Румынские части люфтваффе входили в командование Южной Европы и были включены в единую структуру с Сербскими, Болгарскими и Греческими военно-воздушными центрами ПВО. Южно-европейская сеть раннего обнаружения люфтваффе была крайне эффективна потому, что более южные подразделения могли заранее сообщить северным подразделениям ПВО о прорыве оборонительного периметра вражескими бомбардировщиками. Дополнительную информацию люфтваффе получила от служб радиоперехвата, которые ловили радиообмен между союзными самолетами и подразделениями американских ВВС. При этом станции находящиеся в восточной части средиземноморья передавали данные радиоперехвата на региональный командный пост W-Leit Südost в Мегаре (около Афин). Критская станция мониторила союзную радиосвязь в Северной Африке. В ее область перехвата входило IX бомбардировочное командование в Ливии.
Считается, что немцы узнали об операции Tidal Wave перехватив и расшифровав передачу IX командования. Сами немцы пишут о том, что первые сведения о миссии были получены во время расшифровки обычных сеансов связи на мощностях W-Leit Südost. Данные с W-Leit Südost, в свою очередь, были переданы на радарные станции люфтваффе, расположенные на Балканах и средиземноморском побережье.
Wurzburg РЛС.РУМЫНСКИЕ РЛС
Радары того времени не могли работать непрерывно, так что их включали или по графику, или по необходимости, а значит, первую информацию о приближении бомбардировщиков, скорее всего, должны были получить не РЛС, а наблюдательные или акустические посты, расположенные в горах или на морском берегу.
В 1943 году люфтваффе приступили к созданию балканской сети дальнего обнаружения, для того, чтобы как можно раньше замечать союзные машины, поднявшиеся с аэродромов Африки и Сицилии. Новая радарная система должна была обеспечивать возможность воздушного перехвата цели при помощи истребителей. На нее также была возложена задача коррекции стрельбы тяжелых зенитных батарей. Это был упрощенный аналог сети Каммхубера, имеющий намного меньший масштаб. Румынская часть сети была известна под кодовым названием “Император”, ее отдельные объекты были названы в честь примечательных румынских правителей.
Это интересно. Йозеф Каммхубер - организатор системы ПВО Рейха, известной под именем “Линия Каммхубера”. Родился в фермерской семье, в Баварии. В 18 лет ушел на западный фронт Первой мировой войны, в Баварский инженерный батальон. Участвовал в сражении за Верден, получил чин младшего лейтенанта в 1917 году. Служил в Рейхсвере. В 30 году учился в Липецкой летной школе на территории СССР. Вернувшись в Рейх получил назначение в штаб Люфтваффе. В 1937 году служил начальником оперативного отдела штаба 2-го авиационного округа. С ноября 1937 года служил в командном управлении Имперского министерства авиации, а потом начальником отдела в Генеральном штабе. 21 марта 1940 года назначен командиром бомбардировочного KG51. Был сбит над Парижем на Ju-88A и попал в плен. Освобождён после капитуляции Франции и назначен командиром 1-й эскадры ночных истребителей. 9 июля 1941 года награждён Рыцарским крестом железного креста. В 1941 году Каммхубер был назначен генерал-инспектором ночной истребительной авиации. После войны работал в Аргентине и служил в вооруженных-силах ФРГ. Умер в 1986 году в возрасте 89 лет.
Генерал авиации и командир 5 воздушного фронта Йозеф Каммхубер (после войны).
Германская сеть раннего-предупреждения в Румынии в 1943 году имела на вооружении радары дальнего обнаружения типа Фрейя, два таких радара стояли на побережье Черного моря и действовали, в основном, против СССР. Второй радарный пояс находился на территории Румынии, но также был ориентирован на северо-восток. Северная и западная часть Румынской территории имели радио-дыру, которой и решили воспользоваться союзники (откуда союзники узнали об этой слабости румынских ПВО, до сих пор точно неизвестно). Также в 1943 году люфтваффе разместило на Балканах Jagdfliegerführer - станцию контроля и управления истребителями, аналогичную той, что использовалась для защиты Рейха в Северной части Европы.
