Когда запускаешь игру Paradox сразу понимаешь, что а) быстро в ней разобраться не получиться, б) на нее придется потратить десятки, если не сотни часов реального времени. В последнее время я, в основном, играл в Hearts of Iron IV, но теперь пришла пора поднять голову и устремиться к звездам. Сегодняшний обзор будет посвящен грандиозному проекту Stellaris, который вышел пять лет назад, но все еще развивается и показывает геймерам игровой процесс, отличающийся от стандартных проектов, выполненных в 4X жанре.
Империя идет на войну.
Запустив Stellaris, геймер, как водится, собирает расу с которой будет покорять звезды. На выбор предлагаются самые разные обитатели Галактики, начиная от гуманоидов, кончая тиранидами и живыми кристаллами. Настроить можно не только внешний вид любимой цивилизации, но также родную планету и социально-политическую модель будущей империи. Игрок способен сделать военных материалистов или мистических пацифистов. Играть будет интересно в любом случае. Определившись с настройками расы и галактики геймер попадает в родную систему, где уже есть колония и космическая база и начинает строить Империю.
Деспотическая империя Соленых лисичек готова устремиться к звездам. Мы изобретательные, ленивые и очень милые. А еще у нас милитаристский матриархат.
На первых порах Stellaris напоминает классические стратегии в стиле 4X (Master of Orion и Reach for the Stars). Однако, победа в Stellaris имеет далеко не первостепенное значение. Игрок получает удовольствие не столько от перекрашивания галактики в любимый цвет, сколько от ролевого отыгрыша за созданную расу. При этом интересно играть даже за тормозные и нестандартные цивилизации, обреченные на гибель в среднесрочной перспективе. Впрочем и здесь есть свои хитрости. Если ваша раса не эффективна, вы можете просить покровительства у Угасших империй или войти в состав федерации.
Впрочем, вернемся к строительству космической Империи. Как и в других подобных играх, ваша задача заключается в быстром изучении окрестных звездных систем и поиске планет, подходящих для колонизации. Найти такие планеты будет не просто (если вы не робот, конечно). Многие миры не способны принять поселенцев и их придется оставить для последующего терраморфинга поверхности. Пространство империи расширяется при помощи космических баз, при этом попытки строительства инсталляций далеко от границы Империи требуют значительного расхода ресурсов. Через некоторое время между вашими базами сформируется торговая сеть, которая станет приносить вам прибыль и проблемы. Сеть придется охранять от пиратов (последние могут создать даже свои королевства), а значит вам понадобиться военно-космический флот, вооруженный по последнему слову техники.
Мы находимся на галактическом юге. На северо-востоке живут наши друзья - бычки пацифисты. На севере - тусуются глупые пернатые. На северо-западе находится империя жестяных людишек. Они наши враги и мы им сейчас наваляем (кликабельно).
Это интересно. Большая часть галактических рас передвигается по межзвездным коридорам. Контроль над которыми жизненно важен для расширения Империи. Также в игре есть червоточины и L-врата, позволяющие двигаться в пространстве при помощи альтернативных физических законов. Наконец, в добавке Overlord появился еще один тип передвижения - гравитационная катапульта, способная отправить целый флот в одном направлении (то есть вернуться назад будет не просто).
Для развития Империи игроку нужны ресурсы. Энергия - универсальная валюта игры требуется для поддержки зданий и космического флота, блага - нужны для повышения морали имперских жителей, руда - для строительства зданий и наконец, сплавы - требуются для создания космических кораблей. Большая часть ресурсов добывается на планетах, при помощи специальных зданий. Также ресурсы можно извлечь из астероидов и мертвых миров, которые в изобилии разбросаны по Галактике. Наконец, отдельные системы имеют в своем распоряжении уникальные ресурсы, необходимые для производства специальных машин и конструкций. За места, обладающие подобными ископаемыми или частицами частенько разворачиваются полномасштабные войны.
Конструируем крейсер. Главное напихать в него всего и побольше. Движки у нас мощные!
Строительство баз и колоний - это игра в игре. На поверхности планеты можно строить районы (ориентированные на выработку ресурсов) и здания (приносящие особые виды пользы). Районы и здания сами по себе не работают, на них нужно назначать колонистов или роботов, если они у вас есть. При этом Император может повысить эффективность планеты, выбрав ее специализацию или пригнав на работу новых поселенцев. Совсем интересные ситуации появляются тогда, когда на планете вкалывают роботы, миньоны или рабы. Короче говоря, экономику планеты можно настроить под собственный стиль игры и здесь нет банальных решений. Что касается космических баз, то их можно экипировать военными или гражданскими модулями. Таким образом в центре Империи имеет смысл возвести доки, тогда как на окраинах королевства логично построить вооруженные до зубов Звездные крепости.
Кибаранский шторм - черная дыра на окраине исследованного мира.
