Воздушная война над Рейхом. Операция Tidal Wave. Часть VII.

Sep 05, 2021 22:27




Изначальный план атаки против Плоешти подразумевал, что все ударные группы появятся над комплексом одновременно, и после удара отправятся домой единой волной. В реальности этим планам не суждено было сбыться. Из-за навигационных ошибок обратная дорога оказалась не только хаотичной, но и опасной. Если одни группы вернулись домой в относительном порядке, то другие рассыпались и возвращались в Ливию малыми группами по 2-3 машины. Среди машин, отправившихся в обратную дорогу были самолеты, которые получили тяжелые повреждения. Их экипажи, решили сесть в нейтральной Турции для того, чтобы не рисковать во время долгого и опасного полета над Болгарией, экс-Югославией и Средиземным морем.


ДОРОГА ДОМОЙ

Выше упоминалось, что болгарские ВВС не смогли перехватить Б-24, направляющиеся в сторону цели. Однако болгары хорошо подготовились к тому, чтобы перехватить американцев, направляющихся домой. Ко взлету были подготовлены 7 B.534 на аэродроме в Догане, 4 B.534 во Враждебне и 4 Bf-109G-2 в Стреле.

Поскольку B.534 обладали низкой скоростью их пилоты могли не успеть набрать высоту, кроме того у них была всего одна попытка во время атаки. Если атак была неуачной, догнать B-24 они не могли. Поскольку вооружение B.534 состояло из пулеметов, американцы бесстрашно отвечали на атаку ураганным огнем из всего имеющегося на борту вооружения. Ни один B-24 от действий бипланов не пострадал, тогда как сами B.534 были изрядно побиты ответным огнем.



Жесткая посадка неизвестного B-24 в районе Плоешти.
С Мессершмиттами сложилась иная история.

Четверка Bf-109G-2, ведомая болгарским асом Стояном Стояновым, перехватила американцев в районе Фердинанда и Варшека. Стоянов умудрился сбить два бомбардировщика (одной из этих машин точно была 42-40364 «Snow White and the Seven Dwarfs» капитана Джеймса Ганна, а второй, вероятно, 41-11840 «The Witch»), а его ведомые сбили еще одну машину 42-40082 «Prince Charming» капитана Томаса Беннета. ПВО Болгарии гордо заявило о том, что сбило еще три бомбардировщика.

Считается, что 1 августа, Болгарские ВВС выполнили 35 вылетов, 21 на B.534 и 14 на bf-109G-2.

Впрочем, истребители были не единственной проблемой бомбардировщиков. Над горами Югославии американцев поджидало плотное облачное покрывало, в котором было легко потерять видимость. Облачность была столь плотной, что пилоты следующих рядом машин не видели друг друга. В итоге, в районе Брода, в воздухе столкнулись две машины из состава 330 эскадрильи 93 группы - 41-23717 “Exterminator” 1-го лейтенанта Хью Ропера и 41-24121 “Let’er Rip” 1-го лейтенанта Виктора Олифи. Во время крушения погибли три члена команды, остальные пилоты попали в плен.



B-24D "Lemon Drop" (41-23699) из состава 68 эскадрильи, 44 группы, пилотируемый капитаном Реджинальдом Филипсом, возглавлял вторую волну, атакующую цель blue.
Ведущий B-24D “Hail Columbia” (41-11825) подполковника Кейна (машина была названа в честь учебного заведения бравого пилота) был тяжело поврежден и едва держался в воздухе. Рядом с ним летело несколько таких же поврежденных машин. Кейн понял, что не сможет дотянуть до Ливии и поэтому направился в сторону Кипра. Свою последнюю посадку Hail Columbia совершила в районе Никосии. К счастью, обошлось без жертв.

Формации, возвращающиеся обратно, через территории Сербии и Албании, находились под неусыпным контролем германских РЛС, находящихся на Динарском нагорье. Когда бомбардировщики оказались в радиусе действия III./Jag.27 на перехват американских машин поднялись Bf-109G2 c ВПП Каламаки (побережье Греции). В этот раз точка перехвата была определена правильно и немцы атаковали ничего не подозревающие бомбардировщики сверху. Первой жертвой истребителей стал “Available Jones” (42-40780) лейтенанта Фреда Джонса. Эта машина уже врезалась в аэростат ПВО, да еще и получила повреждения от близко разорвавшегося зенитного снаряда. В итоге ее с первого захода сбил фельдфебель Эрнст Хакл 12./JG.27. Весь экипаж бомбардировщика попал в плен.



