Воздушная война над Рейхом. Операция Tidal Wave. Часть VI.

Aug 23, 2021 00:17





98-ая группа Кейна достигла Дуная в 11-10 и Pitesti в 11-55 утра. К тому моменту, когда машины из 98-ой группы подлетели к Плоешти, заводы были затянуты густыми клубами черного дыма. Согласно изначальному плану атаки, бомбардировщики Кейна должны были совершить налет на ясно видимые цеха White IV. Теперь же пилотам пришлось выискивать цели в дымах и пожарищах, оставшихся после предыдущей бомбежки. Ситуация угрожала стать критической еще и потому, что часть машин из состава 93 группы должна была пересечь курс полета машин из состава 98-ой группы, что грозило потенциальным столкновениям между бомбардировщиками. Не следовало забывать и о том, что нацистские зенитные батареи, охраняющие White IV находились в состоянии полной боевой готовности и могли открыть огонь по целям без промедления.

К этому моменту в составе 98 группы находилось 40 самолетов, поскольку 6 машин к этому времени прервали свой полет. Финальный рывок от Floresti до целей White IV у машин Кейна должен был занять около трех минут, за это время 98 группа должна была покрыть расстояние равное 20 километрам.




Состав 98-ой группы во время удара по целям в районе Плоешти.
АТАКА НА WHITE IV

Подбираясь к нефтяному комплексу с западной стороны, 98-ая группа полетела вдоль железной дороги, по которой медленно двигался до зубов вооруженный бронепоезд ПВО Die Raupe. Одновременно с ним, по B-24 открыла огонь батарея 20-мм зенитных орудий, защищающая западную сторону комплекса. Стрелки, находящиеся на борту самолетов, не остались в долгу и начали поливать огнем поезд и любые зенитные орудия, обнаруженные на земле.

Множественные дуэли между зенитками, самолетами и поездом ПВО были предельно яростными и скоротечными. Поскольку немцы стреляли в упор, промахнуться было сложно, тогда как американские пилоты буквально выкашивали попавшие под руку зенитные команды. Немецкие железнодорожники вообще лупили по всему что движется, поскольку от обилия целей у них рябило в глазах.

К тому моменту, когда 98-ая группа подлетела к точке сброса бомб, Кейн лишился 7 машин. Три самолета рухнули возле железной дороги, тогда как еще 4 упали на руины горящего комплекса. Стоит отметить, что наибольшие потери понесла левая часть формации, в которой были уничтожены практически все, попавшие под огонь машины (кроме 5 номера Sad Sack из состава Eagle Flight, которая позже вернулась на Кипр).



Бомбардировщики заходят на цель. Обратите внимание на высоту полета.

Вернувшиеся машины из состава 98 группы.

Big Operator (41-24040) Эдвардс
Scarlett O’ Hara (42-40082) Беннет
Rowdy II или Rowdy Ann (41-23656) Гастон
Skipper (41-23733) Кольчагофф
Shanghai Li (41-11767) Лукер, вернулась вместе с 389-ыми.
Eager Beavers (41-11803) Аренс

Обратите внимание, что 2 августа Беннетон сказал, что из состава 98 группы вернулось лишь 8 самолетов, тогда как 17 августа эта цифра увеличилась до 7. Информации о 7 вернувшейся машине в книгах и интернете обнаружить не удалось (возможно это Ole Kickapoo).

Это интересно. Обратите внимание, что Sad Sack (42-40208) это не The Sad Sack (41-24153). Первая машина отбомбилась и вернулась на Кипр. Вторая - была сбита и 4 выживших члена ее экипажа попали в плен к Румынам. Иногда 41-24153 называют Sad Sack II из-за специфически написанного второго слова.

Eagle Flight Кейна подошел к цели, имея в своем составе 6 из 10 самолетов (4 бомбардировщика имели технические проблемы и повернули обратно до начала миссии). Бомбардировщик Кейна Hail Columbia сбросил бомбы на White IV в 12-13 дня. Летящий слева от Кейна Raunchy, под командованием лейтенанта Самуэля Нилли, получил прямое попадание зенитного снаряда и налетел на трос аэростата ПВО, который снес у машины большую часть левого крыла. Бомбардировщик взорвался на высоте 150 футов и его горящие обломки рухнули на землю. Из экипажа Rauchy выжил только радист сержант Шифмашер и бортовой стрелок сержант Аллен.