Конечно же в игре есть режиме строительства новых классов космических кораблей. В целом в нем нет ничего нового. Берем корпус, ставим в него реактор помощнее, двигатели побыстрее, добавляем щиты и наступательные системы по вкусу. Чем больше корпус, тем больше девайсов можно в него инсталлировать и тем дороже в производстве будет такой корабль. Забавно, что помимо корветов, эсминцев, крейсеров и линкоров в игре есть титаны и колоссы. На вершине “пищевой цепочки” стоит Джаггернаут - громадная машина разрушения, способна ввергнуть Галактику в Темные века. Впрочем, построить ее смогут далеко не все. Точнее, мало кто сможет это сделать!
В системе Сигма Дракона нами был обнаружен заброшенный оплот какой-то древней цивилизации. Лучше мы с ними связываться не будем, потому что выглядит все это крайне крипово.
Расширяя имперское пространство игрок неизбежно столкнется с другими цивилизациями. Поболтать с ними сразу не получится. Сначала придется расшифровать язык пришельцев, и для этого вам понадобиться ученый, способный возглавить научный процесс. В некоторых случаях чужие первыми вступают в контакт. Иногда, контакт оказывается вообще невозможен. Подобно другим играм Paradox, Stellaris имеет расширенную систему дипломатии, так что с чужими расами можно заключить весьма хитроумные пакты и договоры. Ну и воевать, конечно!
Также в игре предусмотрена система Традиций, которая позволяет тонко настраивать Империю под текущие цели развития. Для создания новой традиции требуется потратить особый ресурс, известный как Unity (Единство). Успешно заложенная традиция будет поддерживать Империю в течение столетий, а также даст игроку приятный бонус, способный несколько облегчить борьбу за выживание.
В космосе надо всегда быть настороже!
Путешествуя по Галактике игрок будет встречать осколки погибших цивилизации и разнообразные аномалии, которые запускают цепочку текстовых исследований. В некоторых случаях изучения аномалии приводит к технологическому прорыву. Однако, будьте внимательные, “любопытные Варвары” (или варвары?) могут разбудить древних космических богов и обречь свою цивилизацию на разрушение.
Ближе к концу игры Империю ждет глобальный кризис, который способен изменить судьбу Галактики. Как правило, кризис связан с захватчиками, которые приходят из межзвездной пустоты или иных измерений. Также есть уникальный кризис связанный с восстанием машин на всех подконтрольных планетах. Кризис протекает в несколько фаз и несет серьезную угрозу цивилизации даже в том случае, если его сложность не высока. Если сложность кризиса превосходит ваши возможности, катастрофа уничтожит не только Империю, но и катком прокатится по окружающим государствам. Иногда кризис становится причиной гибели всей Галактики, а иногда толчком, который выводит Империю на новый этап развития.
Местная федерация - сборище болтунов. Пускай себе принимают законы, а мы пока будем захватывать жестокую Галактику.
Подобно другим творениям Paradox, Stellaris очень многогранная и чрезвычайно атмосферная игра. К несчастью локальный туториал сделан из рук вон плохо. Как всегда он учит самым основам игры, да так неуклюже, что лучше его вовсе отключить, чтобы он на глаза не попадался. Совсем плохо то, что tutorial рассказывает о старых механиках и ничего не говорит о новых. Внимательное изучение youtube практически обязательно для успешного начала игры. Впрочем, будьте готовы к тому, что первая Империя у вас будет корявой и нормальная игра начнется лишь с третьей, четвертой или даже пятой попытки.
Отдельной строкой хотелось бы отметить выдающийся музыкальный ряд игры. в котором величественные имперский гимны, сочетаются с ариями космической пустоте и электронными маршами разрушения.
Эти живые деревья наши дружбаны. Сначала они были милитаристами, а потом внезапно стали либеральными демократами.
Техническая часть игры оставляет желать лучшего. Большие империи способны затормозить даже мощный компьютер, ну а глобальные войны на высоких скоростях превращают космическое приключение в слайд-шоу. Так что готовьте мощный CPU и десятки гигабайт оперативной памяти.
Click to view
ЗА
-Эпическая история завоевания космического пространства
-Множество рас и политических систем
-Килотонны квестов, тысячи загадок, разбросанных по космосу
-Мощный конструктор кораблей
-Мега-сооружения
-Развития система дипломатии
-Выдающаяся электронная музыка
ПРОТИВ
-Корявый туториал
-На вхождение в игру понадобятся десятки часов
-Иногда Clauzewitz Engine изрядно тормозит
-Логика поведения алиенов частенько непредсказуема
Если вам нравятся игровые обзоры, то не забудьте поставить лайк и подпишитесь на мой телеграмм канал.
https://t.me/GreatBlackShip19.05.2022
(с) Илья Садчиков