Когда в один прекрасный день в новостях сообщили, что по маршруту Москва-Ницца пустят поезд, я подумала: "Кто-то на небе услышал меня!". Давно мечтала о том, чтобы до вожделенной Италии можно было добираться по земле. И вдруг - такой подарок!
Впервые мы с мужем опробовали маршрут через год после его открытия, осенью 2011 года. Потом было еще несколько поездок, уже всей семьей. И каждый раз - незабываемые впечатления! Я вообще люблю ездить на поездах, а на этом - особенно, хоть с годами он, как это часто бывает, стал понемногу терять свой первоначальный лоск. Однако он нисколько не утратил своей популярности: в последнее время поймать билеты в пик сезона, да так, чтобы все они были на места в одном купе, стало практически невозможно.
Первое время в каждом купе на столике кроме фирменного чайного "сервиза", салфеток и меню, можно было найти книжечку, в которой рассказывалось о компании-перевозчике, об истории маршрута и о городах, через которые он проложен.
Сейчас "Москва - Ницца" - самый длинный европейский железнодорожный маршрут. Расстояние - более 3000 км, а на то, чтобы проехать из конца в конец уходит двое суток плюс пол-часа - час. Если бы сохранился классический "Восточный экспресс", который в 1883 году соединил Париж и Стамбул, то... то и он не смог бы составить конкуренцию нашему "дальнобойщику". Кстати, между российской столицей и Лазурным берегом Франции железнодарожное сообщение существовало с 1864 года. Поездом Санкт-Петербург - Ницца к теплому морю на отдых ездила вся столичная знать, включая царскую семью. "Здесь любит останавливаться русская аристократия!" - так рекламировали себя в те годы отели Ниццы. Русские сезоны на "Лазурке" прекратились с началом Первой Мировой войны и о тесной железнодорожной связи России с французским средиземноморским побережьем забыли почти на сто лет.
И вот в начале 21 века решили возродить традицию и снова пустить поезда из российской столицы - теперь уже из Москвы - в столицу Кот д' Азур и обратно.
В 2012 году буклет видоизменился, его дизайн стал более схематичным и... веселым.
Весь путь, география и масштаб показаны условно, но для пассажира это не так уж важно. Главное - обозначены все семь стран, через которые проходит поезд и основные станции, на которых он останавливается. Символы Москвы и Ниццы остались прежними - снегирь и чайка соответственно.
В буклете информация о каждой стране предваряется оригинальной заставкой-разворотом. Хотя российский отрезок пути никогда не входил в нашу "дорожную карту" (садились мы, естественно, в Минске или в Бресте), узнать про те города, которые поезд оставил позади, было все равно интересно.
Больше всего, конечно же, написано про Москву. Составители сборника сочли нужным рассказать о ее транспортной системе (6 аэропортов, 9 ж.д и 3 речных вокзала, метрополитен), о туристической привлекательности и о... зарплатах москвичей.
Про Вязьму сказано, что это город, в котором есть памятники, посвященные двум Отечественным войнам, старинная архитектура и авиагруппа "Русь". Здесь родился Папанов и работал врачом Булгаков.
В Вязьме к тому же происходит первая замена локомотива.
По мнению авторов текста, о Смоленске пассажирам нужно знать то, что это один из древнейших городов, что на гербе у него птица Гамаюн и что его Кремль построил Федор Конь (тот, который и над Московским Кремлем трудился). Современный Смоленск может похвастаться (вот чудо!)... двумя сотнями миллионеров.
Первый белорусский город на пути поезда - маленькая Орша, которая старше Москвы на 80 лет. Захваченная Наполеоном, она управлялась комендантом по фамилии Стендаль. Нам он больше известен, как писатель.
Презентация Беларуси показалась мне странной. Трактор, бульба и Библиотека вопросов не вызвали, а вот лица старика и ребенка я не опознала. Может, они просто иллюстрируют тот факт, что молодым везде у нас дорога, а старикам, само собой, почет.
График движения из года в год немного меняется, но чаще всего поезд прибывает в пограничный Брест к ночи. Это самая длительная (более 2 часов) стоянка. Транзитные пассажиры проходят паспортный и таможенный контроль не выходя из своих купе. Больше всего времени уходит на "переобувание" вагонов. Здесь также отцепляют московский вагон-ресторан. В Варшаве присоединят польский и до самой Ниццы кормить народ будет он.
Если садиться в Бресте, то все проверки надо проходить "на ногах", в помещениях вокзала. Процесс замены колес в этом случае останется "за кадром" - посадку производят в уже переобутые вагоны.
В Тересполе польские службы проводят все проверки по новой. Редко когда пассажиров "трясут". Пограничники и таможенники проходят по купе, сличают фото с сонными физиономиями и иногда задают вопросы типа "чьи это дети", "сколько наличных везете" и "что в этом чемодане". Собственно, как и на белорусской стороне.
В Тересполе, говорит нам буклет, есть не только пропускной пункт, но и два культовых сооружения - церковь и костел 19 и 18 веков.
