Тропа Хо Ши Мина - знаменитая транспортная артерия Северного вьетнама, которая на всем протяжении Второй индокитайской войны использовалась для снабжения партизан Юга оружием и боеприпасами. Вероятно, основа тропы существовала еще в 50-ых годах XX века, но американцы обратили на нее пристальное внимание лишь в 1961 году, когда столкновение с силами Вьетконга стало неизбежным. Тропа никогда не была единственной транспортной артерией вьетконга. Дополнительное оружие для партизан доставлялось из Китая при помощи контрабандистов, а также в трюмах китайских и советских кораблей, которые забирали груз в северном Вьетнаме и разгружались в Камбодже. Здесь оружие и боеприпасы грузили на сухопутный транспорт, который доставлял груз в Южный Вьетнам по тропе Сианука (грузы по ней стали возить в мае 1966 года). Морская перевозка оружие была выгоднее транспортировки груза по земле, но такие перевозки были более рискованными, потому что американцы полностью контролировали море. Еще одним важным наземным путем была прямая дорога, ведущая из Лаоса через густые джунгли на юг Вьетнама. Ей начали активно пользоваться в 1970 году, после потери доступа к портам Камбоджи. Несмотря на то, что американцы пытались разрушить тайные тропы на протяжении всей войны, они так и не преуспели в своем начинании. Большая часть усилий американской авиации была сосредоточена на Лаосском направлении. Атакам подверглась территория, которая простерлась на расстояние в 125 миль от демилитаризованной зоны (DMZ) на востоке до Тайской граница в районе маленького городка Тчепоне.
Дополнительные проблемы американцам доставляли подземные транспортные пути, которые раскинулись на многие мили под пространствами джунглей. Вьетнамцы достигли серьезных успехов в создании подземной инфраструктуры. Так например, подземный комплекс Чу Чи, использовавшийся также для транспортировки грузов, начал строиться в 1948 году и в конце своего строительства достигал пяти этажей в глубину. Комплекс начинался в 150 милях от Камбоджийской границы и дотягивался до окрестностей Сайгона. Внутри комплекса были построены многочисленные госпитали, командные пункты, казармы и центры управления. Уничтожить Чу Чи сверху было практически невозможно. Подземный же рейд мог обернуться огромными жертвами среди тех смельчаков, которые рискнули нырнуть во влажную тьму подземелья.
Путь Хо Ши Мина был наиболее короткой дорогой из Северного Вьетнама до театра военных действий в южной части страны. Большая часть пути проходила через густые джунгли, двигаться через которые можно было только пешком (в лучшем случае, на велосипеде или мотоцикле).
Климат и топография местности, раскинувшейся вокруг Тропы Хо Ши Мина, представляли собой серьезные трудности, как для американцев, так и для вьетнамцев. Погода в регионе боевых действий часто была ужасной. С мая по октябрь джунгли сжимали дороги в своих зеленых объятьях, дорожное полотно могло сужаться до 2 футов. Сама тропа тонула в грязи и воде, которая скапливалась в низинах. Именно по этой причине, наибольшая активность пути приходилась на зимние месяцы, когда дорога подсыхала. Кроме того, путь проходил через гористую местность Труон Сонг и плотные джунгли, что делало дорогу невыносимой для носильщиков, каждый из которых нес 60lb груза. Поскольку тропа защищала транспорт и путников от прямых воздушных атак, американцы непрестанно бомбили “дорогу”, сбросив на нее, в конечном итоге, 4 миллиона тонн боеприпасов.
Первыми героями Тропы Хо Ши Мина стали 700 коммунистически настроенных южно-вьетнамцев, который перебрались на север в 1954 году (после завершения французской оккупации), и вновь вернулись на юг с оружием, захваченным у французов. Эти бойцы сформировали ядро будущего Вьет Конга. После того, как пламя войны распространилось на юг страны, в военные ячейки Вьет Конга стали вливаться многочисленные бойцы, родившиеся на Севере. В июне 1968 года число, присутствовавших на севере бойцов NVA обогнало численный состав Вьетконга. В этот момент партизанская война окончательно превратилась в битву двух враждебных государств.
