JOKER (2019) - ЧТО ЭТО БЫЛО?

Aug 28, 2021 23:16




Первый раз я посмотрел “Джокера” в 2019 году, сразу как только он появился за пределами широких экранов. Во время первого просмотра фильм мне не понравился, поскольку идея с “сумасшедшим героем” была странной. Однако сразу же обзор на фильм я писать не стал и решил выждать некоторое время, потому что было ясно, что помимо основного слоя (комикс-слой) у фильма может оказаться более глубокий, второй и третий слой, для понимания которых нужны дополнительные просмотры. Два года и три просмотра спустя я все же дописал данную статью, в которой попытался проанализировать увиденное с точки зрения зрителя далекого, как от комиксов DC, так и от истории Batman-а.




Вечно загнивающий Готэм-сити.
Политическая ситуация в Готэме

Базовый концепт фильма довольно прост. Есть золотая клетка, в которой обитает Уэйн, Бэтмен и его успешные коллеги. Есть окружающее клетку внешнее пространство - реальный мир, в котором влачат жалкое существование неудачники типа Артура Флека. Связь между мирами разрушается буквально на наших глазах, ибо 80-ые - это время когда Рейганомика разорвала социальный договор, сложившийся в предыдущие десятилетия между народом и элитами США. Обитатели золотой клетки поддерживают друг друга в реальной жизни и в телевизоре. Окружающие для них всего лишь завистливые неудачники, которых нужно поставить на место.



Джокер и Бэтмен - заключенные.
Ситуация катится под откос и еще и потому, что у “неудачников” нет своего народного трибуна, который может донести проблемы социума до власть имущих. Власть же не хочет знать о проблемах людей, она зарабатывает деньги. Можно лишь предположить, как так получилось, но я думаю, что верхушка Готэма зачистила оппозицию силовым путем, а всех недовольных швырнули в тюрьму или отправили в какой-нибудь Гулаг (под предлогом того, что они помогают коммунистам). Таким образом правители города лишили себя возможности канализировать народное недовольство и подготовили сцену для бесконечной судной ночи, и “Джокер” в этом сценарии всего лишь полезный идиот.



Пророк апокалипсиса.
Это интересно. Во время первого просмотра я не заметил, что в одной из открывающих сцен Флек скачет у магазина с плакатом ‘Everything must go’. Этот пророческий плакат указывает на будущее Города, но на него никто не обращает внимания, даже зритель.

Артур Флек - первая жертва Джокера

В начале повествования Артур выглядит, как рядовой городской сумасшедший, который сражается с маниями, неврозами и вечной депрессией. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.



15 минут славы для Артура так и не наступили.
Начнем с того, что Артур считает себя хорошим человеком (он явно говорит это во время встречи с Бэтманом), но так ли это в действительности? Фактически мы не видим, чтобы Артур совершал хорошие дела или творил добро. Все его поступки продиктованы эгоизмом. Таким образом у нас нет доказательств тому, что Флек был хорошим, а потом, под воздействием общества, внезапно стал плохим (как сказал бы вечный оптимист Руссо). Скорее всего в фильме мы имеем дело с Гоббсовским подходом к вопросу. То есть Артур был изначально плохим человеком, и социум пытался сдержать его злую волю в узде при помощи лекарств и лечения. Если бы социум был добр, а городские отцы обладали эмпатией Джокер бы никогда не вырвался из внутренней тюрьмы на свободу.



Майдан начался задолго до Джокера и управлял им совсем не Флек.
Исходя из концепции “злого Артура” можно уверенно предположить, что Уйэн не является отцом героя и то, что он сказал - правда: у Флека не было “известных” родителей, а значит он проекция коллективного бессознательного города. Джокер порождение той самой громадной тени, что явилась на экране всего один раз, в эффектной сцене “под мостом”.



Настоящий Джокер бежит по стене слева. Это коллективное бессознательное города вырвалось на свободу. Артура Флека в кадре вообще нет.
Информация к размышлению. В фильме есть момент, когда Артур находит фотографию матери с подписью Уэйна. Некоторые зрители считают, что это указывает на то, что Уэйн отец Джокера. Я полагаю, что карточка или рассказывает о старой дружбе или является ложным воспоминанием, ибо Джокер ненадежный рассказчик (см. ниже).

Тут надо сделать паузу и поговорить о том, почему Артур хотел стать комиком. В действительности, это не его желание. Это желание его матери, которая хотела, чтобы он "нес смех и радость". Артур потерпел неудачу на этом пути, потому что его жизнь - это жизнь “печального клоуна” не умеющего рассказывать веселые истории. С такими стартовыми данными, его поход в стенд-ап был обречен с самого начала.



