Ганс Мемлинг не относится к числу моих любимых художников, мне он всегда казался немного простоватым. Я не могу поставить его в один ряд с современными ему "братьями по цеху" - с великим фантазёром Босхом, например, или мастером потрясающе реалистичных портретов Яном ван Эйком...
Но одна работа Мемлинга стоит для меня особняком и заставляет относится к автору с большим почитанием и признательностью. Это триптих "Страшный Суд" или, как его еще называют, "Алтарь Якопо Тани".
Фрагменты триптиха
Я познакомилась с этим произведением давно - в голодное время моей юности...
В голодное? - Да, именно так!
Это было время информационного голода, о котором нынешнее молодое поколение не имеет представления, да и я сама стала понемногу забывать, что это такое. Сейчас одним нажатием кнопки можно извлечь из глубин интернета почти любое изображение, рассмотреть в деталях, узнать факты и подробности об авторе и его творении. А раньше, чтобы добиться того же, надо было прилагать усилия, сравнимые с трудами старателей. Каждая намытая крупица золота оплачивалась часами потратраченного времени: приходилось томиться в читалке или прочесывать букинистические лавки, надеясь на удачу. На обычные книжные магазины можно было не рассчитывать - в них пылились труды теоретиков и практиков марксизма-ленинизма и прочая макулатура.
Но однажды мне повезло, причем именно в книжном. Была у нас одна специфическая торговая точка - магазин "Иностранная литература".
Нет, там не продавали русские издания популярных зарубежных авторов, там, в основном, была всё та же муть, что и в остальных книжных, только импортная и ко всему тому даже непереведенная.
Исключение среди этой скучищи составляли художественные альбомы. Текст в них тоже был не на русском. Но это не слишком меня волновало. Главное, что в них были иллюстрации. Много-много разных иллюстраций!
Это богатство, как и прочий дефицит, не залеживалось на полках. Его надо было выслеживать, хватать и тащить к себе в нору, чтобы потом долго, с плотоядным урчанием с наслаждением пожирать, пожирать, пожирать... Глазами, разумеется.
В общем, однажды случилось чудесное - я стала обладателем роскошного альбома, целиком посвященного одному произведению - триптиху "Страшный Суд" Мемлинга. Ухватила сокровище, отдав за него 27 полновесных советских рублей - две трети стипендии!
Эта книга и сейчас одна из лучших в моей скромной, но достойной коллекции. Все репродукции в ней - это отдельные фрагменты алтарной картины.
Качество фотографий такое, что можно рассмотреть даже сетку трещин на лаке.
Сам триптих прилагается к книге в виде вкладыша (бумажного), чтобы можно было, разглядывая фрагмент, тут же найти его на полном изображении. Вкладыш, как и сам алтарь, имеет "створки", его можно открывать и закрывать.
Думаю, несложно представить, каким удовольствием было для меня погружение в созданный Мемлингом мир.
Это было погружение медленное, покадровое, с проникновением собственного современного сознания в средневековое, для которого нарисованные страшилки не были отвлеченной фантазией, а являлись точным прогнозом ближайшего будущего.
Иногда проникновение было таким глубоким, что образы этого будущего начинали являться во снах...
.
И всё-таки один фрагмент, как мне казалось, был недостаточно укрупнен, чтобы можно было рассмотреть все подробности. Он оставался для меня самым притягательным и интригующим...
Этот фрагмент - золотая кираса Архангела Михаила, в которой отражается то, что происходит в долине Страшного Суда перед лицом Небесного Воина. С помощью отражения получается круговая, на все 360 градусов, панорама, в центре которой, если подумать, должен находится... сам художник!
Годы спустя Европа стала доступной. Появилась возможность увидеть Алтарь в натуре. И так сложилось, что в один прекрасный день мысль об этой возможности подтолкнула меня выбрать из многих маршрутов поездку в Гданьск.
"Страшный Суд" Ганса Мемлинга в настоящее время находится в
Национальном Музее Гданьска.
Сразу скажу - да, в Музее я смогла рассмотреть кирасу Архангела очень внимательно, и ...нет, Мемлинга, рисующего происходящнее или просто молящегося я там не обнаружила.
Жаль.
Но я увидела картину в ее реальном размере, увидела и в очередной раз восхитилась ее достоинствами... а также задумалась, почему это произведение, написанное немецким художником во фландрском Брюгге для итальянского банкира вдруг оказалась в польском Гданьске.
История эта куда более увлекательная, чем история моего знакомства со "Страшным Судом".
Постараюсь ее рассказать