Tagalong лейтенанта Хинча сбросил бомбы на White 4, перемахнул через цель, получил два зенитных попадания подряд и с горящими двигателями грохнулся в высокую желтизну кукурузного поля, расположенного в окрестностях Astra Romana. 5 членов экипажа Tagalong попали в плен.



Этот долетался.

К тому моменту, когда Fox Flight майора Зингера оказался в районе цели, над White IV бушевало пламя, вздымающееся вверх на высоту 240 футов. В этом темном, кипящем маревом котле огня вздымались трубы нефтяных заводов, столкновение с которыми грозило смертью. Тут же в кромешном мраке бомбардировки плавали аэростаты ПВО, способные срезать крыло неосторожному летчику. Вообщем, пилоты должны были приложить все свои умения к тому, чтобы не врезаться друг в друга и не столкнуться с каким-нибудь внезапным препятствием.

Из 10 бомбардировщиков Fox Flight не повезло лишь Boiler Maker II, лейтенанта Теда Хенлина. Эта машина получила попадание зенитного снаряда в двигатели, снесла крылом одну из труб и вышла из района цели, оставляя за собой видимый шлейф масляно-черного дыма. Пролетев 5 миль, Boiler Maker II совершил твердую посадку в районе деревушки Trestieni. Все 10 членов экипажа были взяты в плен (занятно, что румыны восстановили эту машину и позже включили ее в состав своих ВВС).

Третья волна Pike Wing, находящаяся под командованием подполковника Джулиана Блейера, попала под самую настоящую “раздачу”. Four Eyes (42-40655) лейтенанта Лоуренса Хэдкока был перехвачен истребителями и сбит прежде чем успел сбросить бомбы на цель. Весь экипаж погиб. Boots (42-40313) лейтенанта Лоуренса Мерфи получил попадание зенитного снаряда в бомболюк, загорелся и упал на железнодорожные пути, где стоял поезд, доверху набитый боеприпасами для зенитных орудий (версия Румын). Взрыв в месте падения Boots был такой силы, что от самолета не осталось ровным счетом ничего. Каким-то чудом из всего экипажа выжили два человека. Margie A Virgin (42-41007) лейтенанта Кларенса Гудена получила попадание зенитным снарядом до выхода на цель. Тяжело раненный пилот не справился с управлением и машина упала на горящие руины комплекса (по другой версии, Margie смогла вылететь за пределы Плоешти и рухнула на пути домой).



Столкновение с трубой грозило полным разрушением машины..

Четвертая волна Hawk Flight майора Делберта Ханна состояла из 10 машин. Little Joe (41-11886) лейтенанта Хасси получил попадание зенитного снаряда, из-за чего началась утечка топлива. Хасси довел горящую машину до цели и сбросил все имеющиеся на борту бомбы. Когда пожар охватил машину, лейтенант попытался набрать высоту, чтобы спасти свой экипаж. Однако, высота оказалась недостаточной. Из 6 выпрыгнувших пилотов, парашюты раскрылись только у двух. Завалившись на крыло, Lil Joe пошел к земле и взорвался. Хасси и радиста выбросило из машины силой взрыва. Обгоревшие смельчаки попали в плен. Из 10 членов экипажа Lil Joe выжили 4 человека.

Old Baldy (42-40102) пилотируемый лейтенантом Джоном Дором младшим, погиб во время перестрелки с батарей 88 зенитных орудий (батарея 86). Обстреляв батарею на подлете, Old Baldy получил снаряд в упор (на 30 футовой высоте), который разнес вдребезги нос и кабину управления бомбардировщика. Пилоты погибли мгновенно. Неуправляемая машина даже не успела загореться и рухнула на батарею зенитных орудий, после чего взорвалась, убив 6 зенитчиков и похоронив в горящей могиле свой экипаж.