ГРУППА 559
Плановые поставки ресурсов в Южный вьетнам начались в 1959 году, после того, как на территории Северного вьетнама была создана инженерная Группа 559. В начале группой руководил полковник Во Бам, а позже генерал-лейтенант Донг Си Нгуен. Организация была разделена на ряд административных округов, получивших название Бин Трам. Эти округа работали на протяжении всей войны и на их благо трудились не менее 100,000 вьетнамцев (а также китайцев, лаосцев и камбоджийцев). Эта трудовая армия строила и чинила дороги, мосты, создавала многочисленные склады, возведенные на всем протяжении тропы Хо Ши Мина.
Работали, как правило, зимой. В сезон дождей многие специалисты Группы 559 возвращались на север, поскольку строительство дорог и зданий в это время года было затруднено.
Начиная с июля 1953 года и до конца 1963 года по пути Хо Ши Мина было переброшено 400,000 повстанцев вместе с оружием и боеприпасами. Большую часть груза несли носильщики, но иногда особенно ценный груз перевозили при помощи грузовиков. Начиная с 1965 года Группа 559 (в 1970 году ее переименовали в Армию Труонг Сона) прокладывала 280 миль дорог в год. В 1971 году темпы строительства поднялись до 650 миль дорог в год. Строительство транспортных путей осуществлялось с помощью тяжелой техники. Американские пилоты с завидной регулярностью видели, как на вьетнамских дорогах работают захваченные вьет конгом бульдозеры и грейдеры. К моменту завершения войны Группа 559 набралась мастерства и начала строить мосты и прочные дороги, шириной 18-25 футов.
Вьетнамские студены несут снаряды. Снаряды будут в дороге три месяца, после чего артиллеристы израсходуют их за считанные минуты. Снаряды составляли 90% от числа всего грузопотока, идущего по тропе Хо Ши Мина.
Советские и китайские военные также оказывали посильную помощь вьетнамцам. В 1966 году вьетконг получил первые артиллерийские орудия и снаряды Если на юг текла бесконечная река оружия и боеприпасов, то в обратном направлении увозили раненых и гражданских (в основном это были родственники бойцов вьетконга). На территории закрытых участков дороги в Лаосе и Камбодже появились командные и логистические центры, грузовые парки и склады оружия. К 1970 году на территории Камбоджи находилось уже 182 склада NVA и VC, множество столовых и тренировочных лагерей, имеющих неразрывную связь с дорогой.
Во время операции Lam Xon 719 в 1971 году, строители дороги развернули в тыловой зоне один из самых масштабных комплексов войны, состоящий из 8 тренировочных лагерей, 3 госпиталей, 20 грузовых парков и многочисленных бункеров хранения. Защиту комплекса обеспечивали 59 зенитных орудий и три батареи SA-2. Как правило пункты поддержки находились на расстоянии однодневного перехода друг от друга. Склады и сервисные сооружения были тщательно замаскированы, чтобы обезопасить их от ударов с воздуха.
Американские Т-28D из состава 609SOS.
В 1975 году генерал Гиап доложил руководству, что путь Хо Ши Мина в целом закончен. Север построил 3000 миль нефтяных трубопроводов для того, чтобы поддерживать движение грузовиков с самой северной до самой южной точки пути. Трубы прокладывались глубоко под землей, для того, чтобы американская армия не смогла обнаружить их по исходящему наружу теплу. В Лаос нефтепроводы проложены не были, так что топливо туда доставлялось при помощи нефтевозов и пластиковых канистр. К моменту завершения конфликта тропа Хо Ши Мина представляла собой 650 миль твердых дорог шириной 25 футов. Именно эти дороги использовались NVA для финального натиска на Юг.