Места падения американских B-24 (карта составлена на основании румынских отчетов). Кликабельно.

Следом лейтенант Ernst-Georg Altnorthoff сбил над Ионическим морем “Cornhusker” (42-40322) лейтенанта Неда Мак Карти. Третьим бомбардировщиком на счету люфтваффе оказался “Here’s To Ya” (41-24230) майора Ральфа Мак Брайда. Эту машину сбил унтер офицер Rudolf Philipp. Впрочем американцы дрались отчаянно, и сумели подбить истребитель унтер офицера Макса Граффа, который попал под перекрестный огонь задних стрелков и получил тяжелые повреждения двигателя. Графф не сумел посадить машину и та упала во время захода на посадку.



Honky Tank Girl после падения.
Перехватчики из состава 11./JG.27 вступили в бой с американскими бомбардировщиками в районе 17-00. Немецкие истребители несколько раз атаковали “Bewitching Witch” (41-24024) лейтенанта Карпентера, но смогли вывести из строя только один двигатель. Изуродованный очередями и зенитным огнем бомбардировщик сумел пролететь большую часть путь над Ионическим морем и рухнул в воду в 127 километрах от Бенгази. B-24D утонул столь стремительно, что два члена экипажа не смогли покинуть машину и бомбардировщик увлек их на дно, став для стрелков Брауна и Дюранда стальной могилой.

Первые бомбардировщики стали садиться на взлетно-посадочную полосу Бенгази в 17-20. Из 178 самолетов назад не вернулись 54 (32 процента потерь). 41 машина из этого числа была сбита противником, 6 бомбардировщиков вышли из строя по техническим причинам и еще 7 сели в нейтральной Турции, где их экипажи были окончательно интернированы. 13 машин из числа вернувшихся прервали полет из-за неисправностей и сумели вернуться в Бенгази. 28 машин из числа уцелевших вернулись не в Бенгази, а на другие аэродромы союзников (9 сели в Сицилии, 7 на Мальте и 12 на Кипре). 55 B-24D из числа вернувшихся были повреждены. Из 1753 пилотов принимавших участие в налете на базы не вернулись 516 человек, из них 132 человека были захвачены румынскими военными в плен, а еще 76 остались в Турции.



Вернувшиеся в Бенгази летчики наконец-то добрались до еды.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛЕТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВВС США

Сразу после завершения операции Tidal Wave обе стороны заявили о своей победе.

Американское командование возвестило об успехе операции задолго до того как в Бенгази сел последний самолет. Поскольку потери были крайне тяжелыми (32 процента от всех участвующих в налете B-24), американское командование сделало ставку на пропаганду героизма пилотов и объявило, что нефтяные промыслы Плоешти получили серьезные повреждения, что в скором времени окажет серьезное влияние на мощь германской военной машины.

Внутренние отчеты, написанные для министерства обороны, оказались намного более критичными, но появились они несколько позднее, ибо военным надо было собрать и обработать значительное количество информации, полученной от экипажей уцелевших машин.