Aire Lobo (42-40312) лейтенанта Джона Томаса получил попадания на подлете к цели и еще одно сразу после того, как B-24 сбросил бомбы. При этом второе попадание пришлось в кокпит, крыло самолета отвалилось и бомбардировщик врезался в горящие цеха Плоешти. Из всего экипажа спасся штурман, остальные члены экипажа погибли.



Плоешти в 1944 году. Фотография сделана британским воздушным разведчиком.

Во время атаки Hawk Flight на White IV по формации отработали, как минимум два румынских IAR80 (лейтенантов Кристе Кристу и Бошинкеану). Во время атаки, один из IAR80 прошелся очередью по хвосту Chung-A-Lug (41-11766) лейтенанта Лероя Моргана и убил кормового стрелка - сержанта Джеймса Ван Неса. Сам бомбардировщик сбросил бомбы на цель, а потом успешно вернулся в Ливию.

Пятая и последняя волна 98 группы состояла из бомбардировщиков крыла Wolf Flight, которым командовал капитан Уоллес Тейлор. В этой волне было всего шесть машин.

Vulgar Virgin (41-24298) получила попадание зенитного снаряда в нос. Командир машины капитан Тейлор попытался набрать высоту и приказал экипажа покинуть бомбардировщик. Из B-24 выпрыгнули 4 человека. Остальные не успели выбраться из падающей машины. По удивительному стечению обстоятельств из всего экипажа уцелел лишь капитан Тейлор.

Безымянный B-24 лейтенанта Джеймса Дидса (в некоторых работах эта машина известна под именем Kate Smith (42-40991) словила снаряд в левую переднюю часть фюзеляжа. Kate Smith загорелась и взорвалась в воздухе на высоте 250 футов. В результате взрыва из фюзеляжа вылетел второй пилот, лейтенанта Фостер, которому удалось открыть парашют и приземлиться. Остальные 9 членов экипажа погибли.



Небо затянуто дымами пожарищ и химическим дымом от генераторов ПВО.

Yen-Tu (42-40520) лейтенанта Эдварда Мак Гвайра получил один зенитный снаряд на подлете к цели. К моменту появления над White IV бомбардировщик горел, оставляя за собой шлейф черного дыма. Сбросив бомбы, Мак Гвайр постарался набрать, высоту, пока экипаж прыгал с парашютами. В районе Barcanesti машина потеряла управление и врезалась в землю. Из состава экипажа спаслись 3 человека.

Semper Felix (41-24246) или Semper Fidelis (точное название неизвестно) лейтенанта Огэста Санфлоу, был подбит прямо над целью. Машина загорелась и упала на руины White IV. В катастрофе погибли 9 человек экипажа, один летчик был взят румынами в плен.



Схема пролета формации B-24 возле поезда ПВО. Стрелять можно во все стороны. Тут кругом американские самолеты!

Jersey Jackass / Bashfull (41-11776) лейтенанта Джона Мак Гроу, словил зенитный снаряд в бомболюк. Машина загорелась, но Мак Гроу смог довести ее аж до Berceni. Из 10 членов экипажа выжили 3, 6 погибли, Мак Гроу умер в плену от полученных ожогов.

Baby (41-24026) лейтенанта Френсиса Вейслера получила попадание зенитным снарядом на подлете, но без происшествий сбросила бомбы на цель. Baby оказался единственным бомбардировщиков Wolf Flight, уцелевшим в тот день.

Таким образом, во время налета на White IV, 98 группа Кейна потеряла 14 машин из 40. То есть, ПВО плоешти сбило 35 процентов самолетов из числа атакующей группы. По результатам бомбардировки, и 93 и 98 группа вместе сбросили 50 бомб на Astra Romana, серьезно повредив нефтеперерабатывающий завод. Цеха Shell и Dubs получили прямые попадания и остановили работу, до 1 сентября 1943 года. Дополнительные повреждения получили сервисные сооружения завода, в том числе здание в котором располагался цех по крекингу бензина (цех вернулся в строй 8 сентября). Согласно румынским отчетам, после налета выработка White IV сократилась наполовину, таким образом в августе ось потеряла 68,000 тонн горюче-смазочных материалов.