ОТВЕТ ВАШИНГТОНА
Лаос приобрел независимость в 1954 году, тогда как нейтральный статус это индокитайское государство получило в 1962 году. Территория Лаоса раскинулась Между Китаем, Вьетнамом, Камбоджей, Тайландом и Бирмой. Подобно Вьетнаму Лаос имел длительную историю кровавых войн и конфликтов, но его нейтральный статус обеспечивался непрестанным вниманием Соединенных Штатов, руководство которых не хотело, чтобы эта страна встала на коммунистический путь развития. Впрочем, Лаос недолго стоял в стороне от надвигающегося конфликта. В 1954 году на территории страны вспыхнула гражданская война между Лаосским правительством (при поддержке Франции и США) и коммунистами Патет Лао (его поддерживал Вьетминь, а потом VC). К 1961 году на территории Лаоса находилось несколько тысяч вьетнамских коммунистов, которые с оружием в руках сражались за Лао, а также занимались строительством тайных путей, ведущих в Лаос из Северного вьетнама. На словах Север поддерживал нейтралитет соседней страны, но по факту коммунисты занимались тайной интервенцией, которая имела далеко идущие планы.
Бойцы NVA готовятся атаковать империалистов.
Слабое Лаосское правительство пыталось сопротивляться NVA, но силы были неравны. США официально делала вид, что не вмешивается в ситуацию. Таким образом операция Barrel Roll (воздушное наступление на Лаос в пользу генерала Ванг Пао) была проведена в полном секрете от Конгресса и Кеннеди. Несмотря на то, что посол США в Лаосе активно поддерживал политику Кеннеди относительно нейтралитета, ЦРУ нашло способ, как решить эту проблему и помочь местному правительству при помощи легких самолетов, а также гражданских подрядчиков типа Air America.
Лаос был важен для США, так как по его территории проходила часть тропы Хо Ши Мина, нейтрализация которой стала для американцев важнейшей задачей. В 1964 году генерал Уильям Уэстморленд, командир MACV (Military Assistance Command Vietnam) решил перерезать тропу Хо Ши Мина при помощи четырех армейских дивизий, что потребовало бы прямого вторжения в Лаос. Согласно его концепции, крупные силы американской армии нужны были для масштабного вторжения в соседнюю страну с последующим разрушением транспортных путей вьетконга. Для решения задач вторжения, вдоль пути Хо Ши мина были расставлены звуковые улавливатели AN/PPS-4 и звуковые детекторы PS-33. Эта электроника позволяла “услышать” солдат и грузовые автомобили, двигающиеся на расстоянии трех миль.
Это интересно. Начиная со Второй мировой войны, американская штурмовая авиация действовала, в основном, против наземных частей противника в светлое время суток. Однако даже в начале 60-ых годов американцы не представляли как можно эффективно уничтожать противника, люди и техника которого перемещается под покровом ночной темноты среди густого тропического леса.
Тропа Хо Ши Мина. Леса вокруг дороги уничтожены американской штурмовой авиацией.
О том, что NVA активно перебрасывает людей на Юг Вьетнама американцы узнали в 1961 году, когда четыре RC-101C совершили дневной разведывательный полет над Лаосом и обнаружили, что на территории джунглей вольготно раскинулась сеть транспортных путей и наземных укреплений VC. Позже, в том же 1961 году воздушной разведкой Лаоса начали заниматься RF-101C Able Marle с базы Дон Муанг, Тайланд и B-26 Black Watch (использовался для ночной разведки). Кроме того, на вооружении американцев находилась RB-57E Patricia Linn, имеющая инфракрасные сенсоры. Ночные операции представляли серьезную сложностью для этих машин, но ситуация изменилась, когда в 1965 году у американцев появились RF-4C и U-2.
Прямые бомбардировки Лаоса в рамках операции Barrel Roll начались в августе 1964 года. Первые атаки совершили F-105D из 36-го TFS, которые размещались в Корате, Тайланд. 14 августа те же самые машины нанесли удар по зенитной батарее Патет Лао в долине Кувшинов (несколькими днями ранее эта батарея сбила лаосский AT-28). После серии атак самолеты вернулись на базу, но F-105D лейтенанта Дэвида Грабена (62-4371) был столь сильно поврежден осколками зенитных снарядов, что его пришлось списать.
