Воздушная война во Вьетнаме. LINEBAKER II - АМЕРИКАНСКАЯ ВОЕННАЯ МОЩЬ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Nov 08, 2018 23:40




Перед стартом операции Linebaker II американские эскадрильи истребительной и бомбардировочной авиации пребывали в статусе TDY (Temporary Duty) - то есть они временно выполняли свои задачи в регионе ведения боевых действий. В конце ноября все эскадрильи, принимающие участие в кампании, были приведены в полную боевую готовность и имели экипажи состоящие из боевых летчиков (наименее опытные из них имели за спиной хотя бы один боевой вылет).


Стратегические бомбардировщики B-52D



B-52G заходит на посадку. Этот вариант самолета можно идентифицировать по укороченному хвосту.
К 1965 году во Вьетнаме находились 200,000 американских солдат. Несмотря на то, что конфликт принял масштабный характер Стратегическое Воздушное Командование США (SAC) упрямо отказывалось применять против вьетнамцев тяжелые бомбардировщики.

Командиры SAC говорили об этом следующим образом: “Вьетнам - не наше дело. Мы не хотим влезать в эту заваруху и не желаем забрасывать джунгли даже обычными бомбами”. Эта точка зрения имела не так уж много сторонников в штабе американских ВВС, вследствие чего военные буквально затащили SAC на войну, несмотря на агрессивные попытки последних избежать этой неприятной участи.

Летом 1965 года первые Б-52 начали совершать налета на цели в Южном Вьетнаме, используя в качестве базы ВПП Андерсен на Гуаме. Подобный перелет занимал 12 часов и требовал, как минимум, одной воздушной заправки.



Бомбы на внешней подвеске B-52.
В апреле 1966 года в бой отправились новые B-52D Big Belly имеющие больший объем бомболюков. Данная модификация несла 108 бомб (84 внутри фюзеляжа) и ещё 24 в специальных контейнерах под крыльями (обычный Б-52 нес под крыльями крылатые ракеты Hound Dog).

Пытаясь увеличить эффективность бомбардировочных вылетов, американцы заключили соглашение с Тайландом о развертывании на его территории передовых баз SAC. Первой такой базой стала У-Тапао (Сиамский залив). Вылетая из Тайланда, Б-52 завершали миссию за 4.5 часа и несли под крыльями 750lb бомбы (в отличие от 500lb бомб под крыльями самолетов, взлетевших с Гуама) воздушная заправка при этом не требовалась.



B-52G-90-BW 57-6504 с Базы Андерсон, Гуам.
Летая в формации “ячейка” B-52D производили “синхронное бомбометание”, применяя для прицеливания свою собственную радарную систему. Таким образом ячейка совершала единственный бомбовый заход на цель. Если один из самолетов вываливался из “ячейки” бомбометание откладывалось. В случае успешного бомбометания под ударом смертоносного груза оказывался участок земли ⅝ миль в ширину и 2 мили в длину. Эффективность ударов изменялась в зависимости от высоты полета машин. В зависимости от системы наведения радиус ошибки бомбометания от точки сброса мог составлять 1200-800 футов. Если радиус ошибки был больше 800 футов, то американцы не бомбили такую цель, если рядом с ней располагались гражданские объекты.

Это интересно. B-52 пользовались ужасающие репутацией у вьетнамских солдат. Поскольку бомберы летали на большой высоте и летали быстро, их приближение практически всегда оставалось незамеченным. Вьетнамцы понимали, что на них сброшены бомбы лишь в тот момент, когда началась первая серия взрывов. Мощность бомбардировки были столь велика, что сухопутные войска чувствовали ее как легко землетрясение. Бойцы, оказавшиеся под воздушным ударом, легко могли потерять слух, а сами взрывы производили мощнейшую ударную волну, бросающую деревья и людей словно мелкие щепки. Вьетнамцы вырвавшиеся из этого инферно еще много лет рассказывали своим друзьям и близким истории своего чудесного спасения.

Начав с бомбардировок Южного Вьетнама, Б-52 вскоре появились на Лаосом, а потом и над Северным Вьетнамом где встретились с советскими ракетами SA-2. Для подавления вражеских поисковых систем B-52D несли джаммеры ALT-22, направленные против РЛС C-75  и 4 джаммера ALT-28, которые нарушали систему обратной связи у советских ракет. Несмотря на все эти предосторожности, SAC очень боялись потерять хотя бы один Б-52 и разворачивали машины домой сразу, как только пилоты обнаруживали активность советских РЛС.



Командование SAC хотело использовать бомбардировщики B-52 лишь в случае ядерной войны, но у Никсона было другое мнение на этот счет.

