Phantasm I - V (1979 - 2016)

Feb 10, 2017 01:25




Фантазм - это история трех друзей,  противостоящих гневу Высокого Человека. Ребята сражаются за мир во всем мире, тогда как их противник пытается воскресить всех усопших и захватить власть над планетой при помощи серебристых сфер. В этой статье я написал обзоры всех частей сериала, которые выходили на протяжении 37 лет.

Майк - Главный герой первой части. Молодой человек, который наталкивается на Верзилу и понимает, что тот уменьшает мертвых людей. По какой-то неизвестной причине Майк нужен Верзиле настолько, что в поздних сиквелах Верзила пытается сделать его своим протеже. Роль Майка исполняли Майкл А Болдуин и Джеймс Ле Гросс (только во второй части).




Реджи - Мороженщик с шотганом, герой поневоле. Изначально Реджи был персонажем второго плана. Однако к поздним частям картины он поменялся с Майком ролями и стал движущей силой серии. Роль Реджи исполнил Реджи Баннистер.



Джоди - Старший брат Майкла. Изначально он не верил, в то, что Верзила обладает мистическими способностями. Однако, встретившись с противным насекомышем, Джоди изменил точку зрения. Самый изменчивый персонаж картины, в триквеле сам превратившийся в серебристый шар.  Его роль исполнил Билл Торнбури.



Высокий Человек (Верзила) - Зловещий гробовщик Джебедия Морнингсайд. Некогда Верзила был исследователем и ученым. Однажды из двух шестеренок и палки он создал машину, открывающую проход в иной мир. Если в портал между мирами вошел  Джебедия, то из портала вышел его аналог, загадочный Высокий человек, главной миссией которого стало финальное преобразование человечества. В отличие от других хоррор-злодеев,  Верзила управляет серебристыми сферами, эпично орет «БОооойй», а также крадет трупы с кладбищ, превращая их в жутких Карликов. Роль верзилы во всех частях серии исполнял несменяемый Ангус Скримм (если во время начала работ ему было за 50, то к концу цикла пожилой актер преодолел 90-летний рубеж).



Разобравшись с главными героями картины, переходим к обзору фильмов.

Phantasm (Дон Коскарелли, 1979)



Культовый хоррор, и, вероятно одна из лучших страшилок 70-ых. Сюжет фильма рассказывает о противостоянии двух хороших парней (мелкого пацана - Майка и морожещика Реджи) со зловещим Tall Man (в русском варианте - Верзилой). Верзила по жизни работает гробовщиком и крадет с кладбищ трупы.  В своем зловещем доме (он же похоронное бюро, он же колумбарий, он же крематорий) Верзила делает из мертвецов карликов (карликов, Карл!), которые вкалывают на него в угрюмом Красном измерении. Помимо карликов на Верзилу работают серебряные сферы с пилами, а также мерзкие кусеныши-насекомыши. Главные герои дают Верзиле бой и отправляют его на покой (естественно, только до второй части).

Идея снимать фильм ужасов пришла к Коскарелли неожиданно. После съемок посредственного Kenny and Company Дон переключился на страшилки, поскольку услышал, что все фильмы ужасов оказываются успешными. Изначально, режиссер хотел сделать киношку, вдохновленную рассказами Рея Бредбери, но не успел приобрести необходимую лицензию. Поскольку с Бредбери не получилось, наш герой решил снимать фильм, вдохновленный детскими страхами и «Суспирией» Дарио Ардженто.



Тот самый дом, где все и началось.
Бюджет «Фантазма» составил 300,000$. Ведущим инвестором постановки стал отец Коскарелли. Также в фильм вложились  соседи, фанаты и прочие почитатели молодого таланта. Мать Дона занялась изготовлением специальных костюмов и эффектов, она же делала мэйк-ап. На роли были назначены друзья, коллеги и непрофессиональные актеры (это, кстати, весьма заметно). Поскольку у Дона не было ни редактора, ни оператора, он решил заниматься монтажем и съемкой самостоятельно (дорогую аппаратуру он брал в прокат на выходные дни). Серебристые сферы сделал для фильма старый металлист Вилл Грин, который, к сожалению, не успел увидеть их в бою, ибо умер раньше, чем Дон успел закончить монтаж своей грандиозной картины. Легендарный «Плимут Барракуда» попал в киношку лишь потому, что на этой машине ездил один из школьных друзей режиссера.