Удары по позициям повстанцев продолжились и в декабре, когда на смену 36 TFS пришли F-105D из состава 18TFW. Эти машины находили цели для правительственных T-28, которые были поставлены в Лаос по “черным каналам” ЦРУ. При этом T-28 пилотировали лаосцы и тайцы, прошедшие обучения по американским программам подготовки пилотов (56 крыло специальных операций). Также лаосцам помогали американские пилоты, которые избавились от всех документов и летали в гражданской одежде на лаосских O-1, U-6 и T-28. Как правило американцы выполняли задачи передового воздушного контроля в рамках программы FAG (Forward Air Guide). Вылеты совершались с крохотных аэродромов, в том числе и с полос размером 600 х 50 футов, расположенных в горах Фу Фа Ти (здесь же располагалась совершенно секретная радарная установка, обеспечивающая работу американской авиации в рамках операции Rolling Thunder).
Американская база подскока.
Это интересно. В январе 1967 года горный комплекс атаковали бипланы Ан-2, с которых бойцы NVA сбрасывали ручные гранаты. Американцы сбили один биплан с помощью вертолета UH-1 и ручного оружия. Комплекс был захвачен вьетнамцами лишь в марте 1968 года.
ЮЖНЫЙ ЛАОС
Для того, чтобы пресечь перевозку оружия через южные регионы Лаоса, американцы инициировали операцию Steel Tiger, в рамках которой авиация должна была наносить удары по дорогам, которые начинались на горных перевалах Кео Нуа, Му Гиа, Бан Карай и Бан Лабой, тянулись через Долину Кувшинов и соединялась с китайскими путями, бегущими через отлично защищенный перевал Бартелеми. Лаосское правительство не атаковало проблемные территории перевалов, поскольку во время проведения подобных операций, войска Патет Лао и силы NVA начинали наносить удары по крупным городам и деревням страны. Внимание Лаосской армии и ВВС США концентрировалось на отражение нового натиска, а “вьетнамская дорога жизни” продолжала функционировать в прежнем режиме.
Колонна грузовиков идущих по тропе Хо Ши Мина, преодолевает не глубокую, но бурную реку.
В 1969 году в районе перевалов действовало не менее 4000 лаосских солдат, которые, будучи разбитыми на маленькие группы, внимательно наблюдали за дорогой и, в случае необходимости, наводили на цель самолеты штурмовой авиации. Частенько подобные группы забрасывалисьв джунгли на вертолетах. Если вьетнамцы захватывали такую ДРГ в плен, то ее бойцов можно было использовать для приманивания американских спасательных машин. Поскольку нападения на вертолеты стали регулярными, американцы стали конвоировать UH-1, медленными, но надежными поршневыми штурмовиками А-1 Skyraider.
Когда конфликт во Вьетнаме начал набирать обороты, президент Джонсон санкционировал атаки американской авиации, направленные на лаосский сегмент тропы Хо Ши Мина. В основном американские самолеты действовали в зоне операции Steel Tiger, которая для удобства командования была разделена на Северный (крикет) и Южный (Тайгер Хаунд сектор). Атаки на вьетнамский и лаосский военный транспорт начались в апреле 1965 года. B-57 наносили удар, тогда как С-130 сбрасывали на пути осветительные снаряды. В 1966 году американцы начали бомбить дорогу при помощи пилотов из эскадрильи “Равен”, которые пилотировали маленькие наблюдательные самолеты в зоне Тайгер Хаунд.
Наведение самолетов на цель осуществлялось подразделениями MACV-SOG (Military Assistance Command, Vietnam - Studies and Observation Group), который высаживались с вертолетов и прочесывали джунгли в поисках подходящих целей. Интересно, что приближаясь к вражеским укреплениям бойцы подразделения, снимали защитные шлемы, для того, чтобы лучше ориентироваться по звукам выстрелов автоматического и зенитного оружия. В противном случае вьетнамский объект можно было обнаружить, лишь уткнувшись в него носом.
Одно из придорожных укреплений NVA на территории Лаоса.
В 1965 году в рамках операции Tiger Hound в Лаосе действовали F-105D с базы в Нахоне. В том же регионе вела боевую работу 505-тактическая группа, действующая их Ханома и вооруженная O-1E. За один декабрь 1965 года F-105 и O-1 совершили 809 вылетов и атаковали несколько сотен конвоев. Впрочем, успех американцев носил ограниченный характер, ибо каждый удар приходилось согласовывать с командованием, находившимся в Вентяне, Лаос.