Румынская Jagdfliegerführer была расположена на военно-воздушной базе Отопени, в северных пригородах Бухареста, и подчинялась германскому Luftflotte 4. Ее обслуживание осуществляли две радарные станции: Октавиан (Отопени) и Помпей (к северу от Плоешти). Эти станции обладали радарами дальнего обнаружения Фрейя и радарами для высотного поиска Würzburg-Reise. Управление радарной системой в районе Плоешти было возложено на плечи офицеров из I./Nachtrichtung-Regiment.250. Для взаимодействия с радарами на истребители румынской и германской системы ПВО были установлены транспондеры Wotan II. Полная информация и перемещении вражеских и союзных машин попадала в комнату управления боем в Jagdfliegerführer Отопени, где и принимались дальнейшие управленческие решения.
Telefunken FuMG.65 Würzburg-Riese, в составе радарной станции Октавиан.
1 августа 1943 года командир румынской Jagdfliegerführer - оберлейтенант Бернард Волденга находился в отпуске, его замещал оберлейтенант Дуглас Питкарн фон Пертшир. Управление дневными истребителями взял на себя майор Вернер Зан, под контролем которого оказались не только германские, но и румынские истребители (управление последними проводилось через румынскую прокси-станцию Тигр).
Питкарн фон Пертшир (слева) за работой в Отопени.
Исходная румынская система обнаружения воздушных целей состояла из множества наблюдательных и акустических постов. Первая румынская наблюдательная линия протянулась вдоль черноморского побережья, тогда как вторая наблюдательная линия была построена вдоль болгарской границы. В 1942 году немцы попытались модернизировать обе румынские линии при помощи систем радио-мониторинга воздушного пространства. Румынские станции наблюдения и перехвата также обменивались данными с Jagdfliegerführer.
Так взрывается нефтяной танк. Фотография с борта B-24.БОЛГАРСКИЕ ВВС
Болгарские вооруженные силы начали использовать авиацию во время первых конфликтов XX века. К началу Первой балканской войны (октябрь 1912 года) в распоряжении болгар было 29 самолетов. При этом ВВС страдали от нехватки опытных пилотов, их было всего 12, при этом 8 из них были иностранными специалистами. Во время боевых действий, болгарские аэропланы выполняли задачи, связанные с авиаразведкой. Известно, что один из болгарских Альбатросов совершил бомбовый удар по турецкому Адрианополю.
В 1915 году Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Германии. Основным боевым самолетом королевства стал Fokker E.III. В 1917 году в Болгарию прибыли германские летчики. Таким образом на Салоникском фронте появилось 35 болгарских и германских самолетов, которым противостояли 60 машин Антанты. В 1918 году баланс сил стал еще более катастрофичным, 80 болгаро-германским самолетам противостояли 200 машин союзников. После того, как Германия вывела войска из страны (они потребовались для проведения масштабного наступления на западном фронте), Болгарские ВВС оказались ослаблены, страна начала искать пути выхода из войны.
Командующий румынскими ВВС генерал авиации Gheorghe I. Jienescu.
По завершении войны Болгария потеряла 8% своей территории, а также ей было запрещено иметь военно-воздушные силы сроком на 20 лет. Гражданские самолеты можно было приобретать только у стран-победительниц, при этом мощность их моторов была ограничена 180 л.с. Болгары выполнили требования победителей далеко не в полном объеме. Несколько Fokker-ов удалось сохранить для дальнейшей тренировки боевых летчиков. В 1923 году страна ратифицировала интернациональное соглашение о гражданской авиации, после чего в стране появилось 25 новых самолетов иностранного производства.
Болгарский Bf-109G-6.