Процесс съемки занял год, поскольку творить приходилось с учетом рабочего графика актеров. Трюки выполнялись непрофессионалами, вследствие чего на съемках случилось несколько опасных инцидентов.  Сценарий также переписывался по ходу действия, из-за чего Дон наснимал кучу левых сцен, сослуживших ему добрую службу 20 лет спустя.

Пост-продакшен картины занял еще 8 месяцев. При этом первый просмотр «Фантазма» завершился тотальным провалом. Зрители устали смотреть трехчасовой фильм, но поразились его необычной атмосфере. После просмотра Дон зашел на второй круг редактуры. Длина картины сократилась до 1.5 часов. Прокат финальной версии начался 28 марта 1979 года. При этом фильм умудрился заработать в кинотеатрах 11,9 млн.$ в США и еще столько же зарубежом (невероятный успех для столь молодого режиссера). Не удивительно, что картиной заинтересовались крупные голливудские прокатчики, решившие сделать из одиночного фильма полноценный франчайз.



Живые фотографии пугали в детстве сильнее серебристых шаров.
Phantasm - очень атмосферная постановка, сочетающая в себе зловещую атмосферу хаммеровского хоррора и научно-фантастический сюжет. Для фильма была написана отличная заглавная тема, а отдельные визуальные концепты (карлики в коричневых капюшонах) вдохновили на творчество авторов культового шутера Blood. Впечатляет и главный враг героев - Tall Man, роль которого сыграл Ангус Скримм. В первой части этот зловещий персонаж выглядит мистично и загадочно, а его появление неизбежно ведет к серьезным неприятностям.

К сожалению, первый Phantasm оказался единственным великим хоррором в истории цикла. Все продолжения оказались намного слабее оригинала.

Phantasm II (Дон Коскарелли, 1988)



В отличие от крайне успешного инди-оригинала, вторая часть цикла привлекала внимание самой Universal и была снята с бюджетом в 3 миллиона долларов. Серии это на пользу не пошло, ибо авторы сделали ставку не на атмосферу, а на специальные эффекты, взрывы, шотганы и многочисленные шутки юмора.

Спустя 8 лет после завершения оригинальных событий, герои начали колесить по заброшенным городкам Америки, пытаясь сесть на хвост зловещему Верзиле. Однако - Верзила парень не промах, мало того что бессмертный, так еще и вооруженный до зубов. В этот раз ему начали помогать не только карлики, но и коварные могильщики в противогазах, а также невиданные ранее виды серебристых сфер (некоторые из них - со встроенным лазерным лучом). Майклу и Реджи пришлось немало постараться для того, чтобы Верзила перестал вредить человечеству и отказался от своих ужасающих планов.

Вторая часть «Фантазма» на голову превосходит оригинал с технической точки зрения. Видно, что выделенные дистрибьюторами деньги были потрачены не зря. Ту же драку на бензопилах вы будете вспоминать еще долгие годы, а четырехствольный шотган является одним из лучших боевых дивайсов за всю историю кинематографа.



Реджи наконец-то нашел бензопилу.



Проблема в том, что у врагов пилы больше...
К сожалению, сиквел лишился оригинальной готической атмосферы, а его экшн оказался зажат в тисках хоррорического жанра. Вдобавок к этому, упрямый Коскарелли умудрился поссориться с боссами Universal которые добавили в серию религиозный аспект (при том, что Верзила пришел не из Ада, а из другого измерения), а также пытались продавить на главные роли известных актеров (на роль Майка, в частности, пробовался Брэд Питт). Дон сумел оставить в картине Реджи, но потерял Майкла Болдуина, роль которого исполнил Джеймс Ле Гросс.



