COLOR OUT OF SPACE (2019)

Jan 28, 2020 22:48




“Свет из иных миров” - пожалуй, самый эффектный и страшный рассказ Лавкрафта, ставший переломной точкой его странного творчества. Будучи вершиной space horror жанра, Свет рассказал историю Гибельной пустоши в окрестностях которой упал кошмарный метеорит. В начале обитатели пустоши считали метеорит благословением. но ближе к концу рассказа становилось понятно, что силы метеорита уничтожили обитателей фермы, превратив их в гротескных существ из ночных кошмаров. “Свет из иных миров” производил леденящее впечатление на всякого читателя, сумевшего пробраться сквозь хитросплетение его страниц, поскольку герои повествования сталкивались с неописуемым космическим ужасом неизвестного ранее типа. Фактически Свет не был злом, но сам факт его пребывания в холодной земле Новой Англии был катализатором распада окружающей материи с последующим ее переходом в великое ничто...




Что это у нас в саду упало?
Творцы жанровых фильмов несколько раз пытались перенести Свет на широкий экран. Все эти попытки оказались неудачными. Наконец, в 2020 году за дело взялся Ричард Стенли, режиссер “Острова доктора Моро”, мечтавший экранизировать рассказ чуть ли не с детства. Когда Стенли было 13, мать (фанатичная поклонница HPL-я) читала ему “Свет” вслух (вот тебе и деревянные игрушки). Позже этот опыт получил продолжение, Стенли несколько раз читал “Свет” матери, пока та медленно угасала от рака. Наконец, в 2012 году режиссер создал первый драфт картины и получил зеленый свет на начало работ. Финальная стадия проекта стартовала в 2017 году, когда к проекту присоединился Николас Кейдж, давно слетевший с голливудского конвейера и уныло бредущий по инди-дорожке. Релиз пришлось ждать два долгих года и, наконец, осенью 2019 Color Out Of Space добрался до наших экранов.



Старый Эзра первым понял, что всем тут конец.
С первых минут просмотра становится понятно, что Ричард Стенли (режиссер и автор сценария) решил отказаться от дословного переноса рассказа на пленку. Стенли взял базовую канву произведения, перенес историю в наше время и изменил место действия фильма. Ферма Гарднеров, некогда стоявшая в Выжженной пустоши, нашла новое пристанище на полпути между Аркхэмом, Кингспортом и Данвичем. В доме поселился инди-художник Натан Гарднер, его жена (интернет-аналитик), дочь-викка Лавиния, а также два сына Джек и Бенни. Роль рассказчика была возложена на плечи исследователя Филиппа Варда (ага!), который выступил внешним наблюдателем и зафиксировал страшную судьбу семейства Гарднеров.



Из прогноза погоды видно, что ферма стоит где-то между Аркхэмом, Данвичем и Кингспортом. Кошмарное место, мягко говоря. Удивительно, не то, что Гарднеры погибли, а то, что они протянули так долго.
Подобно книге, история картины началась в момент прибытия мистического метеорита. Развалившись в прах следующим утром, метеорит успел заразить окрестные земли и воды. Через несколько дней на ферме раскрылись странные розовые цветы, а в теплице выросли огромные, отвратительные на вкус плоды. Странным образом изменились и животные обитающие на ферме: мелкие твари поменяли окраску, тогда как большие существа стали злобными и раздражительными. Вскоре начал сбоить интернет, а ТВ стало принимать сигналы, идущие из неизвестных каналов. Дети начали слышат голоса таинственных существа, а родители перестали чувствовать боль. Ситуация стала и вовсе кошмарной, когда одним “прекрасным” утром отец семейства обнаружил, что дом окружен сюрреалистическим тентаклевым лесом, полным светящихся полипов.

