Война без авианосцев. Германия.

Jun 02, 2017 20:28




Германский авианосец «Граф Цепеллин» был одним из двух кораблей подобного типа (вторым авианосцем должен был стать «Петер Штрассер»), заказанных Кригсмарине в целях создания сбалансированного океанского флота, способного померяться силами с Британцами в Балтийском и Северном море. Корабль был заказан 16 ноября 1935 года, киль «Графа» был заложен в Киле на верфях «Дойче верке» 28 декабря 1936 года. На воду «Граф Цеппелин» был спущен 8 декабря 1938 года, что было приурочено к 24-ой годовщине Фолклендского морского сражения. На церемонии закладки присутствовала дочь графа - Елена фон Цепеллин (крестная мать корабля), а также Герман Геринг, который произнес перед собравшимися торжественную речь.

«Граф Цепеллин» имел легко бронированную палубу (60мм). Более тяжелая броня защищала ангары и машинное отделение. Бронирование ватерлинии было различным и доходило в наиболее защищенной части до 100 мм. Экипаж корабля должен был составлять 1760 матросов и офицеров без учета пилотов. Воздушное крыло «Графа» должно было насчитывать 40 самолетов, из состава специально сформированной эскадрильи Trägergruppe 186 (сентябрь 1939 года).

Вооружение

В качестве вооружения «Граф Цепеллин» нес 6 сдвоенных четырехдюймовых зенитных орудия, установленных в передней и задней части надстройки. 18 зенитных орудий калибром 1.46 дюймов размещались в разных частях корабля. Кроме того, корабль имел 16 шестидюймовых пушек в сдвоенных казематах, расположенных под полетной палубой. По мысли проектировщиков, эти орудия должны были защищать авианосец от атак вражеских торпедных катеров, крейсеров и миноносцев. Кроме того, создатели хотели применять их против торговых судов, если «Граф Цепеллин» окажется в составе рейдерской группы. Идея кажется нелепой, но лишь пост-фактум, поскольку Японцы и Англичане также пытались вооружать свои авианосцы тяжелыми пушками.  С 6-тидюймовыми пушками связан еще один забавный момент. В изначальном проекте предполагалось установить 8 шестидюймовых орудий в одиночных казематах, но главный инженер проекта - Гаделер, предложил установить 8 орудий в сдвоенных казематах (то есть 4 каземата, по 2 орудия в каждом). Запрос Гаделера был неправильно понят и разработчики вдвое увеличил количество пушек, доведя их суммарное количество до 16 штук. В конце-концов, когда пушки были установлены, работы над авианосцем прекратила сама Кригсмарине. В 1940 году шестидюймовки были демонтированы с корабля и отправлены в Норвегию.



Спуск на воду.
Двигательная установка

Водоизмещение корабля составило 23,000 тонн. «Граф Цепелин» приводила в движение двигательная установка мощностью 200,000 лошадиных сил, которая позволяла развить скорость 33,75 узла (16 котлов ЛаМонт и 4 турбины, которые приводили в движение 4 винта). При крейсерской скорости в 19 узлов, радиус действия авианосца составлял 8,000 морских миль, на что требовалось 5,000 тонн топлива. Естественно, все эти характеристики были получены расчетным путем, ибо корабль не успел поучаствовать ни в одном боевом походе.

Сварной корпус корабля длиной по КВЛ 250,0 м и высотой борта 22,2 м подразделялся главными поперечными переборками, доходившими до ангарной палубы, на 19 водонепроницаемых отсеков.

Характерная для немецких кораблей схема защиты путем устройства броневой палубы с утолщенными скосами (40 и 60 мм, соответственно) и узкого броневого пояса максимальной толщиной 100 мм, расположенного по КВЛ в районе МКО, была применена и на «Цеппелине».

Старт палубных машин предполагалось осуществлять при помощи двух расположенных в носовой части полетной палубы полиспастно-пневматических катапульт. Катапульты К-252 со скользящей фермой конструкции завода "Deutsche Werke" обеспечивали четыре старта без подзарядки воздушных баллонов.



