"Страшный Суд". История странствий

Feb 05, 2022 03:00

Ганс Мемлинг начал работу над Алтарем в 1467 году. Он и его заказчик  жили  в то времяв Брюгге. Они оба были "понаехавшие". Хотя надо сказать, что Мемлинг, перебравшийся в столицу Фландрии в 30-летнем возрасте, довольно быстро получил гражданство и до самой своей смерти не покидал этот город. В Брюгге он создал лучшие свои произведения, поэтому его и считают фламандским художником немецкого происхождения.



Памятник Гансу Мемлингу в Брюгге

Заказчиком Алтаря был управляющий филиалом банка Медичи в Брюгге Анджело ди Якопо Тани. Алтарь предназначался для монастыря в итальянском Фьезоле.



Донаторы: Анджело ди Якопо Тани и его жена. Наружные панели створок Алтаря (фрагмент)

Работа длилась шесть лет. За это время руководство банка сменилось. Преемником Якопо Тани стал Томмазо Портинари, человек деятельный и ушлый, но  в то же время крайне невезучий
Он умел выкручиваться из неприятностей, которые постоянно его преследовали, и всё же (спойлер)) жизнь свою  он закончил в нищете.



Ганс Мемлинг. Портрет Томмазо Портинари (взят в интернете)

Однако ко времени вступления в должность Портинари был на пике своей карьеры и, по всей видимости, имел влияние на ушедшего в отставку Тани.
Нет точных сведений, как это произошло - надавил ли он каким-то образом на своего предшественника, уговорил или купил его согласие за деньги, зато известен результат  - на уже завершенной центральной части триптиха в последний момент появился персонаж, имеющий портретное сходство с новым главой брюжского филиала флорентийского банка. Обнаженная коленопреклоненная фигура с лицом Портинари устроилась в чаше весов, которые держит Архангел Михаил. (По всей видимости, Мемлинг "исправил" уже написанное лицо, придав ему черты Портинари, и сделал он это на скорую руку, отчего этот фрагмент, как можно заметить, сохранился хуже всего)



Существует мнение, что многие праведники, поднимающиеся по ступеням в рай тоже были списаны с реальных людей - работников того же филиала.
(В таком случае, то, что происходит  на левой створке триптиха можно считать корпоративным мероприятием - сослуживцы отправляются на экскурсию в сопровождении профессиональных гидов и аниматоров)



Вглядитесь в эти лица. Вряд ли такие можно было нарисовать от балды по воображению.



На картине нашла себе место и крупная историческая фигура, на тот момент здравствующая - Карл Смелый, герцог Бургундский.  Художник поместил герцога на небо, где он воссел среди Апостолов по левую руку от Христа (Карл Смелый никакой роли в будущих странствиях Алтаря не сыграл, поскольку погиб в битве вскоре после его завершения, зато своей гибелью он сильно повлиял на судьбу Портинари, который ссудил "надёжному клиенту" крупную сумму, а тот взял да и преставился. Пришлось банкиру самому влазить в долги, покрывать недостачу, чтобы не потерять доверие головного офиса, то есть, Медичи и это положило начало закату его карьеры)



Есть у меня подозрение, что среди тех, кого Мемлинг "отправил" в Ад, тоже есть известные или просто знакомые ему люди, проявившие себя не с лучшей стороны и заработавшие дурную репутацию.



Вот этот лысоватый пожилой мужчина, оседлавший адского пса... может он был "вредным соседом", который из зависти всячески досаждал успешному немецкому переселенцу?



Кстати, надо отметить такую деталь: чаша весов с "праведником" Портинари опустилась вниз, а бедный грешник на другой чаше подлетел вверх. Обычно изображали иначе - чистая душа легка, она ничего не весит, а душа грешника отягощена проступками, а то и преступлениями и всё это тянет ее вниз, в Ад.
Возможно, Мемлинг руководствовался другим "принципом", который содержится в пространной расшифровке слов "мене, текел, упарсин", возникших на стене во время пира Валтасара -- "взвешен, оценён и признан недостойным (легковесным)"
Или же дело здесь вовсе не в принципах или символах, а просто художник решил, что при таком положении чаш композиция будет смотрется более выигрышно))



Что-то затянулась моя предыстория в картинках... Пора уже рассказать о том, что было дальше.