В конце 20-ых, в Бухуристе (7 миль от Софии) Болгары создали авиационную фабрику DAR, на которой получили работу германские военные специалисты. Аналогичная фабрика начала работу в Казанлаке, как филиал чешской компании Aero. В 1930 году управление фабрикой взял на себя итальянский концерн Caproni. На болгарских заводах строились лицензионные копии чешских и ттальянских машин. На бумаге самолеты были гражданскими, но в случае необходимости их быстро можно было переоборудовать для решения военных задач. В середине 30-ых, царь Борис III отказался выполнять требования союзников и 28 июля 1935 года в Болгарии появились полноценные ВВС.
В 1936 году Болгария получила от Геринга 12 истребителей He-51B и 12 разведчиков He-45. В следующем году нацисты поставили союзнику 12 истребителей Arado Ar-65 и 12 устаревших двухдвигательных бомбардировщиков Do-XI. Все самолеты были переданы Болгарам бесплатно, в качестве дара Люфтваффе царю Борису III. В 1938 году Болгария официально рассказала миру о своих ВВС и тут же взяла у французов кредит на 375 миллионов франков на закупку новых машин. Для начала болгары купили пару десятков PLZ P.24 у Поляков. После оккупации Чехословакии, Болгары получили от немцев 78 истребителей B.534, а также некоторое количество тренировочных самолетов.
Немецкие летчики обмениваются опытом с румынскими пилотами, Мизил, 1943 год.
Поскольку на вооружении Болгарии стояли устаревшие машины, а денег не было, ВВС испытывали постоянную нехватку запасных частей, которая стала менее острой, после того, как Рейх захватил Польшу и в распоряжении Болгарии, оказалось оборудование необходимое для ремонта P.24. В 1940 году Болгары задумали развернуть строительство лицензионных Bloch 124, но этому плану не суждено было сбыться, вместо них на вооружении Болгарских ВВС появились 12 Avia B135 (1943 год). Кроме того, немцы не забывали помогать своему союзнику и передали Болгарии 19 Bf-109. К 1943 году болгарские ВВС увеличились до 580 самолетов. На бумаге воздушная мощь Болгарии впечатляла, но в реальности эти ВВС были крайне слабы. К началу войны на восточном фронте истребительная мощь Болгарии включала в себя 73 B-534, 18 Bf-109E-3 и Bf-109E-4, а также 11 P.24B.
Румынская редакция Der Adler. На обложке майор Оскар Бауэр (руководитель германской системы ПВО в районе Плоешти) и маршал Йон Антонеску.
Наименьшим подразделением болгарских ВВС считалось звено, состоящее из 3-4 самолетов. 3 крыла составляли ято или эскадрилью. 3 ято и самолеты штаба формировали крыло (орляк), которое состояло из 40 самолетов. Из трех крыльев формировался полк, который мог быть, как истребительным, так и бомбардировочным. Более крупных подразделений в болгарских ВВС не было.
Первым крупным столкновением болгарских ВВС во второй мировой войне стал перехват югославских Do.17, который сбросили бомбы на Киштендил (небольшой пограничный город). Позже югославы немного бомбили железнодорожный вокзал Софии, а также небольшие города, находящиеся возле театра военных действий. После того, как в войну вступила Греция, над территорией Болгарии появились британские бомбардировщики, с которыми болгарская ПВО ничего не могла сделать, сказывалась слабость зенитного оборудования. Налеты прекратились 23 июня 1941 года после поражения Греции.
B-24 “ Flame Mc Goon” Sn 42-72767 376 BG была сбита 7/31/1944.
Болгарские военно-воздушные силы или БВС приняли участие в отражение налета 1 августа 1943, поскольку полет союзных бомбардировщиков во время операции Tidal Wave проходил через Болгарское воздушное пространство. Управление перехватом было возложено на сотрудников болгарской Jagdfliegerführer в Софии. 6 истребительный полк был выделен для перехвата союзных бомбардировщиков, он базировался в Карлово и состоял из трех крыльев, при этом в состав крыла входило 3 эскадрильи. Два крыла были укомплектованы устаревшими Avia B.534, тогда как на вооружении последнего крыла стояли Bf.109G-2 “Стрела”.
Продолжение следует…
01.10.2020
(с) Илья Садчиков на основе Osprey Air Campaigns.