L'EMPEREUR DE PARIS (2018) / ИМПЕРАТОР ПАРИЖА

May 26, 2019 17:25




1805 год. Европа находится под властью Наполеона. Австрия и Россия зализывают раны, полученные при Аустерлице. Франция, сумевшая пережить турбулентность революции, наращивает имперскую мощь и беспощадно эксплуатирует широкие трудовые массы. Попутно в жернова «правосудия» попадают, как настоящие разбойники, так и простые беглецы от системы.

Эжен Франсуа Видок, попавший в гнилую плавучую тюрьму, один из жертв молодого государства. Фактически, он преступник, но при этом он не входит ни в один криминальный синдикат. Гнить в кутузке Видок, разумеется, не хочет. Поэтому он придумывает хитрый план спасения и успешно выполняет его. Вместе с ним бежит молодой бандит Натаниэль де Венгер, который выживает лишь потому, что Видок дает ему шанс на спасение. Десять лет спустя эти двое снова встретятся на Парижских улицах, но будут стоять по разные стороны закона. Натаниэль станет новым главой преступного мира, тогда как Видок перейдет на сторону имперской карательной машины. И в этот раз из рук правосудия ускользнет только один…




Разбойники и Пушкин Видок.
Вне всякого сомнения - Видок один из самых заметных персонажей той бурной эпохи. Интерес кинематографистов к его персоне вполне закономерен. Когда в 2001 году Жан- Кристоф Комар снял блестящий готический триллер «Видок», большая часть зрительских претензий была не к спецэффектам, а к тому, что сценарист предпочел фантастический вымысел реальной истории персонажа. В 2018 году Жан-Франсуа Рише решил показать правдоподобного Видока, сражающегося с криминальным миром Парижа. При этом фоном картины выступает не революция 1848 года, а Имперская Франция времен наполеоновского расцвета.



Фуше хоть и поддерживал на словах Империю, но фактически постоянно проводил сепаратные переговоры с врагами Наполеона.
Картина Рише довольно вольно относится к историческим фактам. Поэтому ее следует расценивать, как приключенческий криминальный боевик. Видок, желающий получить помилование, поступает на службу к начальнику криминальной полиции Генри, который работает на самого Фуше. Люди Генри не могут совладать с криминальным миром Парижа, потому что не знают, как он функционирует. Они ловят мелких сошек, тогда как настоящие кукловоды ускользают из лап полиции. По этой причине за дело берется Видок, который набирает в летучий отряд бывших разбойников, а также усиливает его известным рубакой экс-герцогом Ньюшато. Вся эта компашка довольно быстро расчищает злачные кварталы гигантского города, пока не встречается с боевиками Натаниэля. После этого полицейский «бизнес» превращается в настоящую войну, а кино трансформируется из детектива в нуарный боевик.



На смену бандитам старого режима идут криминальные синдикаты Империи. Натаниэль стоит во главе этого процесса.
Несмотря на то, что «Император Парижа» идет два часа, авторы успевают показать лишь имперскую часть столицы. Криминальный мир города демонстрируется крайне поверхностно. Обитатели катакомб показаны как помесь кровавых маньяков с комиксовыми злодеями. Тем удивительнее, что когда события доходят до реальных дел их довольно быстро отправляют на тот свет или люди Видока, или подручные Натаниэля. Последний при этом успевает восстановить криминальный синдикат и перевербовать часть бывших врагов на свою сторону. Этот переход, весьма важный для сюжетной линии, на экране просто не показан, поскольку нужное для него время занято россказнями Фуше о безграничном величии Империи.



Экс-герцог стоит нескольких бандитов одновременно. Вот этому просто не повезло.
Авторы картины сумели воссоздать на экране правдоподобный имперский Париж начала XIX века и отменно поработали над костюмами персонажей. В рамках фильма можно увидеть весьма интересные образчики одежды и занятные униформы. Обратите внимание на местные шляпы, они совсем не такие, как в английских картинах. Кроме того, создатели продемонстрировали зрителю большой арсенал различного оружия (в том числе многозарядные пистолеты) и сумели поставить несколько эффектных боев. Многие стычки начинаются на большой дистанции с использованием пистолетов, а завершаются ближним боем на ножах. При этом противники активно перемещаются по сцене и используют оружие упавших товарищей (многие пистолеты однозарядные). В некотором смысле эти сцены похожи на тот ган-кат, что был показан нам в Эквелибриуме (естественно, с поправкой на эпоху).



От зайчика ушел, от лисички ушел, а вот от Видока не получилось...
Что в «Императоре Парижа» действительно странно, так это подбор актеров на главные роли. Винсент Кассель похож, скорее, на Жан Валь Жана или на Пушкина (в некоторых сценах он просто вылитый поэт), чем на полного Видока. Ольга Куриленко, играющая баронессу Роксану, регулярно выпадает из роли, потому что не понимает, что надо играть (Роксана фильму вообщем-то не нужна). Столь же печальная участь постигла и Фрею Мавор, которая играет возлюбленную Видока - воровку Аннет. С другой стороны актеры второго плана весьма успешно вписались в роли полицейских, разбойников и вояк. Возможно, было бы лучше, если бы из картины убрали всех персонажей женского пола, которые не столько развивают сюжет, сколько отвлекают зрителя от событий мрачной эпохи.



Парижская полиция в сборе (слева-направо): Видок, криминальный помощник Фуше - М.Генри и глава криминальной полиции Дубилар.
ЗА:
- Удачно воссозданный Париж XIX века.
- Динамичный рассказ о том, как Видок перешел на полицейскую службу.
- Эффектно поставленные перестрелки и рукопашные бои.
ПРОТИВ:
- Авторы слишком далеко отошли от биографии реального сыщика.
- Странный подбор персонажей на главные роли.
- Много экранного времени уделено посторонним сценам и размышлениям.
- Тот самый случай, когда авторам реально не хватило бюджета на создание графической конфетки.

26.05.19
(с) Илья Садчиков

movie, история, history, кино

Previous post Next post
Up