"Цепеллин" в Шеттине
Покрытая настилом из 50-мм тиковых брусков полетная палуба имела длину 241,0 м, ширину 30,7 м и сообщалась с верхним и нижним ангарами тремя электрическими лифтами. Носовой и средний лифты, имевшие по две восьмиугольные грузовые платформы, могли одновременно перемещать самолеты из обоих ангаров, а кормовой - только из верхнего. В носовой и кормовой частях полетной палубы имелись подъемники АБП, еще два лифта предназначались для спуска в ангар (для ремонта) самолетных моторов и стартовых тележек.

Особенностью взлетных операций являлось применение стартовых тележек, на которые самолеты устанавливались в ангаре и вместе с ними подавались на полетную палубу. С платформы лифта по рельсам тележка с самолетом силой тяги воздушного винта или при помощи палубных шпилей перемещалась на одну из катапульт. После старта самолета тележка посредством специальных наклонных цепных транспортеров, расположенных перед носовым срезом полетной палубы, опускалась на ангарную палубу и по монорельсу транспортировалась в ангар. Лифт предполагалось использовать в случае выхода из строя наклонных транспортеров.

Для защиты находящихся на палубе самолетов от бокового ветра предназначались специальные ветроотбойные щиты, поднимавшиеся в вертикальное положение электромоторами. Посадку самолетов должны были обеспечивать четыре аэрофинишера, тросы которых системой блоков направлялись к установленным на промежуточной палубе тормозным лебедкам. Для посадки самолетов в условиях пониженной видимости полетная палуба оборудовалась электрическими плафонами.

Общая вместимость цистерн авиационного бензина, расположенных в двух хранилищах в носовой части корпуса корабля, превышала 330 тысяч литров. Заправка самолетов топливом и маслом должна была производиться в ангарах, оборудованных заправочными постами. Такие же посты предусматривались и на полетной палубе авианосца.

Авиагруппа

Поскольку до 1935 года Германия не имела собственных авианосцев, немецким конструкторам пришлось создавать самолеты для «Цепеллина» на базисе сухопутных машин. Единственным специализированным авианосным самолетом стал торпедоносец Fi-167, который сделали специально для Кригсмарине.



Fi-167 - родовые черты проявляются в мельчайших деталях.
Fi-167 был создан по заказу Рейхсминистерства авиации, как торпедоносец, способный действовать с палубы авианосца. В спецификации министерства значилось, что машина должна быть двухместной и многоцелевой, способной нести торпеды, атаковать врага с пикирования (во-как!) и проводить океанскую разведку. Это должен был быть металлический биплан, способный развивать скорость до 300 километров в час при условии полной нагрузки. В проектировании подобной машины приняли участие фирмы «Физлер» и «Арадо». Довольно быстро выяснилось, что «Арадо» не сумела вписаться в техническое задание. Вариант торпедоносца от «Физлер» имел одиночный двигатель Даймлер-Бенц DB-601B жидкостного охлаждения мощностью 1100 лошадиных сил. Машина могла развить скорость 320 км/ч, и при этом могла нести тонну бомб или стандартную авиационную торпеду. Fi-167 имел складывающиеся крылья, и посадочный крюк. Шасси у самолета не убирались,  но их можно было сбросить в том случае, если бы самолету пришлось садиться на воду. Удачная конструкция самолета позволяла машине садиться на низких скоростях, практически без пробега, что было важно в условиях короткой авианосной палубы. Вооружение Fi-167 включало в себя передний пулемет MG-17 и задний пулемет MG-15. В 1938 году фирма «Физлер» построила 12 предсерийных машин подобного типа.

В 1942 году, когда к строительству корабля вернулись вновь, чиновники ВМФ решили, что «Физлеры» устарели и заменили их на морские варианты Ju-87. Что касается Fi-167, то 9 подобных машин действовали в морских патрулях на территории Голландии, а потом и вовсе были проданы Хорватскому правительству, которое было восхищено отличными взлетными характеристиками этих машин. Забавно, что в ноябре 1944 года один из Fi-167 был сбит на Балканами американским P-51.

