FLEUVE NOIR / BLACK TIDE / ЧЕРНАЯ ПОЛОСА (2018)

Oct 27, 2019 22:07




В лесном массиве, окружающем новостройку, исчез молодой человек - Дэни Арно. Поскольку хорошие мальчики просто так не исчезают, полиция выделила на поиски комиссара Франсуа Висконти - умелого копа и безнадежного алкоголика. Поскольку быстрые поиски не дали необходимого результата, Висконти отказался от лобовых методов расследования и начал искать подозреваемых, ориентируясь на собственный “нюх” и явное понимание того, что парень находится где-то неподалеку (или скрывается или лежит мертвяком). Начав копать верхний слой лжи Висконти вскрыл сразу несколько гнойников, которые поставят историю исчезновения с ног на голову и приведут фильм к трагической развязке.




Висконти в своем офисе. Рюмашечка ждет своей очереди под столом.
С первых же минут картины зритель оказывается в вязком осеннем мире, в котором нет положительных героев. Пострадавшие ведут себя странно и явно что-то скрывают. Потенциальные свидетели по-непонятной причине врут. Полицейская верхушка хочет побыстрее закрыть дело (им плевать на Арно, но не плевать на отчетность), тогда как сам Висконти страдает от пьянства и продолжающегося конфликта с сыном (последний связался с наркошами и может угодить за решетку). Поскольку личная жизнь Висконти давно развалилась, все ночи он проводит на работе в окружении бумаг и спиртного. Настроение у копа паршивое, так что он не забывает принять коньячка прямо перед началом работы (лучше всего хлопнуть рюмашечку, прямо перед важным совещанием). Роман с подчиненной идет по какой-то кривой колее и, похоже, приносит обоим больше проблем, чем удовольствий. До кучи мрачная осенняя погода не способствует хорошему настроению. Мир фильма окрашен серыми красками ноября, в нем всегда идет дождь, или царит непроглядная темень.



Когда преподаватели начинают скучать, они становятся писателями. Когда писатели начинают скучать, плохо становится всем. Не злите преподавателей.
Режиссер фильма Эрик Зонка - явно нахватался идей и концептов у Оливье Маршаля и в первые минут картины зрителю может показаться, что “Черная полоса” двинется по накатанной колее. Однако, чем дальше Арно погружается в глубины истории, тем яснее зритель понимает, что от Маршаля в фильме остался лишь полицейский антураж, внутренняя часть постановки создана по совсем другим принципам. Зонка приложил максимум усилий для того, чтобы история стала как можно более мрачной и безысходной. К концу первого часа зритель перестает вообще понимать, кому ему сочувствовать, потому что все герои (кроме исчезнувшего Арно), скрывают в шкафах целые выводки мертвецов. Причем выход из этих кошмаров найти невозможно. Тот же Висконти давно отказался бороться и теперь катится по наклонной со все возрастающей скоростью. Остальные герои фильма смотрятся еще хуже - они либо изращенцы или самовлюбленные эгоисты или потенциальные маньяки, в голове которых щелкает часовой механизм.



Писатель творит в каком-то Wolfesntein бункере. На месте Винсента я бы не ходил в это место без напарников, но пропитому полицейскому все равно.
Наиболее отвратительным персонажем картины является писатель Ян Беллэль. Этот товарищ пишет зловещие книги, оперируя персонажами в стиле Зюскинда. При этом Ян обладает явными маньячными наклонностями и проверяет свои идеи на живых людях. Потом сам объяснить не может, зачем это сделал. Явных преступлений Ян не совершает, но серьезно осложняет Висконти и без того непростую работу, подбрасывая полицейским ложные улики.



Каждый коп Парижа знает, утро добрым не бывает.
Короче говоря, к концу картины детективная история превращается в какой-то зловещий цирк аберраций, смотреть на который с удовольствием решительно невозможно. Местный мир уродлив, как картина Босха, а выползающие на экран герои делают его еще более невыносимым. Покарать их некому, ибо судебная система часто дает сбой, молния с неба не падает, так и будут эти несчастные калеки копаться в собственной грязи до тех, пока пучина повседневных ужасов не поглотит их с головой. После чего бедолагам придет закономерный конец.



Напарница не красавица, но Винсенту и с ней ничего не светит. Потому что бриться надо - ёжик!
Информация к размышлению. Многие эпизоды фильма имеют отношение к сексу, но это дефективная сексуальность. Оне не возбуждает, а вызывает отвращение или неловкость. Полагаю, что для некоторых зрителей этот опыт может оказаться травмирующим. Ну а детям данный фильм и вовсе смотреть не стоит.



Тут у костюмеров промашка вышла. Пиджак у товарища должен быть старым и с протертыми до блеска рукавами.
“Черная полоса” - это бенефис Винсента Касселя (изначально на роль планировался наш соотечественник Жерар Депардье). Фильм полностью держится на его мрачной харизме, тогда как актер делает все возможное для того, чтобы удержать зрителя у экрана силой своей игры. Визуально Кассель выглядит жалко. Его Винсент рано постаревший мужчины, в вечно мятой одежде, с немытыми волосами и потухшим взглядом. Кассель весьма правдоподобно передал внешний вид и поведение человека, который спит по 4 часа в день и решает задачи, большая часть которых находится вне его прямого контроля и компетенции. Мне почему-то мне кажется, что Винсента (несмотря на прежние заслуги) в конце-концов выкинут из полиции без положенной пенсии. Слишком уж много правил он нарушает в своей повседневной работе.



Жертвы преступления - очень странная семья. Висконти понимает это с первых минут но не знает с какой стороны к ним подступиться.
Русская версия фильма называется “Черная полоса”. Это ошибка. Лучше будет перевести название фильма, как “Черная река”, ибо свет здесь не сменит тьму и герои никогда не обретут спасение. Темные воды обязательно сомкнуться над их головой.

ЗА:
Отличная работа Винсента Касселя
Выдающаяся НеоНуарная атмосфера

ПРОТИВ:
Совершенно безысходный фильм
Унылый и нудный сюжет с роялем в конце истории
В картине нет ни одного положительного персонажа
После просмотра можно схватить депрессию.

27.10.19
(с) Илья Садчиков

movie, кино, eurocrime

Previous post Next post
Up