1946 год. Вторая мировая война в Европе продолжается. Место нацистов заняли живые мертвецы, поднятые из могил фюрером мертвой нации Адольфом Алоизычем Гитлером. Италия лежит в руинах! Темные колдуны и кошмарные монстры скрываются в отравленных лесах, а по пепелищам разрушенных городов ползают упыри и вампиры. К счастью, не все потеряно. Европейские отряды сопротивления сформировали единый фронт противодействие зомби-нацизму и решительно выступили против распространения мертвой “чумы”. Теперь лишь от вас зависит смогут ли ветераны Второй мировой остановить апокалипсис или весь мир поглотит бесконечная оккультная тьма.
Итальянские герои Второй мировой.
Если вы наблюдаете за серией Nazi Elite, то наверняка знаете, что каждая игра цикла имела свою зомби-версию Nazi Zombie Army. До самого последнего времени, NZA была value продуктом, и парни из Rebellion настолько прохладно относились к проекту, что продавали все три игры в одной обертке. С выходом Zombie Army IV ситуация кардинальным образом изменилась. Теперь это параллельная Sniper Elite серия шутеров, действие которой разворачивается в альтернативной WW2 вселенной, в рамках которой на помощь фюреру пришли альтернативно-живые!
Русские тоже в игре есть.
К моему удивлению, настроение оказалась сильнейшим элементом игры. Zombie Army IV обладает мрачной и тягучей атмосферой, в которой смешались элементы альтернативной истории, хоррора и Wolfenstein-а. Монстры здесь страшные и медленные (как в Return to Caslte Wolfenstein). Уровни больше и угрюмые. Оружие аутентичное, а нависающее над игроком небо переливается дикими оттенками безумных цветов. Фанаты “Вольфа” получат доступ к местному вундерваффе, а также порадуются оккультным и криповым штучкам, которых не было в последних творениях Machinegames.
Экран прокачки Мосинки в версии для PS4.
История Zombie Army 4 начинается в Италии (следом за Миланом игрок увидит мрачную Венецию), потом сценарий бросит игроков в Сардинию и Хорватию, оккупированную ордами мертвых последователей Павелича. События трех последних миссий развернутся в Генуе, Риме и Неаполе. Игроки, сумевшие дожить до конца приключения увидят подземный Ад, и познакомятся с ужасами Баварии и Трансильвании. Наконец, в задании Deeper Than Hell игроки смогут посетить запретное царство Агарта. Искренне надеюсь, что в будущих дополнениях мы увидим Антарктику, Тибет и Луну. Отдельной строкой хочется упомянуть размер уровней. Некоторые из них просто громадные, я уже забыл, когда видел в PC играх настолько масштабные карты и территории!
Ужасы Трансильвании дождались восхода полной Луны.
Поскольку игровой процесс взял много от материнской Sniper Elite, игра обладает низкой динамикой. Игрок перемещается по карте на своих двоих (иногда на транспортном средстве), отстреливаясь от орд медленно бредущих живых мертвецов. Поднявшиеся из могил твари опасны только в ближнем бою, так что снайперы, встретившись с серьезным сопротивлением, могут отстреляться и отступить назад в глубину уровня для того, чтобы уничтожить очередной выводок приближающихся упырей. В более поздних эпизодах игроку придется сражаться с более быстрыми зомби, зомби-бомбами и даже с зомби-танками. Есть здесь и кошмарные зомби-акулы и мини-боссы, таскающие тяжелое оружие и способные убить игрока с пары ударов (персонажи, откочевавшие в страну вечной охоты, воскресают лишь при достижении очередного чекпоинта).
Кончилось здоровье - используй спец-способность!
Основным оружием игрока является снайперская винтовка, медленная но крайне убойная. Поскольку игра обладает отличной баллистической моделью, выстрел на большие дистанции следует производить с учетом характеристик оружия, силы ветра и других дополнительных факторов влияющих на полет пули. На ближних дистанциях игроки могут использовать штурмовые винтовки и легкие пулеметы. Кроме того, у каждого бойца есть пистолет и мачете (электрический кулак) наносящее один крайне мощный удар.
Zombie-panzer в бою!
В качестве вторичного оружия игроки могут использовать растяжки, мины и гранаты. Последние бывают разных видов. В игре есть осколочные гранаты, есть поджигающие, а есть священные, восстанавливающие здоровье игрока и вредящие адским монстрам. В темных углах карт лежат тяжелые пулеметы, огнеметы и панцершреки. Эти виды оружия наносят врагу гигантский урон, но, в то же самое время, замедляют своего владельца. Когда игрок переключается на другой вид оружия, тяжелый ствол валится на землю. Не стоит забывать и про апгрейды, которые хранятся в сундуках и могут наложить на оружие электрический или огневой эффект, действующий по площади.
В каналах Венеции живут крайне опасные существа.
Рукопашного боя в ZA4 следует избегать любой ценой, ибо типовой удар зомбака сносит треть жизни на среднем уровне сложности. Ситуация меняется, когда игрок применяет против противника фаталити, сопровождающееся занятной анимацией. Успешное фаталити восстанавливает здоровье персонажа.
