В этом году E3 не состоялась, но отдельные игровые издатели все такие провели он-лайн презентаций, на которых были показаны игры 2022-23 года. Зрелище, по большей части душераздирающее, ибо серьезных релизов продемонстрировали совсем не много (как правило, это игры, которые были перенесены с 2021 года). Замечу. что в этом году в игровой индустрии обозначилось сразу несколько крайне тревожных трендов, о развитии которых мне хотелось бы поговорить в этой статье.
КРИЗИС БЛИЗКО
Сейчас уже ясно, что в 2020 году мир вошел в Глобальный экономический кризис, полный масштаб которого нам лишь предстоит осознать и постичь. Можно уверенно сказать, что такого кризиса не было ни только на нашей памяти, но и на памяти наших родителей. Единого глобального мира больше не будет. Нас ждет десятилетие войн и экономических потрясений. Уровень жизни в мире существенно упадет. Некоторые государства прекратят свое существование. Вероятно, все закончится большой войной на Тихом океане и развалом долларового экономического пространства на сепаратные валютные зоны.
Как результат, игровые компании по всему миру входят в режим жесточайшей экономии ресурсов и делают ставку на более дешевые проекты. Новым столпом игровой индустрии станут игры-сервисы (ААА умрет), поддержка которых позволит игроделам пережить наиболее тяжелые времена, которые последуют за крахом финансовых рынков. Второе дыхание получат F2P развлечения, поскольку в мире, содрогающемся от финансовых и логистических проблем, денег у людей станет намного меньше, но свободного времени - больше.
Сейчас может показаться, что Blizzard и Ubisoft сошли с ума, занявшись выпуском “донатных помоек”. Однако, в действительности они пытаются опробовать на “кроликах” новые модели монетизации, которые можно будет успешно применять в harsh new world. Для обычных игроков это плохие новости, ибо это значит, что гиганты в самом скором времени откажутся от производства большей части ААА проектов.
ПРОЕКТ PS5 ЗАКРЫТ
В среднем, срок жизни консольного поколения составляет 6 лет. В этом году Playstation 5 преодолеет его первую треть. Самое печальное в этой ситуации то, что у японской консоли практически нет эксклюзивов, а те, что есть будут портированы на PC. Можно предположить, что в условиях дефицита полупроводников, на которые накладываются логистические трудности, PS5 так и не сможет стать флагманом индустрии, а значит SONY будет выпускать 1-2 крупные игры в год. При этом некоторые из них окажутся ремастерами (как, например Last of Us 1, ремастер которой вообще не имеет смысла, ибо на нее уже делали ремастер в 2014 году).
Я предполагаю, что в настоящее время SONY разрабатывает онлайновый игровой сервис, в рамках которого PS5 станет одним из нескольких поддерживаемых устройств, наравне с PC и смартфонами. В подобном окружении PS5 эксклюзивы не столько поддерживают корпорацию, сколько мешают ее развитию. Короче говоря, PS5 не оправдает ожиданий игроков. Эксклюзивов на ней будет мало, вследствие изменившейся политики SONY. В свете текущих проблем, можно предположить, что GoW3 и Horizon 3 окажутся мультиплатформенным.
Будущее SONY выглядит печальным, поскольку в соревнование сервисов корпорация вступает позже всех, да еще и начинает свой “блицкриг” с изначально слабых позиций. Более того, в SONY не понимают, что некрасивый демарш корпорации в РФ не столько навредил русским игрокам, сколько подорвал позиции самой SONY не только в RU регионе (где есть такие цитадели демократии, как Грузия, Казахстан и Армения), но и во всем мире. Кто будет покупать устройство, оставшееся без поддержки со стороны своего производителя - вопрос открытый.
ПРОБЛЕМЫ MICROSOFT И BETHESDA
В 2022 году стало ясно, что XBOX - бесполезный зеленый ящик. Эксклюзивов на нем, с большой долей вероятности, уже не будет, ибо практически все интересные проекты, которые появляются на коробке будут портироваться на PC. Смысл покупки XBOX в настоящее время полностью отсутствует. Я вообще не удивлюсь, если текущее поколение коробок окажется последним для Microsoft.
На конференции Мелкомягких Bethesda разработчики показали Starfield, который выглядит также уныло, как затянутые в полиэтилен советские фильмы про космос. Даже проклятый фанатами Call of Duty Infinite Warfare выглядел лучше. Я честно говоря не помню настолько унылой по визуалу ролевой игры, большая часть которой тонет в каменной серости (все это крайне сильно напоминает первый Assasin’s Creed, и это не комплимент). Боюсь, в ближайшие пять лет мы от беседки ничего нового не увидим. TES VI, скорее всего, выйдет после острой фазы кризиса под закат текущего поколения консолей, да и поиграть в Summerset смогут далеко не все (вернее, мало кто сможет это сделать).
Еще игрокам показали RedFall, но честно говоря, новая игра Arcane меня совсем не впечатлила. Она выглядит, как классическое хипстерское позорище и проект для тех кто фанатеет по 80-ым (обычно это те, кто в восьмидесятые не жил). И не страшно, и не серьезно, да еще и по лестницам лазать нужно.