Так себе представляли налет художники.

Цель Orion также получила повреждения. Бомбы упали на цех Still, электростанцию, тепловую станцию, насосный цех. Три бензовоза были уничтожены. Согласно отчетам румын, мощность выработки Orion после налета упала на 70 процентов.

Впрочем, на фоне тяжелых потерь, понесенных бомбардировщиками, проблемы White IV выглядели не такими уж и большими. 98 группа смогла бы добиться большего эффекта, если бы перед ней по той же цели не отработала заблудившаяся 93-я, бомбы которой вызвали на земле очаги пожаров. Кроме того, после атаки 93 группы, германское ПВО готовилось к новым волнам бомбардировщиков и появление группы Кейна не стало для нацистов сюрпризом.



На изображении Bf-109G2 гауптманна Вильгельма Штейманна атакует Satan's Hell Cats капитана Рональда Хьюстона. Штейман сумел сбить бомбардировщик, но его машина также была подбита, после чего Bf-109G-2 рухнул не в далеке от останков сбитой машины. Занятно, что изначально 30ти летний Штейманн был пилотом бомбардировщика. Позже его перевели на западный фронт в III./JG.27. 1 июня 1943 года Штейман умудрился сбить над Каналом Bf-109G-6 командира группы I./JG.27 гауптманна Эриха Хохагена (аса с 56 самолетами на счету). В качестве наказания Штейнманн был отправлен в Румынию.

АТАКА НА ЦЕЛЬ WHITE V

44 группа должна была нанести удар по двум целям: White V - заводы Colombia Aquila и Blue - перерабатывающий завод Creditul Minier в Брази. Полковник Леон Джонсон в Suzy Q (41-23817) вел группу из 16 бомбардировщиков против White V, тогда как подполковник Джим Поси вел оставшиеся самолеты волны на цель Blue. При этом машины Джонсона находились немного правее и позади 98-ой группы Кейна. Несмотря на то, что машины группы попали под зенитный обстрел, и были атакованы Bf-110, Джонсон вышел на цель в районе 12-13 дня. Вторая волна группы также была атакована истребителями (от 5 до 7 Bf-109 из JG.4). Во время атаки, пилоты волны сбили один Bf-109 и три Ju-88 (?). Последнее крайне маловероятно, ибо у защитников комплекса таких истребителей не было. .

Первым от последовательного зенитного обстрела пострадал Lil’Abner (42-63761), находящийся под управлением 1-го лейтенента Вордена Вивера. После попадания зенитного снаряда один двигатель самолета полностью остановился, тогда как два других загорелись. За горящей машиной погнался один из Bf-109 и Вивер решил приземлиться в кукурузном поле в 30 милях к югу от плоешти. Все члены экипажа Lil’Abner попали в плен.



Классическая фотография, которой иллюстрируют любой рассказ об операции Tidal Wave. The Sandman проходит над комплексом Astra Romana на высоте 280 футов.

Третья волна бомбардировщиков, появившаяся над White V сильнее остальных пострадала от действия ПВО. Wing Dinger, пилотируемый лейтенантом Джорджем Виджером (41-24015) получил зенитное попадания в носовую часть фюзеляжа и сразу же вспыхнул, получив еще несколько попаданий от атакующего IAR-80 (машину пилотировал Иоан Барладеану). Виджер приказал экипажу покинуть бомбардировщико, но не смог справиться с управлением. Его B-24 вошел в вертикальный штопор и разбился о землю. Из состава экипажа спаслись три человека.

Что касается Барладеану, то в этот день он успешно атаковал еще один бомбардировщик, которым стал The Sad Sack (41-24153). Обстреляв израненный зенитным огнем B-24, пилот IAR-80 убил заднего бортового стрелка и бортового инженера. Вторая очередь вывела из строя двигатель огромной машины. The Sad Sack вышел из-под контроля и упал на кукурузное поле в районе Бутиману (5 членов экипажа погибли).