Ju-87C/E



Ju-87C. Пикирующий морской бомбардировщик, так и не смог принять участие в Арктической кампании.
В 1938 году Рейхсминистерство авиации предложило ввести в состав авиагруппы Ju-87C (вариант Ju-87B со складывающимся крылом, съемной ходовой частью без сирены, посадочным крюком и устройством для запуска с катапульты). Машина могла развить скорость в 332 километра в час и нести 700 кг.бомб. Защита самолет обеспечивалась двумя MG-17 (спереди) и одним MG-15, защищавшим заднюю полусферу. Фирма «Юнкерс» построила два С прототипа и 10 серийных машин из заказанных 170-ти. Что касается Ju-87E, то им оказался авианосный вариант торпедоносца Ju-87D-1. В отличие от «Физлера», Ju-87E с трудом взлетал с палубы авианосца, так что по результатам испытаний, было рекомендовано оснастить эту машину ракетными ускорителями. В это раз было заказано 117 машин, но кроме Ju-87E-1 ни одного дополнительного самолета построено не было.

Bf-109T



BF-109T - единственный палубный истребитель Люфтваффе.

В качестве авианосного истребителя немцы хотели использовать специально модифицированный Bf-109E со складывающимся крылом увеличенной площади и посадочным крюком, который получил индекс Bf-109T. Стоит отметить, что сворачивание крыльев на «Мессершмитте» было довольно трудоемкой процедурой, поскольку требовало от обслуживающего персонала отсоединения закрылков. Всего министерство заказало 60 машин, который должны были быть произведены фирмой «Физлер» в вариантах T-0 и T-1. Весной 1941 года «Физлер» начала производство варианта T-2, который использовался на коротких ВПП в Ставангере и Трондхейме (I/JG77). Хорошие взлетно-посадочные характеристики Bf 109Т-2 позволили направить уцелевшие самолеты в состав "истребительного отряда Гельголанд". Около 30 истребителей Bf 109Т-2 продолжали числиться в воздушном флоте "Рейх" до лета 1944 г., а затем их передали в истребительную группу 1V/JG5.

Достройка

В апреле 1940 года нацисты провели Норвежскую операцию,  результатом которой стала оккупация страны с протяженной морской границей. 29 апреля 1940 года адмирал Редер  потребовал остановить достройку «Цеппелина», аргументируя это тем, что пушки нужны для защиты Норвегии уже сейчас, а установка их на корабль пользы не принесет, ибо потребует 10 месяцев дополнительных работ, поскольку система управления огнем была продана в СССР. Выслушав Редера, Гитлер потребовала остановки всех работ по доводке корабля до боеготового состояния.

В июле 1940 года авианосец был переведен из Киля в Гдыню, где «работал» складом строительных материалов. В июне 1941 корабль переместили в Шеттин, поскольку боялись, что советская авиация может пустить его ко дну. В ноябре 1941 фронт продвинулся глубоко на русские территории и немцы вновь вернули корабль в Гдыню.

В мае 1942 года строительство авианосца было продолжено, ибо опыт современной войны показал, насколько ценным является этот класс кораблей. Во время очередного освещения Редер уверил Гитлера что работы будут закончены через 12 месяцев и еще 6 месяцев понадобится флоту на проведение ходовых испытаний. Кроме того, Редер захотел поставить на авианосец новые, продвинутые самолеты, на что Герман Геринг сказал адмиралу следующее: «Германская авиационная промышленность занята заказами на 100%. Авианосные машины нового поколения мы сможем сделать не раньше 1946 года». Для решения проблемы Геринг предложил остановиться на конверсионных машинах (Ju-87E / Bf-109T) и начать подготовку морских летчиков в Травемюнде.



Детализированная модель авианосца "Граф Цепеллин". Германский музей ВМФ Бремергафен.