Стратегические бомбардировщики B-52G

В апреле 1972 года на базе ВВС Андерсен появились первые B-52G, которые имели так называемое “влажное крыло”. У этих машин топливо располагалось не в баках, а прямо внутри несущей поверхности, что увеличивало радиус действия бомбардировщика (с Гуама во Вьетнам Б-52 модификации G могли летать без дозаправки). При этом машина стала на 17 тонн тяжелее, чем модификация D. Кроме того, на G были поставлены новые двигатели Pratt & Whitney J75, были убраны элероны и увеличен носовой обтекатель. Изменилось место расположение хвостового стрелка, который обзавелся катапультируемым сиденьем.

Впрочем B-52G был далек от идеала. G-шка не имела внешних пилонов для подвески бомб, вследствие чего 4 ячейки B-52G могли сбросить тот же самый груз бомб, что и одна ячейка B-52D (впрочем, сбросить груз G-шки могли далеко не всегда из-за проблем с механизмом бомболюка). B-52G имели менее высокий стабилизатор, а также укороченный “акулий” хвост, что влекло за собой проблемы со стабильностью полета. Посредственный пилот G-шки мог запросто вылететь за пределы ячейки и полностью сорвать бомбовый удар. Ну и конечно не стоило забывать о том, что “влажное крыло” делало самолет более уязвимым к внешним повреждениям. Еще одной проблемой G-шек было их недостаточное обеспечение джаммерами и глушилками. 57 из 98 бомбардировщиков этой модификации имели на вооружение ALT-22, тогда как оставшиеся обладали намного менее эффективной ALT-6B (несмотря на все заверения SAC о том, что эти джаммеры обладают одинаковой эффективностью против вьетнамских РЛС C-75).



Бомбы для Big Belly.

Танкеры KC-135

Воздушная война во Вьетнаме была бы невозможна без плотного обеспечения танкерами. Операцию Linebacker II должны были обслуживать 60 таких машин с базы Кадена, Окинава, 46 с У-Тапао, 28 с базы Кларк, Филипины, 20 с Такли, Тайланд и еще 7 с Корат, Тайланд.

Тактический истребитель F-4 Phantom II

Наиболее эффективным американским истребителем Вьетнамской войны был F-4 Phantom II. Во время операции Linebacker II использовалось сразу несколько модификаций этой известной машины F-4D применялся для сброса дипольных отражателей, а также в качестве дневного фронтового бомбардировщика, несущего бомбы с лазерным наведением (для применения этого оружия требовался контейнер подсветки Pave Knife). Некоторые F-4D несли под крыльями APX-80, систему обнаружения МиГ-ов по транспондеру. APX-80 позволяла “Фантомам” атаковать цель не входя с ней в визуальный контакт. Также во время операции ВВС США использовали в боях некоторое количество F-4E, вооруженных встроенной 20мм пушкой.



F-111A принимают топливо над Тайландом в самом конце Вьетнамской войны.

Истребитель-бомбардировщик F-111

474 тактическая авиагруппа ВВС США имела на вооружении 3 эскадрона F-111A, которые могли совершать ночные всепогодные рейды на территорию Вьетнама в поддержку Б-52. Эти машины могли атаковать вражеские ВПП при помощи 500lb бомб Snake Eye (каждый F-111 нес 12 таких бомб).

Самолет радиоэлектронной борьбы EB-66

В мае 1972 года ВВС США перебросили на базу Корат 8 EB-66C и EB-66E. EB-66C могли идентифицировать электронные сигналы противника и эффективно подавлять их. Кроме того, EB-66C мог засекать сигналы МиГ-ов и РЛС C-75. Второй вариант самолета - EB-66E нес систему ALT-6B предназначенную для подавления вражеских РЛС и систем раннего обнаружения. Все Вьетнамские EB-66 находились в составе 42 тактического эскадрона радиоэлектронной борьбы, который обеспечивал безопасность американских пилотов на всем протяжении операции Linebacker II.

Во время декабрьских и январских сражений EB-66, как правило, висели на расстоянии 40 морских миль к западу от Ханоя. Стоит отметить, что машины РЭБ находились в отвратительном состоянии. У них были проблемы с двигателями, а из баков постоянно текло топливо. В один момент времени могли взлететь не более 5-6 машин из 20, находящихся на базе Корат. Для того, чтобы решить проблемы с полетами, команды техников таскали двигатели от одной машины к другой. Несмотря на все ухищрения, к моменту окончания LInebacker II все активные EB-66 вышли из строя.



Douglas EB-66E



Douglas EB-66C

F-105G Wild Weasel

Машины данной эскадрильи предназначались для атак вражеских РЛС, при помощи специальных радиолокационных ракет AGM-78B или AGM-45. Все F-105G базировались в Корате. Дневные вылеты F-105G совершали в сопровождении двух F-4E, пилоты которых могли визуально идентифицировать местоположение вражеской радиолокационной станции. Во время операции Linebacker II эскадрилья Wild Weasel использовалась эпизодически.



