В конце 90-ых годов прошлого века Стивен Спилберг и его фирма Dreamworks пытались штурмом взять Олимп компьютерных игр. Первым успехом стала Medal of Honor, которая породила целую серию военных FPS. После этого Dreamworks задумала создать экспериментальный шутер нового поколения. Позвав на помощь Клайва Баркера, разработчики решили выпустить хоррор на основе продвинутого Unreal Engine. Проект, получивший название Clive Barker’s Undying, увидел свет в феврале 2001 года и практически сразу получил культовый статус. Только вот массовые игроки про него не узнали, пропустив мимо себя один из самых странных и пугающих шутеров всех времен и народов.
Патрик и Иеремия - главные герои игры.
Действие игры разворачивается в 1923 году в Ирландии. Патрик Галловей - оккультист и ветеран Первой мировой, прибывает в особняк своего друга Иеремии Ковенанта. Последний уверен в том, что над его семьей довлеет древнее проклятье. Приступив к изучению особняка Патрик понимает, что Иеремия не далек от истины. Внутри манора поселились оборотни и кошмарные твари, приходящие из других измерений. Однако, самым неприятным сюрпризом для Галловея стало то, что братья и сестры Иеремии вернулись из мертвых и начали приводить в исполнение ужасающий план, связанный с концом человечества.
Жутчайший особняк Ковенантов.
Запустив Undying вы сразу же увидите, что игра сильно отходит от канонической формулы FPS. Галловей владеет оружием и магией одновременно. Именно по этой причине револьвер находится в левой руке игрока, тогда как магические заклинания лежат в правой. Быстрый перебор оружия осуществляется при помощи кругового инвентаря (как в консольных играх). Здесь их два - один для магии, другой для девайсов. Также в игре имеется стандартный вертикальный инвентарь, в котором хранятся серебряные патроны, аптечки и магические усилители. Орудовать сразу в нескольких инвентарях довольно сложно, для этого надо быть осьминогом. По этой причине к сражению игрок готовится заранее, подбирая необходимую пару: пушка + магия. Этот номер работает, потому как Галловея частенько атакуют монстры лишь одного типа.
Онейрос - мир ночных кошмаров. Учитывая особенности игры - это может быть то самое место, откуда приходят сенобиты (в Undying есть как минимум один).
В игру было добавлено три вида стандартного оружия: дробовик, коктейль молотова и шестизарядный револьвер. Также в левую руку можно взять магический камень, тибетскую воздушную пушку (с головой дракона), кельтскую косу и странный стреломет. В правой руке игрок держит волшебную стрелу, заклинание ускорения (оно не только убыстряет Патрика, но также повышает темп стрельбы), dispel (способен наносить урон магическим монстрам), магию воскрешения, волшебный щит или магию взрывающихся черепов. Местные спеллы можно комбинировать друг с другом и с разными видами оружия, что приводит к появлению занятных эффектов. Например, игрок может на спидах вбежать в комнату, снять с колдунов магические щиты, а потом перебить уязвимых антагонистов огненными патронами.
Мир вечной осени. Опасайтесь каннибалов.
Это интересно. В игре есть специальное заклинание, которое показывает альтернативную и крайне жуткую реальность, окружающую Галловея. В местах, где подобный спелл может быть активирован, жуткие голоса шепчут See…
Сестричка Иеремии стала Банши и перебралась в склеп. Придется снести ей тыкву косой.
Арсенал монстров в Undying не велик. Здесь есть мелкие гремлины, скелеты, бандиты трех разных видов, каннибалы, злые монахи и несколько тварей, пришедших из Онейроса (крайне злой вариант Dreamlands, придуманный Клайвом Баркером). В начале путешествия Патрик сражается с бандитами, да с криповыми чертиками не умеющими кастовать. Ближе к финалу игрок столкнется с магическими существами и чудовищами, живущими сразу в нескольких измерения. Каждый представленный в игре монстр может быть убит из любого оружия. Однако, в игре есть определенные сочетания заклинаний и стволов, которые крайне эффективны против некоторых бестий. Например, скелет может быть убит из дробовика, но куда быстрее разобрать его магией. Злые оборотни убиваются из револьвера, но гораздо круче снести им бошку кельтской косой.