Впрочем, настоящий ужас пришел в дом Гарднеров после того, как зловещий свет опалил жену и младшего сына Натана. Бедолаги превратились в единое существо, медленно пожирающее свои собственные отростки. Следом наступила очередь животных и герои оказались в кошмарной ловушке, выбраться из которой не было никакой возможности, ибо время возле фермы превратилось в сиреневый кисель: секунды растянулись на долгие долгие часы, дни, а может быть даже тысячелетия.



Так выглядит конец человечества.
С одной стороны, творение Ричарда Стенли успешно перенесло на широкий экран мрачный сюжет Лавкрафта и даже добавило в него некоторые новые элементы, которые работают на развитие истории. Зрители, незнакомый с текстом произведения, скорее всего будут смотреть фильм, как завороженные - с первого и до последнего кадра. Однако для читателей со стажем фильм вряд ли окажется откровением. Их внимание будет сосредоточено на общей атмосфере Color Out Of Space и на актерской игре и вот тут-то у картины возникают серьезные проблемы.



Оккультные ритуалы не помогут Лавинии против Древних Богов.
Атмосфера у фильма совершенно не-Лавкрафтовская. Я бы сказала, что саспенс CoOS взял почерпнул из Тумана Стивена Кинга, обработанного суровым напильником Дарабонта. Иные эпизоды фильма отчетливо напоминают Звонок, тогда как третьи скопированы из молодежных фильмов ужасов (тут есть даже скримеры) и обильно политы кровищей. В итоге нестабильная атмосфера рушит темп повествования, а значит, напугать фильм может с большим трудом. Разумом ты понимаешь, что на экране происходить что-то страшное, но мурашек на коже от чего-то не появляется.



Не смотреть в колодец - это первая заповедь всякого человека, попавшего в фильм ужасов.
Актерская игра в Color Out Of Space меня совершенно не впечатлила. Николас Кейдж играет кого угодно, но только не несчастного фермера, семья которого стала жертвой “Света” (жена героя превратилась в монстра, но Гарднер изволит шуточки шутить). Когда Кейдж вновь начал психовать, я понял, что актер вернулся к старым приемчикам, которые устарели еще в конце 90-ых. Остальные актеры сыграли не лучше. Некоторые из них намертво застряли в мелодраме (Джоэли Ричардсон), тогда как другие остались в молодежном хорроре (Маделина Артур и Брендан Мейер). Именно по этой причине во время просмотра фильма больше переживаешь за лам и за собак (они-то все сразу поняли), тогда как дурчаки Гарднеры едва вызывают сочувствие. Пожалуй, единственным толковым актером картины стал Томми Чонг, которому досталась роль сумасшедшего хиппи Эзры. Этот странный мужик отлично вписался в историю и большая часть криповых моментов выпала на его долю.



Никто не уйдет живым.
Конечно же, у картины есть и серьезные достоинства. Например, спецэффекты. Ландшафты древнего мира и затянутые светом призрачные леса выглядят впечатляюще! Жаль, что бюджет фильма был ограничен и авторы смогли реализовать всего несколько подобных сцен! Кошмарными получились и чудовища. Собранное из нескольких лам “нечто” выглядит и жалко и жутко одновременно. Жена Гарднера словно бы сбежала из японских страшилок про черноволосых девочек. Ну и конечно же зрителям запомнился сиреневый богомол, выпустивший наружу несколько щупалец.



ЗА:
Первый, на моей памяти фильм, пытающийся следовать тексту Лавкрафта.
Ландшафты иных миров.
Кошмарные монстры и призрачные леса Новой Англии.

ПРОТИВ:
Странное поведение Гарднеров.
Дополнительные сюжетные слои не сработали.
Хоррорическую часть картины шатает из стороны в сторону.

P.S. Если вам понравился концепт фильма, то рекомендую посмотреть культовый (время показало, что это так) хоррор The Void, который раскрывает ту же самую тему.

28.01.20
(c) Илья Садчиков

собаки, movie, кино, arkham horror, horror, sci-fi, lovecraft

Previous post Next post
Up