EF-4C Wild Weasel, База ВВС США Корат, 1972 год.

EF-4C Wild Weasel

Эти противорадарные машины появились в Корате в 1972 году (после того, как во Вьетнам с Окинавы было переброшено 67 тактическое крыло).В отличие от F-105G, EF-4C не могли нести AGM-78, что серьезно снижало их боевую эффективность.

Авиация ВМФ США

Во время операции LInebacker II поблизости от Вьетнама находились авианосцы Enterprise, Saratoga, Oriskany, America и Ranger. На палубах этих кораблей базировались эскадрильи A-7E Wild Weasel и EA-6B (во время операции LInebacker II эти машины совершили 720 боевых вылетов). Основными целями для авиации ВМФ США стали РЛС, расположенные на побережье Тонкинского залива, а также сооружения Хайфонского морского порта. Американцы столь сильно боялись потерять хотя бы один EA-6B, что полностью запретили этим машинам летать над территорией Вьетнама.



EA-6B во время боевого вылета.

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Бортовые глушилки электронных сигналов

Во время вылетов Б-52 использовали электронные системы подавления вражеской активности. Когда самолеты летели горизонтально, в составе ячейки, они были практически неуязвимы для РЛС и ракет противника. Однако, когда бомбардировщики начинали выполнять маневры в электронном рисунке формации появились “разрывы” и электронный маркер бомбардировщиков вполне мог появиться на некоторых радарах, что завершалось пуском ракеты. Для повышения эффективности защиты, американцы использовали системы электронного подавления вражеских РЛС вместе с дипольными отражателями.

Дипольные отражатели

Дипольные отражатели были простейшим средством борьбы с вражескими РЛС. Они представляли соборы маленькие кусочки алюминиевой фольги, которую рассеивали в воздухе по курсу идущих бомбардировщиков. Впервые данный вид помех был использован во время Второй мировой войны против ПВО Третьего рейха. Естественно, дипольные отражатели сохраняли свою эффективность и в начале 70-ых годов.

Во время операции Rolling Thunder массовое использование дипольных отражателей не состоялось, поскольку у американских машин не было контейнеров для их сброса. Вдобавок к этому американские моряки боялись, что массированное использование отражателей блокирует работу американских корабельных радаров и изо всех сил противились “новой” тактике.



Под завязку загруженный бомбами F-111A, база Такли, готовится к ночному вылету. 1972 год.

К 1972 году сопротивление моряков было сломлено. 15 апреля 1972 года американские F-4 произвели массивные сброс отражателей из контейнеров, что привело к полной блокировке вьетнамских радаров (во время этой операции 17 Б-52 атаковали топливное хранилище в Хайфоне). Для достижения необходимого результата истребители использовали бомбы MJU-1/B, который подрывались на заранее заданной высоте, разбрасывая вокруг себя тысячи мелких алюминиевых частичек. В результате подрывов получался дипольный коридор шириной 7 морских миль, длиной 30 морских миль и глубиной 4000 футов. До кучи, вражеские РЛС подавлялись джаммерами Б-52, EB-66E, EKA-3B и EA-6B. Согласно плану, алюминиевая завеса должна была продержаться 15 минут, но в действительности, ее распад происходил через 20, а иногда и через 30 минут.

Летом 1972 на вооружение американских ВВС появилась система AN/ALE-38 (изначально ее ставили на тренировочные дроны, в целях лучшего обнаружения дрона при помощи РЛС), способная формировать длинный широкий коридор из дипольных отражателей, не имеющий внутренних разрывов. Дополнительно, плотность алюминиевого коридора AN/ALE-38 возрастала в случае подрыва дипольных бомб.



Сборка дипольной бомбы MJU-1/B

Согласно практическим замерам плотность дипольного коридора, создаваемого MJU-1/B была в 6 раз больше, чем плотность дипольного коридора, создаваемого AN/ALE-38. Диапазон покрытия бомб первого типа был в 4 раза меньше, чем у контейнеров второго типа. Для того, чтобы комбинация двух видов отражающих систем была наиболее эффективной 6-8 F-4, вооруженные AN/ALE-38, должны были сбросить дополнительно 50 бомб MJU-1/B. Конечно, количество бомб изменялось в зависимости от ветра, дующего в районе формирования коридора.

Типичный F-4, вооруженный шестью дипольными бомбами и двумя контейнерами для установки помех не мог подняться на высоту свыше 36,000 футов. При этом установщики помех должны были действовать с оглядкой на ракетную опасность, так как никакой дополнительной защиты у них не было (кроме истребительного эскорта и машин Wild Weasel). Во время дневных полетов постановщики помех были соблазнительной целью для МиГ-21. Впрочем, во время ночных миссий угроза со стороны вьетнамских истребителей была минимальна и помехи можно было ставить, не опасаясь получить ракету в горячий “хвост”.