ПРОБЛЕМЫ ACTIVISION BLIZZARD
То что происходит в A-B можно характеризовать бессмертной фразой российского политического деятеля времен MTV: “Вас хоть на попа поставь или в другую позицию - все равно толку нет”.
Если Microsoft подбирают свои хвосты, чтобы пережить грядущее, то в конгломерате AB наступил SJW-апокалипсис. Вместо того, чтобы делать дело, разработчики конторы лепят инструмент оценки diversity и клепают на коленке мобильные магазины, ориентированные на то, чтобы выгрести из карманов людишек как можно больше зеленых монет. Если вы надеетесь, что Diablo IV или OW2 будут нормальными играми, то вашим надеждам не суждено будет сбыться потому что, а) нормальных разработчиков и менеджеров в конторе не осталось, б) игры Blizzard уже не интересуют, они делают магазин (почему так получилось мы рассмотрим на примере Diablo Immortal когда я пройду ее до конца). Вероятнее всего, Activision прикроет Bizzard лавочку после очередного провала (конечно есть шанс, что команда DIV возьмется за ум, но верится в это с трудом).
Тем временем Activision показала очередную часть Call of Duty, врагами в которой выступают: мексиканские наркокартели, иранцы и русские. В целом ожидаемо. Осталось добавить в этот почетный список китайцев и новая ось зла будет сформирована. В свою очередь ждем китайских игр, где “желтолицые черти” от души мочат мировых демократизаторов (см. китайский кинематограф). Вообще, конечно, интересно. как игровой ландшафт изменится в рамках нового Ледяного противостояния. Что-то такое мы видели в конце 80-ых, но теперь лупить по виртуальным целям будут с обеих сторон.
У UBISOFT ПРОБЛЕМ НЕТ
Проблем нет потому, что новые игры отсутствуют. Демонстрация Убиков была посвящена Assassins Creed Origins, которая работала на скорости 60fps. Мало того, что это игра прошлого поколения, так еще и патчи подобные этому, рядовые фанатики делают за пару недель.
Потом показали драконов в Valhalla и тут стало понятно, что у парней поехала крыша. Столь странный подход к разработке исторической серии имеет явные признаки психологического заболевания. Разработчиков этого кошмара надо не столько жалеть, сколько лечить.
Поскольку новая часть Assassin's попала в developer hell, Убики решили развлекать геймеров онлайновыми Ghost Recon, Division и Skulls and Bones (если она сумеет добраться до релиза осенью). Вообщем, все очень плохо, поскольку означенные выше проблемы также накладываются на череду harassment скандалов, от которых сотрясаются внутренние студии Ubisoft. Действительно, когда работой заниматься, если одни программисты к другим каждый день пристают (на месте топ-менеджеров Ubisoft я просто бы собрал персонал в шарашку, где-нибудь под Шанхаем и заставил бы фигачить от клавиатуры и до заката).
Я не удивлюсь, если в ближайшие пару лет Ubisoft будет продана SONY и игровой мир удивится очередной “сделке века”.
КОРЕЯ ПРЕТЕНДУЕТ НА ЛИДЕРСТВО
Случилось то, о чем я предупреждал еще пару лет назад. Знамя одиночных игр, выпавшее из лап западных игроделов, подхватили восточные компании. Точнее сказать - корейцы, которые понимают западного игрока намного лучше японцев и тем более китайцев. В результате одну из самых ожидаемых игр года делает корейская студия Krafton, подобравшая под свое крылышко творческую команду Dead Space. Если игра станет большим хитом, то корейцы, скорее всего, начнут финансировать и другие нишевые сингл-плеер проекты. При этом корейские игры будут выходить сразу на всех платформах, подрывая авторитет консолей 9-го поколения.
CREATIVE ASSEMBLY И ХИПСТЕРЫ
Обзор летних игровых конференции я завершу рассказом об эпическом провалe авторов Total War, которые представили на суд игроков очередной клон Fortnite. Игра от авторов Aliens, представляет собой PvX шутер, про команду разноцветных хипстеров, которые сражаются с капиталистами на дощечках от скейтборда. Сражаются разумеется в космосе, поскольку РФ и США уничтожили планету.
Выглядит Hyenas, так же, как Bleeding Edge, XDefiant, Crucible и Battleborn. Шансы на выживание в нашем суровом странном мире у подобной игры близки к нулю, Остается лишь догадываться, о чем думали авторы, разрабатывая столь странную и отставшую от жизни игру. Вероятно, разработчики не догадываются и о том, что баттл-рояли уступили место проектам в стиле Тарков и Hunt Showdown. Кончится все это печально, но дураков могут научить лишь грабли, из раза в раз бьющие по одному и тому же месту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы стоим на пороге грандиозных перемен, которые изменят облик игровой индустрии на грядущие десятилетия. Вперед нас ждет много интересного, и возможно опасного. Однако вешать нос не стоит. Как говорил по схожему поводу еще один деятель эпохи MTV (нет, это не Вася Стрельников): “Но мы подсчитаем, и тогда все все узнают. И мы в первую очередь. А если кто слишком умный, пусть сам считает, а мы потом проверим. И доложим, куда попало.”
25.06.2022
(с) Илья Садчиков