После налета на румынские нефтепромысла генералы пытаются разобраться в том, почему вылет пошел не по плану.
Слева генерал-майор Льюис Бреретон, в центре бригадный генерал Узал Энт и справа полковник К.К. Комптон.
Первую внутреннюю оценку со стороны ВВС США написал генерал Льюис Бреретон, который выделил 4 основных пункта, связанных с итогами операции.
  • Полный успех операции был бы возможен с вероятностью 90 процентов, если бы налет был совершен так как было спланировано, ибо первые группы бомбардировщиков успели достичь полной внезапности. К сожалению, из-за навигационных ошибок, основной удар по цели состоялся на 30 минут позднее целевого срока, когда румынская ПВО отошла от шока и приготовилась к отражению атаки.
  • Настолько сложные операции, требуют тщательного расчета, длительной подготовки и невероятной точности реализации, чего сложно добиться, если командование находится на расстоянии и не может быстро обмениваться полученной информацией.
  • Режим радиомолчания был введен потому, что командование формацией боялось вражеских перехватчиков, которые могли атаковать Б-24 над Дунаем. В итоге машины все равно были бы атакованы. Отказ от радиомолчания мог бы снизить потери и точно бы увеличил эффективность удара по цели ибо позволил бы скорректировать навигационные ошибки.
  • Решение командира об атаке после развала “формации” можно считать ошибкой, ибо последующий удар был направлен против нецелевых объектов, что привело к значительному снижение эффективности налета. Кроме того, часть бомб была сброшена на гражданские объекты, поскольку пилоты учились опознавать цели не с южного, а с северо-западного направления.
  • Несмотря на значительное количество тактических ошибок, офицеры, участвующие в боевом вылете не должны наказаны, поскольку многие проблемы были вызваны стрессом во время боя. Также командование должно отметить высокий воинский дух и боевые умения пилотов и командиров IX бомбардировочного командования.
В настоящее время считается, что выводы Бреретона были чрезмерно оптимистичны и даже выполнение всех предварительных условий не гарантировало бы полного успеха операции. Уже в 1944 году стало понятно, что нефтяной комплекс намного более прочная цель, чем то было принято считать в 1943 году. Разрушить подобный промышленный центр при помощи одного налета не представляется возможным. Нужная целая серия направленных бомбардировок для того, чтобы Плоешти остановил выработку нефти на сколько-нибудь серьезный временной интервал.

Ошибка Комптона привела к тому, что бомбардировщики не смогли поразить 50 процентов целей на территории объектов White I-III. Бомбардировка Astra Romana силами 98-ой группы привела к тому, что на тот же самый объект не смогли эффективно сбросить бомбы машины Кейны, которые были ориентированы на полное и точное разрушение данной цели. В реальности же им пришлось бомбить объекты, окутанные пламенем и дымами пожарищ. 376-ая группа Комптона вообще не смогла провести скоординированную атаку.



10 июня 1944 года по Плоешти нанесли удар P-38 из состава 82 истребительной группы. Каждая машина несла под крыльями одну 1000 фунтовую бомбу и 300-галонный топливый бак, позволяющий покрыть расстояние в 1,250 миль от Фоггиа (Италия) до Плоешти.
Упрямое следование принципам сохранения радиомолчания также оказалось ошибкой. Самолеты были обнаружены болгарскими ВВС задолго до того, как приблизились к румынским объектам. Таким образом Комптон и Энт не только утратили контроль над управлением формацией, но также не смогли скрыть от врага своего приближения. Вероятно, некоторые экипажи заметили болгарские истребители, но не смогли передать данную информацию командованию из-за введенного запрета на связь.

Длительное радиомолчание после поворота привело к рассогласованию изначальной атаки по нескольким векторам. В результате, вместо того, чтобы бомбить Плоешти одной массированной волной, бомбардировщики совершили несколько проходов над целью с двух различных направлений, что серьезно снизило эффективность ударов.



Офицеры IX бомбардировочного командования ожидают возвращения самолетов, принимавших участие в операции Tidal Wave.
Несмотря на то, что Бреретон считал ошибки Энта более серьезными чем ошибки Комптона, ни один из офицеров не понес никакого наказания, ибо это подняло бы в массах вопрос об эффективности операции Tidal Wave. В итоге, через несколько месяцев после налета Энт был отправлен обратно в США на учебную работу, а Комптон стал начальником штаба планирования воздушных операции в 15-ой Воздушной армии (март 1944) и позже сделал выдающуюся карьеру в пост-военных ВВС.

Что касается Кейна, то проблемы у него начались еще в момент возвращения самолетов в Бенгази. Энт предложил Комптону отправить Кейна под военный трибунал на том основании, что тот не сумел сохранить целостность своей формации. Комптону хватило ума отказаться от этой идеи, ибо Кейн был не единственным командиром, который потерял контроль над ситуацией. Если бы Энт настоял на своем решении, то угодил бы под суд вместе с подчиненным.