В начале операции Linebaker II американские самолеты РЭБ создавали полосы дипольных отражателей, которые показывали примерное направление удара тяжелых машин. Во второй половине операции, авиация США отказалась от направленных коридоров в пользу распределенных полей помех.



Сброс дипольных отражателей британскими авиаторами. 1944 год.

Контейнеры для постановки помех

Во время операции Linebaker II использовались как старые системы постановки помех ALQ-71 и ALQ-87, так и более новые ALQ-119 и ALQ-101. Все означенные выше системы генерировали радиоволну, противодействующую сигналу вьетнамских РЛС. Две последних системы генерировали специальный ответный импульс, который нарушал работу системы отслеживания цели. Когда все системы противодействия срабатывали одновременно, вьетнамской ПВО “глохло” и пуск SA-2 мог быть произведен лишь по оптической системе наведения, бесполезной ночью.

Кроме того, пилоты могли использовать систему “специального радиоэлектронного перехвата”, которая позволяла навести помехи на канал, используемый маячком отслеживания зенитной ракеты. Данная техника противодействия вражеским зенитным системам отличалась высоким показателем эффективности и часто применялась в бою.



Самолет-мишень ALE-38 использовался американцами для проверки своих зенитных ракет.

AGM-45 Shrike и AGM-78 Standard Arm

ВВС США впервые применили Шрайк в 1964 году. Однако, к моменту начала операции LInebacker II вьетнамские операторы РЛС научились противодействовать пускам этой ракеты. Недостатками AGM-45 были малый радиус действия (16 км), а также малый вес боевой части (66 кг). То есть ракета могла уничтожить радар, но не могла вывести из строя весь комплекс ПВО. Наконец, запуск ракеты требовал использования специального профиля атаки, во время выполнения которого вьетнамцы отключали радар, после чего ракета окончательно теряла цель.

В качестве более эффективной альтернативы американцы применяли AGM-78B Standard ARM, которая имела боевой радиус действия равный 50 милями и БЧ вес которой равнялся 219lb. После пуска AGM-78B F-105G просто отворачивал на 180 градусов, что никоим образом не выдавало факт ракетного пуска. Наконец, AGM-78B имели плату памяти, которая запоминает координаты вражеской РЛС, превратившей работы. Таким образом, ракета могла поразить даже отключенную РЛС, которую не успели убрать с позиции.

Впрочем и у этой ракеты были проблемы, которые проявились во время операции Linebaker I. Выяснилось, что во время сброса дополнительного топливного бака, F-105G сбрасывал ракету (с левого крыла) вместе с ее противорадиолокационным адаптером (с правого крыла). Вдобавок к этому, к моменту начала Linebacker II производство AGM-78 было остановлено, так что в распоряжении американских военных оставалось всего 15 таких ракет.



ALQ-71



ALQ-119

AIM-9D/E/J Sidewinder

ВВС США использовали как продвинутый D вариант ракеты, так и менее эффективные ракеты версии E и J. Поскольку большая часть боевых вылетов проводилась ночью, было зафиксировано всего несколько запусков Sidewinder-ов по вражеским целям.

AIM-7E-2 Sparrow

Американские ВВС имели на вооружение AIM-7E-2, которую можно было эффективно использовать ночью. Истребители ВМФ США данный тип ракеты не применяли на всем протяжении операции.



Две ракеты класса Воздух-РЛС под одним крылом. Маленькая - AGM-45 Shrike, и большая - AGM-78 Standard Arm.

Системы навигации и бомбометания

В качестве основной системы бомбометания ВВС США применяли AN/ARN-92 LORAN-C, которая обладала низкой эффективностью во время плохой погоды. Для успешного выполнения боевых миссий тактическим самолетам американцев приходилось увеличивать боевой груз и сбрасывать бомбы на минимальном расстоянии от цели.

Системы контроля воздушного пространства

В качестве системы, координирующей боевые вылеты, американцы применяли QRC-248, установленную на Red Crown (CA-136 USS Chicago, тяжелый крейсер класса Baltimore). Эта система могла отслеживать сигнальные маячки, установленные на вьетнамских МиГ-ах. Кроме того, дополнительная информация собиралась с датчиков семи EC-121T, которые имели кодовое имя Disco. Попытка продублировать Red Crown с наземной инсталляции Teaball были неуспешными из-за постоянно возникавших проблем с радиосвязью.

Продолжение следует…

вьетконг, history, airplanes, вьетнам, atomic age, cold war, redalert

Previous post Next post
Up