Стендапер из Артура посредственный. Все потому, что это не его предназначение. Клоун из него фиговый по той же самой причине.
Еще один интересный момент связан с тем, что Артур работает клоуном. Таким образом, “Я” Артура Флека скрывается под маской в то же степени, за которой "Я" Джокера скрывается под маской Флека. Круг замыкается, когда Джокер добровольно скрывает свое лицо под маской грима, и это логично, ибо городское бессознательное должно быть максимально обезличено. При этом между Джокером и Клоуном из начала фильма есть одно важное различие. Джокер может не улыбаться, а значит, ему плевать на ту успешность в обществе, которую связывает с улыбкой Жан Бодрияр, ибо общество потребления для Джокера - тлен.

История про Артура так бы и осталась историей сумасшедшего если бы не одно “НО”. Дело в том, что Флек обладает суперспособностью. Артур умеет превращаться в “Джокера” и этот переход скрывается под видом болезни (Джокер, в отличие от Артура не больной, он полностью здоровый). Первую половину картины “Джокер” спит в разуме Флека и лишь изредка берет контроль над телом хозяина, совершая то, что льстит его Эго. Если вы внимательно посмотрите на сцену в метро, то увидите, что Артур не пошел спасать девушку. Он начал действовать лишь после того, как придурки с Уолл Стрит атаковали его самого. После этого Джокер отодвинул Артура на второй план и без всякой жалости покрошил антагонистов в окрошку. Таким образом в своей реальности Джокер становится судьей, единственным "справделивым" приговором которого является смерть. Доброта по мысли Джокера всегда связана со справедливостью, таким образом Джокер считает себя добрым даже после расправы над плохишами (ведь он совершил справедливый поступок).



Хуже мира в котором власть захватили фашисты, только мир в котором власть захватили злые Полунины.
Обратите внимание, что дельцы были убиты из одолженного пистолета. Если бы отец Артура был рядом, то скорее всего это был бы пистолет отца или хотя бы оружие купленное в магазине, но у Флека родителя не было, из-за чего кровавая развязка оказалась связана со знакомым второго плана. Данная история показывает трагическое уменьшение роли отца в условиях действующей ныне капиталистической системы. Без отца инициацией становится случайный выстрел из случайного оружия в случайных людей в случайном вагоне метро.



Артур получает пистолет от приятеля, но даже не знает как с ним обращаться. Потому что у Артура отца нет.



Танец Джокера означает, что Флек проиграл в борьбе. На концептуальном уровне Флек устранился из истории, запершись в холодильнике во второй части фильма.
На всем протяжении фильма Артур медленно умирает от безразличия окружающих и окончательная смерть его происходит в момент убийства “матери” в палате интенсивной терапии. В этот момент Флек освобождается от тягот жизни, обязанностей и требований социума, после чего над Готэмом первый раз встает ослепительное яркое солнце, ибо анти-герой нашел себя и излечился. После сцены в больнице Артур Флек появится на экране всего лишь один раз, когда Джокер отпускает Коротышку - единственного положительного героя этого 120 минутного фильма (да, в Готэме все так плохо).



Свобода.
Томас Уэйн - король клоунов

Этому парню я посвящу пару абзацев. Перед нами очередной “клоун”, который захотел стать королем. Только вот деньги могут возвысить до трона не воина, а шута. После того, как шут начинает обвинять других шутов в том, что они “шуты”, в цирке начинаются беспорядки. Зрителю остается дождаться того момента, когда цирк сгорит окончательно и клоуны разбегутся.



Наконец не имеющий эмоционального интеллекта Уэйн подписывает себе приговор, ударив Артура, хотя Флек просит от него самую малость - совсем немного “тепла”. Вероятно, этой сценой режиссер подписывает приговор всему капиталистическому миру.



Уйэн не хочет поставить себя на место Артура и дает ему в морду. В итоге погибает от шута сам. Ну и кто тут в итоге клоун?
Джокер, как “супер”

Смерть Артура освобождает Джокера, но в отличие от других картин “про суперов”, герой Тода Филиппса, это персонаж со знаком минус. Все что он делает, он делает лишь для себя любимого, а на всех остальных ему просто плевать.

Таким образом впервые в истории киношных комиксов мы имеем дело со сценарием, который деконструирует образ супергероя. На страницах бумажных комиксов этот путь был пройден Уорреном Эллисом в рамках трилогии Black Summer, No Hero и Supergod. Однако на экранах ничего подобного еще не было (и не факт что будет, потому что DC продолжает снимать фильмы про “плохих” персонажей в комедийном или стандартном героическом стиле).



Обзор комикса Supergod вы можете прочитать вот здесь.
Фильм Филипса показывает, что “супер”, вступивший на путь своего “восхождения”, и успешно прошедший все этапы развития (понимание способности, отделение себя от социума и обретение маски) не обязательно становится персонажем со знаком "+". Он с легко может стать анти-героем со знаком “-”, и то, что раньше ничего подобного на экране не показывали, связано лишь с комплексами авторов и их внутренней цензурой.



