DER HAUPTMANN (2017)

Dec 15, 2018 23:04




Апрель 1945 года. Германия. До конца Второй мировой войны в Европе остаются считанные дни. Немецкий гефайтер Вилли Герольд ударяется в самоволку и в течение нескольких дней скрывается от военной полиции, блуждая по лесам и весям Третьего Рейха. Будущее Герольда выглядит мрачным. Крестьяне забивают дезертиров вилами, за ними охотятся жандармы, так что шансы на выживание невелики. Попав в лапы военной полиции Герольд неизбежно загремит на бойню Восточного фронта или будет попросту расстрелян.




Апрельское утро в Германии.
К счастью, судьба оказывается благосклонна к гефайтеру. На опушке заснеженного леса Герольд находит здоровенную штабную машину, на заднем сиденье которой лежит чемодан с капитанской униформой, а также целая корзина яблок. Наевшись фруктов и переодевшись в офицера, Вилли хочет удрать в чащу, но в этот момент на дороге появляется рядовой-артиллерист, отставший от своего подразделения. Вместо того, чтобы застрелить гефайтера, рядовой отдает ему честь. Герольд быстро понимает, что дезертировать вдвоем веселее и берет артиллериста под свое покровительство. Через некоторое время к группе Герольда присоединяются еще несколько бойцов-дезертиров, а также часть полевой жандармерии (гефайтер ловко убеждает их в том, что выполняет секретное поручение фюрера).



Брошенный хозяевами Mercedes Benz W31 с чемоданом полезных вещей. И жизнь хороша и жить хорошо!
В течение первого получаса просмотра у зрителя может сложиться ощущение, что режиссер (и по-совместительству автор сценария - Роберт Швентке) показывает ему мрачный вариант истории про “капитана из Кёпеника”. Однако история начинает играть новыми красками, когда Герольд обретает реальную власть и вместо того, чтобы залечь на дно, начинает колесить по окрестностям и отстреливать дезертиров, под предлогом восстановления законности и порядка. Где-то к середине фильма новоявленный гауптман понимает, что карать одиноких дезертиров нет никакого смысла, уничтожать беглецов нужно десятками, желательно, всех сразу.



Рядовой Фрейтаг в исполнении Милана Пешеля.
Добравшись до ближайшего концентрационного лагеря (для дезертиров), Герольд отстраняет от власти местного коменданта, выстраивает немецких заключенных ровной шеренгой и расстреливает их из зенитного пулемета. На все попытки коменданта объяснить, что “немецкие так не делают”, Герольд отвечает ссылкой на фюрера и его тайное-сверхсекретное задание. Примечательно, что в споре коменданта и “гауптмана” все лагерные служащие становятся на сторону гауптманна и оставляют коменданта (с его судами и трибуналами) в гордом одиночестве. В итоге на тот свет отправляются еще 195 человек (и это в тот момент, когда фронт буквально трещит по швам).



Мини-фюрером может не только полковник стать, но и гефайтер, если он, конечно, служил в Германии.
Где-то к середине картины становится понятно, что перед нами не сатирический фильм о жестокости режима, а нуарная “притча” о страшной трансформации людей под влиянием ничем не ограниченной власти (людей не обязательно немецких). Занявший место фюрера Герольд уничтожает людей десятками, просто потому, что может, уверенно подтверждая факт того, что СС-овец это стиль жизни, а не только черная униформа.

Сформировавшаяся вокруг Герольда шайка головорезов - представляет собой окруженный врагами дезориентированный германский народ, совершенно отключивший голову, наслушавшись сладких обещаний вождя (о врагах, которые окружили страну со всех сторон, затянутых поясах и победе). Побоище в лагере - прямой аналог уничтожения внутренних врагов, без которых победа над внешним врагом “решительно невозможна”. То что потом, с внешним врагом сражаться будет некому Герольда, похоже, не волнует.

Красной нитью сквозь фильм проходит идея о том, что забравшийся на вершину “вождь” может быть липовым “фюрером”, который, во имя спасения собственной шкуры, способен перемазать кровищей и правых и виноватых, сделав кучу колеблющихся людей соучастниками кровавых преступлений.



Лагерь для германских дезертиров.
В фильме есть момент, который так и остался для меня непонятным. Из картины не ясно являлся ли Герольд настоящим фанатиком или просто косплеил вождя во имя собственного выживания. Может быть и так, что в начале картины он фанатиком не был, но все изменилось в момент обнаружения униформы. Сложившаяся ситуация допускает различные толкования.



Пока одни роют себе могилу в холодной земле, другие празнуют успешный расстрел.
Der Hauptmann целиком и полностью снят в черно-белом ключе, который выгодно подчеркивает снежный сеттинг картины. Черные люди и машины ползают по белой, покрытой снегом земле, месят призрачный саван льда своими грязными сапогами. В лесах дремлют покрытые изморозью белые листья, над которыми высятся черные кроны деревьев. Черное небо лагеря мрачным бархатом нависает над белыми крышами деревянных бараков. Black & White решения удачно работают на атмосферу картины, из-за чего некоторые эпизоды Der Hauptmann несут на себе явные признаки нуара. Картинка фильма настолько эффектна, что ее можно рассматривать снова и снова, каждый раз находя новые интересные детали.


Фельджандармерия в поисках беглеца.
Это интересно. В отличие от многих современных фильмов про Вторую мировую войну, Der Hauptmann рассказывает вполне реальную историю 19 летнего бойца вермахта Вилли Херольда. Описанные в фильме события повторяют события реальной жизни Вилли. Даже бегство Херольда после суда не противоречит истории. Конечно же, жизнь злодея была недолгой. В 1946 году его отловили британцы, обвинили в убийстве 150+ человек и отрубили негодяю голову при помощи гильотины.



Германские патриоты. Во имя победы (в которую сами не верят), они готовы выпустить на волю беспощадное зло.
ЗА
- Недостатков нет.
  Возможно, перед нами самый лучший и беспощадный фильм года одинаково важный как для немецкого, так и для российского зрителя.

image Click to view



15.12.18
© Илья Садчиков

movie, history, кино, ww2

Previous post Next post
Up