Когда ты умрешь, то попадешь к нам...
В отместку Universal вырезала из картины все эпизоды «снов» и сцены, которые могли иметь двоякое толкование. Изначальный финал постановки также был выброшен на свалку, и его место заняла сцена, придуманная на коленке за пару часов. Завершая работы над картиной, Коскарелли так устал от постоянного прессинга и контроля со стороны Universal, что отказался от немедленной съемки триквела и ушел в спячку на 6 долгих лет.

Фантазм II стартовал на экранах кинотеатров 8 июля 1988 года и, несмотря на первоначально хорошие сборы, не сумел быстро окупить себя. Голливудские боссы сообразили, что майнстрим франчайза из серии не получится, и решили перевести триквел в категорию малобюджетных фильмов.

Phantasm III / Phantasm III: Lord of the Dead  (Дон Коскарелли, 1994)



После коммерческого провала сиквела, режиссер серии - Дон Коскарелли - избавился от тиранической опеки Universal и получил относительную творческую свободу.  Конечно, больших денег на триквел Дону не дали, так что ему пришлось снимать продолжение на меньший бюджет (2.5 млн $) в прицелом на VHS (о прокате триквела в кинотеатрах уже никто и не думал).

В целом, получилось неплохо, несмотря на то, что триквел не столько фильм ужасов, сколько мрачный sci-fi боевик с элементами комедии (отдельные сцены фильма напрямую пародируют «Один Дома»). Universal отправила фильм прямиком на видео, а зрители взяли, да и протолкнули ее в TOP100 direct-to-video релизов 1994 года.



В третьей серии появились новые герои, в том числе и местный аналог парня из Home Alone.
Главным героем «Фантазма 3» вновь стал мороженщик Реджи, который вместе с Майком (к его роли вернулся Майкл А. Болдуин), пытаются остановить  неубиваемого Tall man-а. Верзила колесит по просторам США и все так же выкапывает мертвецов с заброшенных кладбищ. Он бросает в бой новые виды серебристых сфер и монстров. В этот раз финальная стычка со злом происходит в изысканных интерьерах псевдо-исламского мавзолея.

В отличие от двух первых частей, в триквеле полно проходных и затянутых моментов. Многие герои совершают дурацкие поступки или погибают по нелепым причинам. Рукопашные драки навевают уныние и жалость. Спецэффекты - посредственные. Авторы регулярно забывают о том, что из некоторых персонажей хлестала кровь. Впрочем, на все означенные выше минусы есть и несколько плюсов. В частности, именно в триквеле Коскарелли рассказывает о генезисе серебряных сфер (ими занимался специалист по спецэффектам Керри Прайор) и намекает на истинную сущность Верзилы (ему в голову также вмонтирована сфера, но не простая, а продвинутая, способная пробивать врагов насквозь).



Серебристая сфера выпиливает мозги.
Phantasm III последняя часть франшизы, которую может смотреть неподготовленный зритель. Оставшиеся фильмы ориентированы исключительно на фанатов.

Phantasm IV: Oblivion (Дон Коскарелли, 1998)



Окончательно разругавшись с боссами Universal, Дон Коскарелли уничтожил возможность создания полноценного крупнобюджетного продолжения, которым мог бы стать пост-апокалиптический Phantasm 1999 A.D. (сценарий этой картины Роджер Эвери написал специально под Брюса Кэмпбелла).

В результате, финансировать квадриквел пришлось из собственного кармана и из кармана верных фанатов. Наскрести удалось не так уж и мало - 800,000$. При этом часть массовки удалось бесплатно собрать из многолетних фанатов серии. Спецэффекты и серебристые сферы сделали те же фанаты, а также  мастера из KNB EFX. Впрочем, спасти "Забвение" от забвения это не помогло, для сколько-нибудь удачного старта квадриквелу не хватало средств.



