"Страшный Суд". История знакомства

Feb 04, 2022 11:01

Ганс Мемлинг не относится к числу моих любимых художников, мне он всегда казался немного простоватым. Я не могу поставить его в один ряд с современными ему "братьями по цеху" - с великим фантазёром  Босхом, например, или мастером потрясающе реалистичных портретов Яном ван Эйком...
Но одна работа Мемлинга стоит для меня особняком и заставляет  относится к автору  с большим почитанием и признательностью. Это триптих "Страшный Суд" или, как его еще называют,  "Алтарь Якопо Тани".



Фрагменты триптиха

Я познакомилась с этим произведением давно - в голодное время моей юности...
В голодное? - Да, именно так!
Это было время  информационного голода, о котором нынешнее молодое поколение не имеет представления, да и я сама стала понемногу забывать, что это такое. Сейчас одним нажатием кнопки можно извлечь из глубин интернета почти любое изображение, рассмотреть в деталях, узнать факты и подробности об авторе и его творении. А раньше, чтобы добиться того же, надо было прилагать усилия, сравнимые с трудами  старателей. Каждая намытая крупица золота оплачивалась часами потратраченного времени:  приходилось томиться в читалке или прочесывать  букинистические лавки, надеясь на удачу.  На обычные книжные магазины можно было не рассчитывать - в них пылились труды теоретиков и практиков марксизма-ленинизма и прочая макулатура.
Но однажды мне повезло, причем именно в книжном. Была у нас одна специфическая торговая точка - магазин "Иностранная литература".
Нет, там не продавали русские издания популярных зарубежных авторов, там, в основном, была всё та же муть, что и в остальных  книжных, только импортная и ко всему тому даже непереведенная.
Исключение среди этой скучищи составляли художественные альбомы. Текст в них тоже был не на русском. Но это не слишком меня волновало. Главное, что в них были иллюстрации. Много-много разных иллюстраций!
Это богатство, как и прочий дефицит, не залеживалось на полках. Его надо было выслеживать, хватать и тащить к себе в нору, чтобы потом долго, с плотоядным урчанием с наслаждением пожирать, пожирать, пожирать...  Глазами, разумеется.



В общем,  однажды случилось чудесное -  я стала обладателем роскошного альбома, целиком посвященного одному произведению - триптиху "Страшный Суд" Мемлинга. Ухватила сокровище, отдав за него 27 полновесных советских рублей - две трети стипендии!
Эта книга и сейчас одна из лучших в моей скромной, но достойной коллекции. Все репродукции в ней - это отдельные фрагменты алтарной картины.



Качество фотографий такое, что можно рассмотреть даже сетку трещин на лаке.



Сам триптих прилагается к книге в виде вкладыша (бумажного), чтобы можно было, разглядывая фрагмент, тут же найти его на полном изображении. Вкладыш, как и сам алтарь, имеет "створки", его можно открывать и закрывать.



Думаю, несложно представить, каким удовольствием было для меня погружение в созданный Мемлингом мир.
Это было погружение медленное, покадровое, с проникновением собственного современного сознания в средневековое, для которого нарисованные страшилки не были отвлеченной фантазией, а являлись точным прогнозом ближайшего будущего.
Иногда проникновение было таким глубоким, что образы этого будущего  начинали являться во снах...



.
И всё-таки один фрагмент, как мне казалось, был недостаточно укрупнен, чтобы можно было рассмотреть все подробности. Он оставался для меня самым притягательным и интригующим...
Этот фрагмент - золотая кираса Архангела Михаила, в которой отражается то, что происходит в долине Страшного Суда  перед  лицом Небесного Воина. С помощью отражения получается круговая, на все 360 градусов, панорама,  в центре которой, если подумать, должен находится...  сам художник!



Годы спустя Европа стала доступной. Появилась возможность увидеть Алтарь в натуре. И так сложилось, что в один прекрасный день мысль об этой возможности  подтолкнула меня  выбрать из многих маршрутов  поездку в Гданьск.

"Страшный Суд" Ганса Мемлинга в настоящее время находится в Национальном Музее Гданьска.



Сразу скажу - да, в Музее я смогла рассмотреть кирасу Архангела очень внимательно, и ...нет, Мемлинга, рисующего происходящнее или просто молящегося я там не обнаружила.
Жаль.
Но я увидела картину в ее реальном размере, увидела и в очередной раз восхитилась ее достоинствами... а также задумалась, почему это произведение, написанное немецким художником во фландрском Брюгге для итальянского банкира вдруг оказалась в польском Гданьске.

История эта куда более увлекательная, чем история моего знакомства со "Страшным Судом". Постараюсь ее рассказать

#остаёмсязимовать, #10картин, обискусстве

Previous post Next post
Up