Возвращение домой.
В конечном итоге Кейн и Джонсон были отмечены за героическое командование ударной группой перед лицом активно сопротивляющегося противника. Оба получили “Медали за отвагу”. Командиры 93-ой группы подполковник Аддисон Бейкер и майор Джон Джерстэд также были представлены к “Медали за отвагу”, потому что выполнили свою задачу несмотря на навигационные ошибки, случившееся на более раннем этапе операции. Оба пилота получили награду посмертно в первую очередь за храбрость и проявленный героизм. Также к награде был представлен лейтенант Ллойд Хьюз, который продолжал атаковать цель несмотря на фатальные повреждения самолета.

Экипажи, принимавшие участие в налете на Плоешти получили 56 крестов “За выдающиеся заслуги” и 41 Серебряную звезду за храбрость. Кроме того, все 1320 членов экипажей Б-24, принимавших участие в операции получили “Кресты летных заслуг” из-за общей сложности налета и тяжелых потерь, понесенных бомбардировочными группами. Ни одна другая военная миссия ВВС США в истории не была осыпана таким количеством наград!

Первая оценка результатов налета была выполнена 30 сентября 1943 года (два месяца спустя после завершения миссии). Британские разведчики обнаружили, что 75 процентов нефтяного комплекса остановило производство на месяц. Во время рейда были уничтожены мощности, достаточные для ежегодной выработки 3.9 млн. тон нефтепродуктов . Мощность комплекса упала на 46 процентов, причем восстановление производства до прежнего уровня должно было занять не менее 6 месяцев. Аналитики предположили, что в танках было уничтожено 162,000 тонн бензина, при общей вместимость разрушенных нефтехранилищ составила 325,000 тонн.



Экипажи, принимавшие участие в операции Tidal Wave, обсуждают детали операции Juggler. В ходе этой операции B-24 должны были разрушить австрийские заводы в Винер Нойштадт, на конвейерах которых собирались фюзеляжи Мессершмитов.
К сожалению, оценки аналитиков RAF оказались чрезмерно оптимистичны. Если в июле 1943 года выработка Плоешти составила 407,000 тонн нефти, в августе эта величина упала до 269,000 тонн, а в сентябре поднялась до 431,000 тонн. Кроме того, румыны сообщили, что американский налет уничтожил лишь 50,000 тонн бензина, а вовсе не 162,000 тонн, как рапортовали союзники.

Подобная разница в оценках была связана с тем, что заводы Плоешти работали не в полную силу (на 50 процентов от мощности). Таким образом, чтобы остановить производство, американцы должны были уничтожить не часть комплекса, а полностью стереть комплекс с лица земли. Сразу после налета, Румыны запустили простаивающие и уцелевшие мощности и практически сразу вернулись к стандартным цифрам выработки.

Несмотря на то, что союзники намеревались нанести второй удар по Плоешти как можно быстрее, собраться с силами не удавалось до весны 1944 года. Когда в сентябре IX командование попыталось собрать новый воздушный кулак из B-24, к операции удалось подтянуть всего 33 машины, остальные бомбардировщики имели проблемы с моторами или продолжали устранять многочисленные неисправности. Таким образом, румынский нефтеперерабатывающие комплекс находился в безопасности целых полгода.



Германские дымогенераторы в действии.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛЕТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛЮФТВАФФЕ

Собрав информацию о результатах налетах генерал Герстенберг пришел к выводу, что авиация союзников не смогла причинить летального уровня нефтевыработкам оси. Несмотря на то, что цеха Плоешти получили изрядные повреждения было ясно, что заводы будут восстановлены в течение нескольких месяцев, после чего румынские нефтяники смогут нарастить добычу.

При этом немцы знали, что формации бомбардировщиков понесли серьезные потери. 3 августа 1943 года в Бухаресте была проведена совместная германо-румынская конференция, которая предназначалась для изучения уроков, извлеченных из рейда. Во время конференции немцы пришли к выводу, что наибольший урон противнику нанесли зенитные батареи ПВО. Несмотря на то, что в районе Плоешти были сосредоточены ⅔ от общего числа румынских зенитных орудий, чувствовалось, что плотность огня могла быть намного выше, что требовало перегруппировки орудий на новых позициях.