Проклятые дольмены. Здесь и началась эта кошмарная история, когда дети Ковенантов решили поиграть в темные ритуалы.
Помимо рядовых монстров в игре есть боссы, для победы над которыми надо обладать определенными умениями и сноровкой. Закидать босса пулями не получится. К каждому придется найти уникальный подход. Это может вызывать определенные проблемы у современных игроков, которые привыкли к тому, что босс отличается от обычного монстра лишь новой моделькой, да длиннющим хелс-баром.
Это интересно. Авторы проекта постарались и сделали каждую смерть Патрика уникальной. Если оборотни отрывают Патрику голову, то твари Онейроса буквально сминают тело героя и утаскивают его в свое жуткое измерение.
Тибетская воздушная пушка в действии. Не обращайте внимания на внешний вид. По факту это помесь шотгана с огнеметом.
Уровни игры крайне разнообразны. Игрок сможет посетить огромный особняк Иеремии, руины монастыря (а также его альтернативу из XI века), склеп Ковенантов, морские пещеры, мир Вечной осени, Ирландские луга, а также ужасающий Онейрос. Уровни в игре огромные, блуждать по ним можно долго, поскольку тут полно тупиков секретных дверей и скрытых тропинок. Иногда на поиск верного пути может уйти несколько десятков минут. Да и вообще, здесь элементарно запутаться, поскольку отдельные части карты погружены во тьму и изобилуют бесконечными монстрами. Тот же особняк Патрик будет посещать несколько раз, при этом внутри его коридоров будут открываться все новые и новые проходы. Несмотря на то, что уровням Undying не хватает детализации, сделаны они крайне атмосферно. Только посмотрите на коридор с развевающимися занавесками, на заснеженный средневековый монастырь или на вечную осень умирающего мира. Эффектно выглядит и Онейрос, представляющий собой адский город, висящий над кровоточащей бездной.
Средневековый монастырь. Попасть в него можно через магический портал.
Это интересно. В начале 00-ых годов XXI века Undying не только эффектно выглядел, но и не на шутку пугал. В то время в квартире родителей шел ремонт и мне приходилось играть ночами, сидя на пылесосе в кладовке. Опыт был крайне необычный, а ощущение от геймплея - жутковатые. Некоторые места игры казались крайне криповыми. Ныне Undying технически устарел и уже не пугает, как раньше. Впрочем, мрачная атмосфера жуткого приключения все еще может увлечь заглянувшего на огонек ретро-геймера.
Тот же самый монастырь спустя 700 лет. Ночи в этом месте лучше не дожидаться.
Поскольку Undying никогда не портировался на консоль, разработчики смогли на полную катушку использовать мощь Unreal 1 Engine. Именно по этой причине игровые уровни огромны, монстры атакуют группами, а по локациям можно ходить не только “вперед”, но и “назад”. В прежние времена Undying отлично работал под Voodoo 2 Glide (я даже retail box купил). Теперь же вы можете прикоснуться к классике купив GOG версию, которая оптимизирована на работу под Direct3D и запускается даже на самых новых видеокартах. Замечу, что к полной версии игры (retail box 2001) прилагается небольшая повесть Баркера "Дневник ковенанта", которая описывает ритуал 1899 года. В самой игре про него стараются много не говорить.
ЗА
-Захватывающая история семейного проклятья,
-Необычное использование магии и стволов,
-Разнообразные и крайне большие локации,
-Жуткий бестиарий кошмарных монстров,
-Готическая атмосфера полная печали и космического ужаса,
-Прекрасная музыка,
-Выдающийся шутер, которому не повезло и единственная игра, которую я купил три раза.
ПРОТИВ
-Сложности с быстрой навигацией по инвентарю,
-Игра кончается клиффхэнгером, но продолжения проект так и не получил.
Если не хотите попасть в Онейрос - ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Телеграмм:
https://t.me/GreatBlackShip(с) Илья Садчиков
26.05.2022