Это интересно. Так как Zombie Army 4 относится к серии Sniper Elite, авторы добавили в нее классический Deathcam, отслеживающий траекторию пули и попадание в разные части зомбачьего тела. Иногда пули пробивают 2-3 мертвецов, а иногда они рикошетят от препятствия, что приводит к весьма неожиданным результатам. Deathcam включается далеко не всегда и частоту его появления можно регулировать в настройках.
Зомби в игре медленные, но их очень очень много. Умирают они только от хедшота или полного уничтожения тела.
В игре есть интересный момент. Быстрая последовательность точных выстрелов формирует комбу, которая заряжает имеющиеся у игрока суперспособности (например серию быстрых хедшотов из пистолета). Также серия повышает множитель опыта, используемый при расчетах результата миссии. Если комба будет прервана вражеским ударом или ее временной интервал будет исчерпан, игрок будет вынужден набивать комбу с самого начала, что отрицательным образом скажется на финальном результате задания.
Несмотря на то, что играть в Zombie Army 4 можно в одиночку, проект Rebellion изначально рассчитан на кооперативное прохождение. В один отряд могут записаться 4 игрока, каждый из которых может взять под свой контроль одного персонажа. Среди бойцов можно встретить советских мужиков в ушанке, немецких шпионов, французских маки и даже гнилых британских пилотов. Новые персонажи появляются регулярно, хотя их уникальность проявляется лишь во внешнем облике. В зависимости от количества игроков программа меняет масштаб наступающих зомби-волн, при этом сами геймеры могут скорректировать брутальность кампании при помощи уровня сложности и ряда дополнительных настроек. Классы, как таковые в игре отсутствуют, ваша полезность в бою зависит лишь от выбранного оружия и используемых фитов.
В игре есть режим Волн, он сложный и интересный.
Это интересно. Во многих кооперативных шутерах есть возможность пометить мышью интересную точку или объект. В Hunt Showdown за это действие отвечает средняя кнопка мышки, в WWZ - кнопка Т, а вот авторы Zombie Army 4 решили пойти своим путем. Чтобы пометить объект, игрок должен навести на айтем (или монстра) прицел, нажать на клавишу социального взаимодействия и выбрать в радиальном меню указатель. Думаю не стоит говорить о том, что в бою таким маркером пользоваться совершенно невозможно. Столь же неудобно сделано и открытие ящиков. Оно требует длительного нажатия на кнопку. Как результат отстреливать крышки сундуков намного быстрее, чем взаимодействовать с ними.
Апгрейды на оружие выглядят очень страно. На скрине радио-дробовик Теслы.
Прокачка крайне важна для развития игрового персонажа, но на мой взгляд авторы с ней несколько перемудрили. Дело в том, что система развития героя основана на фитах, доступ к которым персонаж получает с обретением нового уровня. Сами фиты также могут прокачиваться при выполнении игроком определенных условий. Например, чем больше стреляешь из Панцершрека, тем больше снарядов к установке ты будешь носить. Всего на задание игрок может взять три фита, по завершении миссии набор фитов можно изменить. Оружие прокачивается аналогично фитам, то есть некоторые анлоки открываются за боевые достижения, тогда как другие открываются при достижении определенного уровня (при этом для анлока нужно использовать специальный апгрейд-контейнер, которые еще требуется найти). При помощи верстака персонаж может изменить набор оружейных фитов в соответствии со своими текущими желаниями. Прокачка оружия имеет важный характер, поскольку начальные стволы крайне неэффективны в бою. Тот же стоковый FG42 имеет (внимание!) 10 патронов, которые вылетают в миг, ну а чтобы получить в свое распоряжение магазин на 30 патронов игроку придется много и долго качаться. С пистолетами и винтовками схожая история.
За каждого уничтоженного зомби игрокам начисляют опыт.
В качестве игрового базиса Zombie Army 4 использует самописный движок Rebellion Azura. К плюсам движка относится кроссплатформенность и серьезную заточка под видеокарты AMD. Минусы - посредственная детализация картинки (прямо скажем, перед нами не Doom Eternal) и проблемы с реализацией звука на новых видеокартах. Во время больших перестрелок у меня в наушниках проявлялся крайне неприятный эхо-эффект, знакомый владельцам Stadia. Авторы про проблему знают, но решать ее не спешат. Наконец, скорость обработки картинки оставляет желать лучшего. Игра, прямо скажем, не быстрая. В версии для Windows 7 игра запускается только под Vulkan API, тогда как DirectX 12 поддерживается исключительно Windows10. Azura очень требовательна к ресурсам системы и требует минимум GTX1070 для сколько-нибудь нормальной игры при высоких настройках.
ЗА:
Зловещая атмосфера, достойная классической серии Wolfenstein
Death-cam и отменная баллистика оружия
Огромная игровая кампания и массивные уровни
Авторы регулярно добавляют в игру новые эпизоды
Интересная прокачка персонажей и множество апгрейдов
В кои-то веки сражаемся не с серыми человечками, а с настоящими нацистами (свастики на касках присутствуют)
ПРОТИВ:
Отдельные технические проблемы
Медленный темп игры может стать проблемой для некоторых игроков
09.07.20
(с) Илья Садчиков