Поскольку авианосные варианты наземных самолетов были тяжелыми, создателям авианосца пришлось вносить дополнительные изменения в конструкцию корабля, усиливать элементы крепления палубы и усовершенствовать подъемники. Вдобавок к этому, на авианосце должны были установить радар, новые устройства связи, бронированную кабину управления полетами на главной мачте, новые 20мм зенитные орудия и так далее. В результате всех внесенных изменений, корабль должен был быть готов к выходу в море не раньше апреля 1943 года. Летом-осенью 1943 «Цеппелин» должен был пройти ходовые испытания. Таким образом, в боевую готовность корабль мог быть приведен не раньше зимы 1944 года.

В ночь с 27 на 28 августа 1942 года британские «Ланкастеры» нанесли по германскому авианосцу упреждающий удар. Каждая машина несла противокорабельную бомбу весом 5,500 lbs. Впрочем, свою цель англичане так и не нашли. Первая машина сбросила бомбу на стоянку «Гнейзенау», тогда как вторая вроде бы отбомбилась по «большому кораблю», но авианосец не повредила.

5 декабря 1942 «Граф Цепеллин» был вновь переведен в Киль. В январе 1943, из-за неудачных действий Кригсмарине с Гитлером произошел нервный срыв, в результате которого фюрер постановил отправить все тяжелые корабли на слом. Редер пытался протестовать, но его уже никто не слушал. После отстранения Редера от командования, руководителем ВМФ Германии стал Карл Дениц, сделавший ставку не на большие корабли, а на подводные лодки. 2 февраля 1943 года достройка авианосца была вновь остановлена. В апреле 1943 года «Цепеллин» был переведен в воды реки Парниш, на стоянку, располагающуюся в 3 километрах от Штетина.

К концу войны на авианосце отсутствовало артвооружение, не закончен монтаж приборов и оборудование постов управления стрельбой, электрооборудование, как и специальные авиационно-технические устройства, смонтированы лишь частично.

В апреле 45-го года Штеттин был захвачен Советской армией. Нацисты открыли кингстоны авианосца, корабль набрал воды и сел на илистое речное дно. Для того, чтобы авианосец точно не достался русским, немцы заминировали внутренности корабля, и 26 апреля 1945 года в 6 часов вечера подорвали заряды, после чего «Граф Цепеллин» окончательно вышел из строя.



К концу войны "Граф Цепеллин" выглядел так.

Первый Советский Авианосец

Осмотрев останки авианосца, Тройственная комиссия пришла к выводу, что корабль разрушен и его следует затопить в августе 1945 года.  Однако представители СССР восстановили корабль, и в марте 1946-го авианосец вошел в состав советского флота под именем «Цеппелин». На фотографии от 7 апреля 1947 года можно увидеть, что палуба корабля заставлена многочисленным контейнерами, в которых перевозились части германских заводов и разнообразное немецкое оборудование.

В течение последующих десятилетий судьба авианосца оставалась неизвестной. Ходили слухи, что «Цепеллин» перевернулся в открытом море под грузом оборудования, тогда как по другой версии авианосец напоролся на мину к северу от Рюгена. Согласно советским источникам, «Цеппелин» добрался до Ленинграда, успешно разгрузился, а позже стал мишенью для испытания авиационных бомб, торпед и снарядов. Скорее всего, последнюю торпеду по «Цепеллину» выпустил миноносец «Славный» Тем самым СССР выполнил требования Трехсторонней комиссии, а советские моряки получили ценный опыт, связанный с уничтожением авианосцев. Точное место затопления корабля оставалось неизвестным на протяжении десятилетий.



Над обломками.

Обломки найдены

12 июля 2006 года команда RV St. Barbara (корабль принадлежащий польской нефтяной компании Петробальтик) нашла обломки 265-метрового судна в районе порта Леба. Через 13 дней польский специалисты изучили останки корабля и пришли к выводу, что перед ними находится корпус германского авианосца, который лежит на глубине 87 метров.

В 2009 году команда польских подводников спустилась к ржавеющим обломкам и сделала множество интересных фотографий первого и последнего германского авианосца.



"Граф Цепеллин" кантай.

(с) Садчиков Илья. 02.06.17

история, history, war history, авиация, ocean, ww2

Previous post Next post
Up