты. Истерия, нагнетаемая вокруг мифа, была такова, что он прочно прописался в сознании обывателя и ловко проник в кинематограф. Невероятный успех Индианы Джонса был связан как раз с тем фактом, что общественность успела узнать об археологических работах немцев, тогда как имя Отто Рана (немецкий исследователь Монсегюра, пытавшийся найти Святой Грааль) было на слуху не только у суровых профессоров, но и молодых студентов.
Успешно дебютировав в кино, миф перекочевал на экраны компьютерных мониторов. В 1993 году на PC отрелизился великолепный Wolfenstein, целиком и полностью основанный на нацистских страшилках. В игре были супер-солдаты и злобные зомби, тогда как в сиквеле - Spear of Destiny - появились призраки, демоны и древнее «Копье судьбы»!
Конечно же, мифология игры работала со знаком минус. То есть, мифологическая доктрина представлялась в мрачном свете, а носителями ее были противники главного героя. В большинстве случаев, действие подобных игр развивалось во время Второй мировой войны. Однако индустрия знает ряд мифологических проектов, созданных в sci-fi стилистике (обратите внимание на Final Liberation и относительно свежий Killzone).
До самого последнего времени западные разработчики избегали использовать нацистскую  мифологию со знаком «+». Наивные экспериментаторы могли легко схлопотать судебное преследование или серьезный штраф. Однако братьев славян подобные «страшилки» никогда не сдерживали. Именно поэтому на свет появился польский Mortyr, отечественный Uber-soldat, а также Екатеринбургская «Империя превыше всего».

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ МИФА

Подобно советскому мифу игровой нацистский миф привлекает внимание тысяч любопытствующих игроков. Однако, в отличие от советской идеологии, фундамент германской доктрины покоится на принципах силы, расовой чистоты, науки  и тайного знания. 
Если советский миф обращен в будущее, то нацистский, наоборот, смотрит в прошлое. По большому счету, герои «германских» игр пытаются возродить изначальный нордический мир, оперируя футуристическим оружием и прорывными технологиями. Будущее для них - всего лишь итерация ушедших веков, начало очередного цикла извечного космического противоборства.
Очень часто немецкий миф привлекает молодых людей, уставших от общества потребления. Его героика, его стилистика, его причастность к тайному знанию завораживает пользователя. Дополнительную привлекательность мифу придает существование игровых супер-устройств (реактивных самолетов, космических кораблей, магических пушек, супер-танков и т.д.), а также присутствие в подобных проектах доминантных представительниц противоположного пола (да нет, я не про Wolfenstein говорю, а про Bloodrayne).
Частенько люди, истребляющие пачками нацистов, испытывают детский восторг от немецкой тоталитарной стилистики. Безусловно, сами игроки никогда не признаются в этом, поскольку любовь к мифу находится у них на уровне образов и эмоций, на уровне, далеком от всякого рационального мышления (архаичность мифа в действии).
С подобным фанатизмом бесполезно бороться запретами. Сколько свастики с флажков не убирай, пользователи снова их нарисуют. Корень проблемы в том, что современная Американская и Европейская идеологии не способны противостоять нацистскому мифу. Общество потребления лишено героизма и эпики, а поэтому, со временем, национал-социалистический миф будет переосмыслен западными разработчиками, и его идеи будет представлены в играх со знаком «+».
Думаете, подобных игр нет? Вы ошибаетесь! Ради эксперимента взгляните на Warfront: Turning Point и вы увидите, что процесс пошел…

Судя по всему, западное игростроение обречено стать жертвой германской мифологии уже через 10-15 лет. В нашей же стране германскую мифологическую экспансию вполне можно остановить советским футуристическим мифом, который следует правильно преподнести следующему поколению игроков.
Если же разработчики откажутся от борьбы в поле смыслов, то русская игровая индустрия будет неизбежно уничтожена западной игростроительной машиной.

28.01.11
(с) Mr.Garret
(с) cdromoff.ru

история, history, games, ww3, cold war, redalert, gamedev, sci-fi, священные монcтры, аналитики, atomic age

Previous post Next post
Up