Из группы Джонсона, атакующей White V, были сбиты 5 машин. При этом цель получила видимые повреждения. Бомбы уничтожили насосную станцию и повредили перегонный цех, который вспыхнул, как свечка. Цеховая башня и газо-топливный аккумулятор были снесены до основания. Завод стабилизации хим.компонентов получил три прямых попадания и был разрушен. Повреждения White V были столь серьезны, что работа комплекса была восстановлена лишь в августе 1944 года.



Astra Romana в огне.

АТАКА НА ЦЕЛЬ BLUE

20 B-24D из состава 68 эскадрильи 44 группы находились под командованием подполковника Джеймса Поси. При этом ведущей машиной была Victory Ship (41-23813). Цель Blue находилась на расстоянии пяти минут полета от Флорешти. При этом вся длина пути находилась на линии обстрела германских и румынских зенитных орудий.

Первая волна добралась до цели, обстреливая зенитные орудия нацистов из бортового оружия. После того как Satan’s Hell Cat капитана Роуланда Хьюстона (42-24995 или, что более вероятно 42-40995) получил повреждения двигателя, за ним потянулся отчетливо видимый шлейф белого дыма. Еще через несколько мгновений бомбардировщик атаковал Bf-109 гауптманна Вильгельма Штейманна из состава 1./JG4. Пока пилот истребителя расстреливал двигатели B-24D, кормовой стрелок Hell Cat раздолбал преследующий его Мессершмитт. Обе машины (охотник и жертва) упали в районе Брази. При этом B-24D сразу после удара взорвался, убив весь свой экипаж. Для Штейманна это был второй B-24D, сбитый в этот долгий день.



Чикагцы, участвовавшие в атаке на комплекс.

Вторую волну возглавлял капитан Реджинальд Филипс на Lemon Drop (41-23699). Эта машина была атакована сразу несколькими истребителями ПВО, причем ее стрелки утверждали, что им удалось сбить два Bf-109G и один Bf-110. Вторая волна успешно сбросили бомбы на Плоешти и ее машинам удалось уйти без потерь.

К этому моменту 53 румынская эскадрилья была вынуждена вернуться на аэродром, поскольку у машин, отправленных на перехват, подошло к концу топливо. Во время второго вылета, Bf-109G2 из 53-ей эскадрильи, атаковали B-24D летящие от Плоешти. Судя по всему, это были машины из состава 44 группы. Стрелки “либерейторов” сбили два истребителя, тогда как лейтенант Ион Мага и av. Димитру Эникиуи сбили по бомбардировщику каждый (вероятно это были машины из третьей волны, но тут точной уверенности нет).



Сбитые машины румыны попытались ввести в строй.

Четвертая волна, возглавляемая лейтенантом Элмертом Рейнхартом на GI Gal (42-40371) сразу же попала в большие неприятности. Gl Gal получила несколько зенитных попаданий, один ее двигатель остановился, машину охватило яркое пламя. Горящий бомбардировщик атаковали истребители, которые уничтожили кабину заднего стрелка, расстреляли стабилизаторы, оторвали хвостовое оперение и элероны, продырявили крылья и вдребезги разбили двигатель номер 3. Упрямый B-24D сбросил бомбы на цель, а потом несколько минут пытался улететь как можно дальше от Плоешти. Машина упала в районе Пиатры в 95 милях от точки сброса бомб. При этом из экипажа погиб лишь один человек - второй пилот Чарльз Старр.

Из 20 машин, атаковавших цель Blue, было потеряно лишь два самолета. Атака прошла согласно установленному плану. Производство топливо на Creditul Minier полностью остановилось, поскольку часть заводов горела, а остальная часть производства была снесена до уровня фундамента (через два месяца удалось запустить лишь крекинговый цех). Разрушения были столь серьезными, что Creditul Minier остановила работу до конца войны (в комплекс попало 59 фугасных и 90 зажигательных бомб).

Согласно румынским отчетам, после налета на объект Blue, выработка Плоешти сократилась на 45,000 тонн горюче-смазочных материалов.



Результаты воздушного удара. Разрушения выглядят чудовищными.