Когда Алтарь был завершен, Портинари занялся его отправкой  в Италию. Три корабля, на одном из которых перевозили Алтарь, сначала зашли в Саутгемптон, чтобы взять там дополнительный груз. Потом им надлежало следовать в Пизу.
В то время между Англией и Ганзейским союзом велись боевые действия. Корабли, снаряженные Портинари, шли под флагами нейтральной Бургундии, но это не спасло их от нападения  каперов, которыми командовал знаменитый морской разбойник и талантливый флотоводец Пауль Бенеке, состоявший на службе у Ганзы
Капитан Бенеке передал захваченный триптих своим нанимателям - Совету Данцига, а Совет отдал его Мариенкирхе (нынешнему Мариацкому костелу).

Разразился большой скандал... Банк Медичи заявил протест, Папа Римский пригрозил отлучением. Послы и адвокаты, как могли,  пытались вызволить триптих, но единственное, что было достигнуто общими усилиями - это выплата компенсации банку (Может быть, именно на эти деньги Портинари заказал свой собственный алтарь, на котором Гуго ван дер Гус, художник, не менее известный в то время, чем Мемлинг,  изобразил заказчика в более пристойном (одетом) виде - в качестве донатора. Алтарь предназначался для церкви больницы Санта Мария Нуова во Флоренции, основанной предком Портинари. В отличие от алтаря Якопо Тани, этот добрался до места назначения без проблем. По иронии судьбы годы спустя сам заказчик оказался в этой же больнице в качестве пациента, где  и умер, как я уже упоминала, в полной нищете)

А Алтарь Мемлинга так и остался в Данциге и спокойно провисел в Мариенкирхе больше 300 лет,   до 1807 года, когда город был взят войсками Наполеона.



Алтарь Якопо Тани в Мариенкирхе. 1635 г. Картина приписывается Бартоломеусу Милвицу

Триптих, изъятый, как военный трофей, украсил собой Музей Наполеона, как тогда называли Лувр. Но там он не задержался, После падения Наполеона в 1815-м  "Страшный Суд" переехал в Берлин. Данциг тут же заявил права на свою собственность. Берлин хотел откупиться, но Данциг был непреклонен и настоял на возвращении картины "домой".

В 45-м, при отступлении гитлеровских войск, триптих был отправлен в Тюрингию,  откуда уже советскими войсками вывезен в Ленинград, где хранился в Эрмитаже до 1956 года. По многочисленным просьбам польских товарищей Алтарь был возвращен в Гданьск,  только на сей раз его поместили не в костёл, а в Музей, а его место в костёле заняла добротная копия.



Копия "Страшного Суда" в Мариацком костёле

П,С.Зачем я всё это написала? Мне не столько хотелось рассказать историю замечательного произведения искусства, сколько прередать в лицах и судьбах, чем и как жила Европа пять веков назад, во время его создания. Та эпоха, которая нам обычно представляется "стариной глубокой" (только-только закончилась Столетняя война!) выглядит на удивление современно. Чего только стоит банковская империя Медичи, финансирующая правителей и имеющая филиалы во многих странах Европы, или международная торговая корпорация Ганза, выступающая, как крупная политическая и военная сила... Процесс "глобализации" уже тогда шел  полным ходом, что неизбежно сказывалось на всех прочих сферах жизни, в том числе и на искусстве. Художники не были замкнуты в своих "цехах", а могли обмениваться опытом...  во многом благодаря этому самому "движению капитала" и (как бы это крамольно ни звучало) войнам...  Этот сценарий, как мы видим на примере истории Алтаря, не менялся веками.

#остаёмсязимовать, #10картин, обискусстве

Previous post Next post
Up