В Варшаву поезд прибывает под утро. Утомленные переходом границы, пассажиры в это время в большинстве своем спят. Но если все-таки хватит сил проснуться и выглянуть в окно, то можно увидеть Вислу и ярко иллюминированный Стадион, перестроенный к Чемпионату Европы 12 года.
Жизнь в вагонах начинает бурлить уже ближе к южной польской границе, когда подъезжаем к Катовице.
В прошлом это город шахтеров и сталелитейщиков. После известных перетурбаций он утратил свое промышленное значение и теперь перебивается торговлей и мелким бизнесом. Может быть, именно нынешняя плачевная ситуация ассоциируется у автора граффити с выпотрошенной курицей?
Еще о городе известно то, что после смерти Сталина он целых три года был Сталиногрудом (Сталинградом)
Препарированные птичьи тушки напоминают мне о том, что первая часть названия города, "кат", означает "палач".
По Чехии поезд проходит самый малый отрезок пути, всего 200 километров.
На территории Чешской республики только две остановки: в Богумине и в Бржецлаве. Первая чисто техническая - опять меняют локомотив.
Чтобы описание Богумина не было слишком сухим - "крупный железнодорожный узел" и только - его сдобрили информацией про то, что в чешском языке встречаются слоги и целые слова без гласных. Есть скороговорка, которая целиком состоит из таких слов: "strc prst skrz krk" - просунь палец сквозь горло. Если надоест ходить туда-сюда по перрону (стоянка очень долгая!) можно потренероваться в произношении.
Про Бржецлав сказано, что раньше он звался Лунденбург и рядом с ним князья из рода Лихтенштейн разбили парк, который сейчас называют Садом Европы (чешские фото сделаны с разницей в год.)
В Бржецлаве, кстати, происходит очередная замена локомотива и опять поезд долго стоит.
Ну а дальше начинается сказка - Австрия
Первая остановка на сказочном пути - красавица Вена. Для начала пересекаем Дунай.
Проезжаем какие-то удивительные сооружения, о которых нет ни слова в сопроводиловке. В ней большей частью про Моцарта и Шёнбрунн, про торт Захер и штрудель.
Венский Хауптбанхоф - Центральный Вокзал - долгое время был на реконструкции и поезд останавливался на другом вокзале, на скромном Майдлинге. Обновленный Центральный выглядит потрясающе.
Не отстают от него в новизне форм и конструкций производственные и офисные здания "рабочих" пригородов. Но не за это мы ценим Австрию.
Вот что действительно радует глаз - просторы, холмы, замки!
А еще больше - уютные деревеньки и хутора, просто нереально аккуратные, будто нарисованные.
После Вены едем строго на запад , через промышленный Линц, третий по населению город Австрии. Здесь жил астроном Иоганн Кеплер и провел детство и юность Гитлер, который мечтал превратить Линц в идеальный город Третьего рейха.
Раньше вагоны в поезде были с трехместными купе (второй класс) и с двухместными купе - такими же, как во втром классе, но без средней полки (первый класс). В первом классе два крайних купе с помощью раздвижной перегородки можно было соединить в одну большую комнату - самый предпочтительный вариант для семьи из четырех человек.
Сейчас вагонов второго класса нет, а первый класс имеет привычные нам, но немного более просторные четырехместные купе. Есть и вагоны класса люкс, в которых всего 6, а иногда даже 4 двухместных купе, в каждом из которых есть собственный туалет и душ.
.
На территории Тироля поезд сопровождает бойкая горная речушка. Поезд играет с ней - перепрыгивает с одного берега на другой. Выглянешь в окно купе - вот река! И вдруг - раз! - исчезла! Выйдешь в коридор, глядь, а она уже с той стороны!
Во время пути надо непременно наведаться в ресторан. Его меню достаточно разнообразное, некоторые блюда не по-дорожному сложные, вроде фаршированной куриной грудки и прочих всяких кулебяк. Но главная прелесть вагона-ресторана - почти панорамный обзор. Сидишь, как в 3Д-кинотеатре, мимо проносяться красивейшие пейзажи и трудно определить, от чего больше захватывает дух - от великолепия природы или от всякой вкуснятины.
Ресторан пользуется спросом в любое время дня. Ситуация, когда целый ряд столов не занят бывает крайне редко.
Этот снимок сделан в самую первую поездку. Видно, что на креслах фирменные чехлы с принтами, которые повторяют обложку первого буклета. Потом эти чехлы куда-то подевались. Уровень обслуживания тоже понемногу стал снижаться. И уже поговаривают, что скоро прикроют эту лавочку. Не ресторан, нет - весь маршрут! Несмотря на высокие цены на билеты и на то, что поезд ходит забитым под завязку, он считается нерентабельным! А ведь поначалу были планы сделать график его движения более плотным - не один, а два раза в неделю.
О плохом думать не хочется. Лучше смотреть в окно на зеленые умиротворяющие картины...
...и изучать инопланетную цивилизацию.