Это Артур с трудом поднимался по лестнице вверх, а Джокер весело катится вниз по ступенькам Готэмского социума. Ему теперь никто не указ.
Стоит отметить, что если в других комиксах “про отрицательных персонажей” авторы попытались найти в плохих парнях хорошее (иначе зритель не будет ассоциировать себя с ними), то Филиппс начисто отказался от этой идеи. В “Джокере” ничего хорошего нет и зрители (кроме окончательных мизантропов) будут ассоциировать себя не с ним, а с Флеком, что и происходило в объективной реальности. И это, товарищи, беда, потому что Флек в отличие от Джокера, не человек, а маска. Следующий шаг - ассоциация себя с побитым клоуном из первых 5 минут фильма.

Осознав свои способности, Джокер делает три важные для всякого супергероя вещи: он избавляется от своей прежней личности, проходит через испытание, уничтожая могущественного противника и, наконец, манифестирует себя настоящего миру. После этого характер Джокера становится цельным и завершает свое развитие.



Сцена убийства Мюррея, превращает персонажа в полноценного супера со знаком "-".
Это интересно. Думаю всем понятно, что убийство Мюррея Франклина, это важнейший этап инициации персонажа. Это убийство трех зайцев одним выстрелом, ибо в одном человеке Джокер убивает своего “духовного отца”, носителя тайного знания - успешного “юмориста”, а также ненавистного дельца, который превратил “смех” в “бизнес”. Поскольку убийство происходит в прямом эфире, Джокер становится иконой для миллионов, выполнив завет убогих звезд Тик-Тока. Других вождей у Готэма не нашлось, ибо их заранее закатали катком в бетон или они не смогли добраться до прямого эфира. Оставшихся умников не понял недалекий народ. После всего происшедшего Готэм был обречен на появление Бэтмана, который, в свою очередь, сформировал непрекращающуюся спираль насилия, продолжающуюся до сих пор.

Некоторые авторы левых сайтов считают, что Джокер сглупил, отказавшись поднять в городе “пролетарскую” революцию. У такого подхода есть две проблемы. Во-первых, в Готэме нет пролетариев, а собрать из манагеров и прекариата штурмовые отряды, та еще задача (а по "пути Алексея" Джокер точно не пойдет). Во-вторых, весь этот хэппенинг Джокер затеял во имя себя любимого, а вовсе не для счастья всего человечества, о чем левые авторы забывают. Он же злодей, в конце-концов. Если в Готэме действительно случится социалистическая революция, то для новых Ленинцев Джокер будет таким же врагом, как и Бэтмэн. Рассчитывать они смогут только на женщину-Кошку, ну и может быть на Робина если хорошенько промоют мелкому мозги.



Джокер и Бэтмен - близнецы - антиподы. Они не могут существовать друг без друга и если погибнет один, то вместе с ним погибнет и другой.
В конце фильма мы видим, что Джокер запалил фитиль локального майдана, а Уэйн стал жертвой не народного гнева, а хитрого плана, направленного на его устранение. Когда беспорядки закончатся, система не изменится, а лишь окрепнет. Только Уэйна в ней не будет, его заменят люди, получившие от хаоса выгоду. Фактически, не интересующийся политикой Джокер сыграл на стороне системы и ее тайных отцов-основателей.

Джокер, как ненадежный рассказчик

В начале просмотра может сложится ощущение, что события фильма развиваются в реальном времени. Однако, это не так. В одной из последних сцен мы видим, что Артур начинает подпевать закадровой музыке. Это значит, что все происходящее - его собственный рассказ. Насколько мы можем доверять словам Джокера, каждый решает сам. Я подозреваю, что антигерой, как истинный эгоист, приукрашивает некоторые события или вообще берет их из головы, формируя новую метареальность.



Джокер - ненадежный рассказчик. Многие эпизоды истории он по-просту выдумал.
Так о чем этот фильм?

Нам осталось ответить на последний вопрос - о чем рассказывает Joker (2019)?

Лично я считают, что Joker это фильм о критических недостатках современного общества потребления. Фильм о том, что общество такого типа уродует людей и неизбежно ставит социум на грань хаотического насилия. Если общественные классы не станут помогать друг другу при помощи социальных программ и перераспределения национального богатства, то наше общество обречено. При этом я имеют в виду не только США, про которые снят фильм, но и Россию, которая уже превратилась в Готэм, но так и не призналась себе в том, что ее социум стратифицирован. Если это так, то среди нас уже ходит собственный Артур Флек, способный, при определенном стечении обстоятельств, превратится в нового Джокера.

Есть и еще один вывод. Если уж начали революцию, то нужно следит за тем, чтобы ее бенефициарами стало как можно больше людей, иначе все плюшки получат тайные клоуны, играющие свою роль за занавесом глобальной сцены.



Понравилась статья, не забудь поставить Лайк, а то автор Бэтмэна позовет. И не забудь подписаться на канал в Телеграмме.
https://t.me/GreatBlackShip
(с) Илья Садчиков
28.08.2021

movie, resistance, мизантропия, кино

Previous post Next post
Up