JACOB’S LADDER (1990)

Feb 01, 2018 00:13




О существовании фильм «Лестница Иакова» я узнал в конце 90-ых, во время увлечения первой серией Silent Hill. Авторы игры считали картину Эдриана Лайна фундаментом, на котором было возведено здание великого японского сериала. К сожалению, в начале нового тысячелетия этот фильм найти было практически невозможно, он не встречался ни в салонах видеообмена, ни в дорогих магазинах, где фильмы стоили как четверть средней региональной зарплаты. В конце нулевых «Лестница якова» наконец-то попала на жесткий диск моего PC, но знакомство с ней было отложено на долгие годы вследствие большого хронометража и общего устаревания картины. В январе 2018-го я все-таки нашел время на просмотр Jacob’s Ledder и он произвел на меня довольно странное впечатление…

Главным героем картины является доктор Джейкоб Стингер, ветеран Вьетнама, оставивший науку в пользу почтальонской работы.  Джейкоб давно ушел от жены Сары и теперь живёт с почтальоншей по имени Изабель, снимая просторную квартиру где-то на задворках Нью-Йорка. Жизнь почтальона течет относительно спокойно, пока в нее не врываются странные существа - демоны, вырвавшиеся из другого измерения. Твари гоняются за Стингером по улицам, проникают в его сны и даже пытаются заняться сексом с почтальоншей (привет хентай, привет тентакли).  На первых порах Джейкоб думает, что его разум сходит с ума, но на похоронах друга - ветерана, Стингер выясняет, что многие его боевые товарищи испытывают точно такие же припадки и переживают подобные галлюцинации. Джейкоб начинает собственное расследование и вскоре за ним начинают бегать не только бесы, но и правительственные служащие, желающие похоронить вместе с почтальоном одну из самых страшных тайн Вьетнамской войны…



Не все успевают пробежать через джунгли. Некоторые остаются там навсегда.
Информация к размышлению. «Лестница Якова» должна была сниматься на мощностях Paramount, но боссы студии решили отказаться от проблемного сценария, сулящего неизбежный провал. Поскольку будущее картины оказалось под угрозой Эдриан Лайн перешел под крылышко Carolco. Марио Кассар и Эндрю Вайна выдали режиссеру полный картбланш на производство «Лестницы», но никаких денег на фильме не заработали (при бюджете в 25 млн.долларов, «Лестница» собрала лишь 26 без учета маркетингового бюджета). С другой стороны, картина Лайна хоть и не стала хитом, но приобрела у киноманов культовый статус.

С первых же минут просмотра «Лестница» подавляет зрителя своей мрачной и безысходной атмосферой, которая разворачивается на нескольких уровнях реальности. Жизнь Джейкоба протекает в одном из мрачных Нью-Йоркских районов, изобилующих темными переходами и руинами старых домов. На улице всегда холодно или идет дождь. В городе Стингера нет ни одного радостного уголка, Нью-Йорк буквально тонет в пучине осенней безысходности.



Осенний Нью-Йорк, как всегда, прекрасен.

В своих многочисленных воспоминаниях Стингер возвращается во Вьетнам, в змеиные джунгли, где идет война с невидимым и безжалостным врагом.  В Индо-Китае Стингер получил тяжелое ранение, которое повлияло на всю его дальнейшую жизнь и это ранение дает знать о себе постоянными флэшбэками. Еще один слой реальности представляет собой альтернативное настоящее, где нет никакой Изабель, а Стингер живет вместе с детьми и женой Сарой. Наконец, самый жуткий слой бытия раскрывает перед доктором объятья зловещей, кровавой больницы, в углах которой трясутся какие-то жуткие твари (помните трясущихся бестий из Silent Hill 3, они перекочевали в игру как раз из «Лестницы Якова»).

Финальная реальность - пространство инфернальных демонов, которые знают всю правду о текущем состоянии героя. Стоит отметить, что в первых версия фильма, местный «ад» был намного детальнее проработан. Однако впоследствии большая часть хоррор-сцен была отвергнута режиссером и вырезана из картины, якобы потому, что они выглядели надуманными.
Подобно героям Silent Hill, Джейкоб мечется между реальностями, которые стремительно сменяют друг друга. Временами один вид пространства наползает на другой, после чего жизнь героя превращается в полную фантасмагорию. Ужасные встречи сменяются провалами беспамятства, из которых Стингер возвращается спустя несколько дней (иногда недель). Попытки разобраться в происходящем практически прекращаются, когда зритель, вместе с героем, перестает понимать, что правда, а что ложь, где расположена настоящая реальность, а что является вымыслом больного воображения.



Изабелла любит монстров.
В подобных же обстоятельства герои Карпентера (см. In The Mouth Of Madness) получают второе дыхание и начинают вырываться из вязких лап ночного кошмара. Герой Лайна делает прямо противоположное, он отказывается бороться и картина скатываться по «рельсам предсказуемости» прямо в предопределенный финал. Последний не вызывает ни ужаса, ни удивления, ни изумления. Он оказывается банальным и это, вообщем-то, самая большая проблема «Лестницы» (стоило ли наворачивать столько кошмаров ради невероятно вторичного финала).

Поскольку «Лестница» балансирует на тонкой грани между триллером и фильмом ужасов (страшные элементы здесь находятся, в основном, в области саспенса) в картине снялись сразу несколько известных актеров. Роль Сингера сыграл Тим Роббинс, его подругу Джеззи - Элизабет Пена. Кроме того, в фильме можно увидеть Дэнии Айелло (он здесь не имеет ни малейшего отношения к мафии), Эрик Ла Салля и даже Маккалэй Калкина (авторы не внесли его в титры, потому что… потому что мордой не вышел).



Монстры - это, конечно страшно, по погибать от рук ЦРУ тоже не хочется.
ЗА:
- Новаторский (для своего времени) подход к зловещей реальности, которая наслаивается на объективный мир.
- Мрачные виды Нью-Йорка.
- Отменная игра актеров.
- Некоторыми эпизодами картины мог бы гордится Босх.
- Тентаклевые монстры.

ПРОТИВ
- Предсказуемый сценарий с банальным финалом.
- Вьетнамские сцены не особенно убедительны.
- 75% монстро-сцен были вырезаны из итоговой версии фильма, поскольку идея местного ада не была доработана, ее довели ума лишь 9 лет спустя авторы легендарного Silent Hill.

30.01.18
(с) Илья Садчиков

movie, кино, horror

Previous post Next post
Up