В результате было решено нарастить и оптимизировать ПВО в районе Бухареста, Плоешти, Чернаводского моста, в порту Констанцы и возле фабрик Реситы и Брасова. Также, немцы пришли к выводу, что повышение эффективности защиты требует более широкого применения тяжелых 105-мм зенитных орудий. Поскольку следующие рейды немцы ожидали встретить на больших высотах, дополнительное усиление требовалось эскадрильям перехватчиков.



B-24D (42-40619) из 566 эскадрильи, 389 группы, пилотируемый капитаном Эмери Вардом. Эта машина уцелела в налете на Плоешти, но была потеряна в районе Готы, 24 февраля 1944 года.
На 1 августа в составе Королевских румынских ВВС находился 31 перехватчик. Во время налета эти машины совершили 54 боевых вылета, а их пилоты заявили о 13 победах. Люфтваффе в районе Плоешти имели 26 машин, которые совершили 69 боевых вылетов и заявили о 15 победах (в это число не входят победы Jagdgeschwader. 27, которая базировалась в Греции и перехватывала бомбардировщики после налета). Стоит отметить, что в реальности румыны сбили меньше машин. Дело в том, что пилоты ПВО, несколько раз атаковали бомбардировщики, получившие серьезные повреждения от зенитных орудий. В итоге одну и ту же победу засчитывали себе, как пилоты, так и расчеты зенитных орудий.

Что касается потерь среди машин Оси, то они были следующими. в I/JG.4 было потеряно 2 машины, при этом еще 4 получили серьезные повреждения. Из состава Jg.27 было сбито 2 машин и еще 1 повреждена (все BF-109G-2). Ночная NJG.6 потеряла один Bf-110E-4 и еще 4 таких перехватчика были повреждены. Румынские ВВС потерял 2 IAR-80, тогда как повреждения получили три таких истребителя. Кроме того, союзники сбили один румынский Bf-110C-1. Как минимум во время перехвата были повреждены два румынских Bf-109G-2.



B-24D (42-40743) пилотируемый лейтенантом Дейлом Сиссоном, из состава 567 эскадрильи, 389 групы. Машина успешно пережила операцию Tidal Wave и позже была переброшена в Британию.
Согласно румынским данным, в окрестностях Плоешти были сбито 34-36 американских бомбардировщиков. 9 машин упали прямо на Плоешти, тогда как остальные рухнули в окрестностях громадного предприятия. Точное количество бомбардировщиков подсчитать не удалось, так как некоторые машины были полностью разрушены после падения. По серийным номерам удалось идентифицировать только 25 вражеских машин. При этом румыны считали, что жертвами зениток стали 20 бомбардировщиков, истребители сбили 12 машин, тогда как еще 4 американских самолета столкнулись с тросами аэростатов заграждения. И немцы и румыны пришли к одинаковому выводу о том, что от огня зенитных орудий малого калибра погибла большая часть вражеских машин. Мощные 88-ые зенитки ПВО оказались практически бесполезны на малых высотах.

Что касается погибших летчиков, то румыны нашли 214 тел американских пилотов (остальные пилоты сгорели в пламени горящих заводов и идентифицировать их не удалось). Румыны и немцы потеряли 300 (примерно) человек убитыми. При этом никто точно не смог сосчитать сколько гражданских лиц вошло в это число (оценки менялись из отчета в отчет). Больше всего людей погибло в женском исправительном учреждении, на территорию которого упал один из B-24 (61 человек погиб, 60 было ранено). Кроме того, ПВО румынии потеряло 3 88-мм зенитных орудия и пять 20-мм зенитных орудия. Семь аэростатов ПВО лишились тросов и еще 5 аэростатов были сожжены американцами.

ИТОГИ ОПЕРАЦИИ В ЦИФРАХ



Потеряно B-24
Интернировано B-24
KIA/MIA
POW/Интернировано
Потери Всего

44 группа
9
2
43
50
93

93 группа
11
2
90
47
137

98 группа
21

144
51
195

376 группа
2
1
12
18
30

389 группа
4
2
19
42
61

Всего
47
7
308
208
516

КОНЕЦ



Понравилась данная серия - не забудь поставить плюс. Наша следующая остановка Вьетнам!

05.09.2021
(с) Илья Садчиков

рейх, history, airplanes, war history, авиация, ww2

Previous post Next post
Up