В четверой части серии крематорий превратился в поле боя.
Решив сделать полномасштабный полуторачасовой фильм, Коскарелли растянул и без того статичное действие, а также ввернул в постановку эпизоды, снятые для оригинальной картины. Дырки между сюжетными линиями пришлось сшивать белыми канатами, ну а то, что сшить не удалось, просто осталось необъясненным. В конце картины Дон запутался в собственных объяснениях и махнул рукой на логичность происходящего.

Короче говоря, Phantasm IV - оказался фильмом, ориентированным на упертых фанатов серии, которые захотели узнать, откуда взялся ужасающий Tall Man. Oblivion рассказывает историю Верзилы, но ничего не говорит о том, с чем бывший доктор встретился на Красной планете и что именно за сила вмонтировала в его голову серебристую сферу. Ответив на некоторые вопросы, Коскарелли поставил перед зрителями новые и забыл о сериале на 18 лет.



Красная планет, откуда пришел Высокий человек.
Поскольку в течение десятилетий Коскарелли отказывался от продажи прав на франчайз, многие фанаты решили, что пятой части уже не будет. Однако в октябре 2016 свет увидел…

Phantasm: Ravager (Дэвид Хартманн, 2016)



18 лет спустя после выхода Oblivion (!) Дон Коскарелли решил поставить в своем сериале жирную точку. Заняв у жены еще немного деньжат, Коскарелли передал режиссерский штурвал Дэвиду Хартманну и занялся написанием умопомрачительного сценария в духе Fallout, в рамах которого приспешники Верзилы (а это, как мы помним, карлики, отрисованные на компьютере сферы и гробокопы, без насекомышей) сумели захватить мир, и уничтожили большую часть человечества. Да, ребята, у нас теперь не хоррор, а модный пост-апокалипсис.

Конечно же, денег на реализацию столь масштабного проекта у Коскарелли опять не хватило, и пятую часть серии он снимал «на отвяжись», для того, чтобы фанаты не донимали его своими бесконечными вопросами о завершении цикла. Ravager закономерно превратился в дешевый B-movie, в котором странные герои совершают странные поступки совершенно никак их не объясняя. Высокий человек и вовсе превратился в тупого приколиста, который на любой вопрос «Почему», отвечает «Да потому! Не мешайте мне выполнять великий план» и ориентируется на полноценный захват ЗемШара при помощи уродов и мега-шариков.



Федо Бондарчук тихо рыдает в сторонке.
Постаревшие на 18 лет актеры мешаются Верзиле под ногами, но уже не пытаются отменить неизбежный Армагеддон. Далее сценарий разваливается на два несвязных куска, в одном из которых Реджи лежит в психиатрической лечебнице, а в другой сражается со слугами Верзилы в местном варианте Fallout-а. Естественно, никакого объяснения происходящему Коскарелли не дает, а последний бой и вовсе превращается в сцену из jRPG, где две партии героев решили отдубасить друг друга, выстроившись в ровные боевые порядки (лидеры впереди).

Смотреть Ravager постороннему человеку физически сложно, ибо для тех, кто не в «теме», кино превращается в бессвязный поток бреда, в котором последующие сцены никак не связаны с предыдущими.  С другими категориями населения дела обстоят не лучше. Фанаты пытаются извлечь из сценария какой-нибудь Wisdom, но, судя по всему удается, им это из рук вон плохо, так как в ткани повествования зияют огромные дыры.



Серебристые сферы в действии. В этот раз их отрисовали на компьютере.
Несмотря на малый бюджет, картина была отправлена в широкий прокат в США и едва смогла выйти в ноль. Таким образом, шестой части серии уже не будет. Не будет ее еще и потому, что в 2016 году умер исполнитель роли Верзилы - Ангус Скримм. Теперь, с завершением основного сюжета, Коскарелли может оставить затянувшийся эпик в покое и продать права на него студии, способной вытянуть крупнобюджетный римейк. Серии, страдающей от чудовищного недостатка финансирования, подобный рестарт пойдет лишь на пользу.

(с) 2017, Илья "Mr.Garret" Садчиков

movie, кино, horror, священные монcтры, apocalypse

Previous post Next post
Up