Вот как они существуют там, на холме, разбросанные, как звезды в туманности, чем питаются, как общаются, на каких звездолетах перемещаются?
Несемся вместе с речкой вниз под уклон. А по другому берегу едут машины - одни навстречу, другие наперегонки с нами.
Замковую гору объезжаем по кругу. Она нависает над дорогой так, что замок снять очень сложно - все время его что-то закрывает, но если плюнуть на съемки, то можно просто любоваться им в разных ракурсах, пока голова не закружится.
Впечатляют не только замки. Есть в горах и всякие заводы-фабрики с рабочими территориями, на которых чистота, красота и порядок, не хуже, чем в ботаническом саду - дорожки, зелень...
Почему-то я совсем не сомневаюсь в том, что здесь нет никаких вредных выбросов...
В горах погода меняется совершенно неожиданно!
На подъезде к Инсбруку Альпы начинают заметно подрастать.
Инсбрук - столица Тироля. Город находится на высоте 575 метров, а вершины окружающих его гор достигают 2500 метров. Это центр горнолыжного спорта, дважды принимавший зимние Олимпиады.
За время получасовой стоянки можно не только надышаться прохладным горным воздухом, но даже сбегать через дорогу в магазин. Но пассажиры предпочитают расслабленный променад по перрону. Кто-то выгуливает своих домашних животных, кто-то устраивает перекур. Вышла передохнуть и размяться поездная бригада и машинисты. Впереди еще долгая дорога по горам с максимальной высотой подъема 1400 метров.
Увидела вдалеке олимпийский трамплин, запутавшийся в сетях электропроводов.
На больших станциях можно наблюдать оживленное движение электричек, но по горам наш поезд идет по одноколейке, то есть, других составов мы по пути не встречаем.
Ночевала тучка золотая...
Пора и нам укладываться. Ночью в Бреннеро пересечем австро-итальянскую границу, которая делит этот город пополам. Кстати, Австрийская часть называется Бреннер. Смешанное население города, чтобы не задевать ничьих патриотических чувств, называет свой населенный пункт Бреннер-Бреннеро. Или Бреннеро-Бреннер (и тут можно даже не сомневаться, кому какой вариант нравится больше). .
Также ночью делаем остановку в Больцано. Этот городок уже полностью итальянский, но со следами австрийской тирольской культуры.
Потом будет остановка в Вероне (В разные годы это случалось в разное время - иногда ночью иногда утром) С вокзала, который находится в удалении от исторического центра, ни знаменитой римской Арены, ни других достопримечательностей не увидеть. Зато чуть позже поезд проедет вдоль южного берега самого большого итальянского озера - Гарды. Виды водной глади в окружении гор - достойная компенсация за Верону.
Потом поезд прибывает в Милан - всемирную столицу моды и по совместительству столицу Ломбардии, второй по величине город Италии. Не надо надеяться увидеть роскошный миланский вокзал - на Стационе Чентрале поезд не заходит, а притормаживает всего на две минуты на каком-то периферийном полустанке под названием Рогоредо. (Слава богу, там есть ветка метро, на нем можно добраться до центра)
Генуэзский главный вокзал после нескольких лет ремонта привели в порядок. Но радоваться этому факту нет причин. Уезжать с него ночью всё равно мука. Вообще, все европейские вокзалы, как один, не заточены под курсирование ночных поездов. На генуэзском часам к девяти закрывается всё, кроме туалетов. И самое обидное, что первой заканчивает работу хамера хранения!
Вокзал Сан Ремо находится в глубине горы (как и вокзал в Монако, который мы еще проедем). Наружу выходит вот такая бетонная футуристическая постройка.
На территории Италии поезд делает остановки еще в двух (кроме Генуи и Сан Ремо) городах на Лигурийском побережье - курортных Бордигере и Вентимильи. Последняя находится почти на самой границе с Францией. Дальше следует французский Ментон (бывшая итальянская Ментона), город Лимонного Карнавала, потом Монако (ой, совсем забыла, что это тоже гоударство! С ним будет не семь, а восемь стран!)
В Монако поезд стоит 2 минуты. (Совсем недавно сделали, наконец-то, остановку в Барановичах! Тоже на две минутки - уровняли нас с Монако! Можем теперь садиться в поезд "дома", а не в Минске или Бресте).
И вот, наконец, она - Ницца! Мы до неё этим поездом только один раз доехали. Всё не выдерживали - в Италии соскакивали (шутка)
Одно время маршрут завершался в вечернее время. Но в том году, когда мы решили добраться до конечной точки, время прибытия изменилось на утреннее. Это было очень кстати, потому что мы планировали ехать дальше (там еще немного!) в Прованс.
P.S. Путешествие на поездах 17/18 это не просто способ добраться до места отдыха и вернуться домой, оно само по себе приятное приключение.
(Когда уже не останется сил носится по городам и их окрестностям на своих двоих, мечтаю иметь возможность время от времени садиться в какой-нибудь поезд дальнего и даже очень дальнего следования и, глядя в большие панорамные окна, ехать по разным землям и странам...)