УДАР ПО ЦЕЛИ RED

389 группа должна была нанести удар по заводам Steaua Română в районе Кампины. Командир формации, полковник Джон Вуд возглавлял удар на Scorpion (42-40629), который находился под управлением капитана Кеннета Колдвелла. Вслед за Scorpion-ом, на цель Red заходили еще 29 американских бомбардировщиков.

Перед ударом машина Колдвелла совершила ряд навигационных ошибок, ибо B-24D летел через облака и дымку. Поскольку основные контрольные точки на ландшафте замечены не были, Scorpion перемещался по приборам, а когда проблема была обнаружена, командирский бомбардировщик выполнил неожиданный разворот на 180 градусов, после чего лег на новый курс.

Стоит отметить, что план атаки на Red был довольно сложным. Изначальная формация должна была разбиться на три секции, в каждой из которых должно было находиться от 2 до 5 элементов, в каждом из которых находилось по 3 B-24. Атака должна была произойти по трем направлениям, при этом удару должны были подвергнуться 4 цеха, в том числе и крекинговый комплекс.

Несмотря на то, что Кампина была защищена намного хуже, по сравнению с другими целями, Chattanooga Choo-Choo (42-40782) лейтенанта Роберта О’Рейли, умудрилась получить попадание зенитным снарядом. Машина практически сразу же вышла из-под управления, но О’Рейли сумел посадить ее в речное русло. Один член экипажа был убит, девять других попали в плен.



Тело американского пилота B-24, найденное румынскими солдатами.

После того, как над целью Red начали проходить волны бомбардировщиков, зенитные орудия интенсифицировали обстрел. Зенитное попадание получил Ole Kickapoo (42-40753) лейтенанта Ллойда Хьюза. Первый снаряд пробил фюзеляж, тогда как второй попал в крыло. Из машины потекло топливо, которое воспламенилось в районе цели. Бомбардировщик мгновенно превратился в огромный факел. Хьюз попытался посадить Ole Kickapoo в речное русло. Однако, попытка не удалась, у бомбардировщика отвалилось крыло и B-24D грохнулся на землю, несколько раз перевернувшись. Из состава экипажа погибли 7 человек (2 в госпитале от ожогов). Экипаж Ole Kickapoo был представлен в наградам за подвиг и несгибаемую волю к победе. Командир был награжден Медалью за Отвагу, остальные члены экипажа получили Крест за выдающиеся заслуги.

Третьим бомбардировщиком, потерянным во время удара по Red стал Sand-Witch (42-40735). Этот B-24D также получил повреждения топливного бака и загорелся над целью. Однако командир машины, капитан Хортон не сумел посадить бомбардировщик и тот разбился о землю, похоронив 9 членов экипажа.



Сублейтенант Dumitru Encioiu.

Серьезные повреждения над Red получили Boomerang (42-40115) лейтенанта Мелвина Нифа (зенитное попадание вывело из строя два двигателя). Нифу удалось посадить поврежденную машину в 40 милях от Кампины. Tondelao (42-40607) был атакован Bf-110, еще один такой самолет был сбит задним стрелком бомбардировщика.

Удар по цели Red был крайне удачным. По американским данным в объект попало 74 фугасных бомбы. Румыны считают, что в цель угодило 131 фугасная бомба из которых 11 не взорвались. До кучи, на цель было сброшено 2000 малых зажигательных бомб, из которых не загорелись 500. Все здания цехов внутри цели были серьезно повреждены или разрушены, в результате чего Red восстанавливался до января 1944 года. После бомбардировок мая 1944 года, комплекс был полностью остановлен, а румынская нефтеперерабатывающая промышленность потеряла еще 44,000 тонн горюче-смазочных материалов в месяц.

Продолжение следует...

Предыдущие выпуски цикла:
Операция Tidal Wave. Часть V
Операция Tidal Wave. Часть IV
Операция Tidal Wave. Часть III
Операция Tidal Wave. Часть II
Операция Tidal Wave. Часть I

23.08.2021
(с) Илья Садчиков на основе Osprey Air Campaigns.

рейх, history, airplanes, war history, авиация, ww2

Previous post Next post
Up