В январе 1966 года, ЦРУ начала операцию Cricket. Во время боевых вылетов по пути Хо Ши Мина Были нанесены десятки ударов с самолетов F-105D. Статистический анализ данных показал, что для уничтожения одного грузовика требовалось шесть F-105 одновременно атакующих цель. В некоторых случаях взрыв одного грузовика с боеприпасами приводил к подрыву все колонны, но иногда случались обратные ситуации. Так например в июле 1966 года американцы разбомбили склад оружия, расположенный рядом с дорогой. Несмотря на то, что возле склада находилась колонна грузовиков, водители смогли отвести машины в джунгли, избежав вторичных детонаций. Как правило, вторая атака по оружейным транспортам успеха не имела, поскольку машины успевали скрыться в джунглях.
Начиная с мая 1966 года F-105D бомбили тропу Хо Ши Мина в ночное время при поддержке C-130 и B-66. Позже эти миссии начали выполнять базирующиеся в Убоне F-4C из состава 497 TFS и А-26 из состава 606 SOS (этот тип машин отлично проявил себя в ночных атаках).
Два F-105D из состава 562TFS над Лаосом. Самолеты вооружены бомбами M117 и 2.75 дюймовыми ракетами.
К февралю 1968 года над Лаосом было потеряно (по американским данным), 20 F-105D и 13 F-4C. Катапультироваться над Лаосом было предельно опасно. Во-первых, летчик оказывался во враждебных джунглях, а во-вторых, по его следу шли партизаны Патета Лао или бойцы NVA, которые не питали особо дружественных чувств к американским пилотам. И это было еще не самое страшное. Хал Бингаман, один из офицеров 354 TFS вспоминал, что однажды поисковая группа нашла висящего на дереве пилота F-105D раздетого догола и без единого кусочка кожи на теле. Так что сбитые пилоты подвергались серьезной опасности и поисковые группы пытались найти их как можно быстрее.
После того, как план Уэстморленда была отклонен, американские военные аналитики разработали еще три плана разрушения транспортных путей ведущих в Лаос. Один из планов предусматривал перерезание тропы Хо Ши Мина при помощи массивной стены, а также минных полей. Защиту стены от наземных атак обеспечивали многочисленные датчики движения. План был грандиозным, но американцы были уверены, что смогут реализовать его в разумный срок. Еще один план предполагал создание радиоэлектронного барьера, тянущегося вдоль известных частей тропы. Барьер должен был патрулироваться самолетами, которые бы наносили внезапный удар по обнаруженным целям. Стоимость проекта оценивалась в диапазоне от 800М до 1 миллиарда долларов. Электронный барьер был частично реализован, но его эффективность оставляла желать лучшего. Другие планы предусматривали минирование гавани Хайфона и уничтожение железнодорожного полотна ведущего из Северного Вьетнама в Китай. От двух последний идей Джонсон отказался потому, что не хотел злить СССР и КНР.
A-1 идет в атаку на позиции вьетконга.
В конечном итоге, Джонсон отклонил план прямого вторжения в Лаос и дал зеленый свет операции Rolling Thunder, во время которой авиация США нанесла удары по территории Северного Вьетнама. Кампания сопровождалась продолжительными паузами, во время которых американцы пытались оценить эффект, который бомбардировки оказывали на коммунистическое правительство.
Несмотря на то, что бомбардировки разрушали инфраструктуру севера, они никак не могли повлиять на решимость бойцов NVA и на транспортную связность тропы Хо Ши Мина. ЦРУ тем временем продолжало проводить тайные операции на территории соседнего нейтрального государства. Война, задуманная как быстрая интервенция с понятным результатом стремительно вырождалась в многолетнее противостояние исход которого не был гарантирован ни одной из сторон конфликта.
Если вам понравилась данная статья и вы хотите прочитать продолжение, не забудьте поставить лайк!
(с) Илья Садчиков
На основе Osprey - Air Campaign 018
30.05.2022