Мы считаем, что очень хитро придумали, устроив из одного праздника два - Новый и Старый-Новый Год. А учитывая, что между ними еще и Рождество уютно расположилось, то эти три даты легко превратить в две недели сплошных гуляний.
Но и наши западные соседи праздниками себя не обделили. У них, само собой, тоже есть Новый Год и Рождество, а к ним впридачу - целый месяц подготовительных мини-праздников. В странах Бенилюкса, например, проходит фестиваль Святого Николая - Синтерклаас. Сам День Святого Николая отмечается 5-6 декабря, но главное действующее лицо появляется в этих краях значительно раньше, где-то в середине ноября.
Посмотреть, как это происходит, мы отправились в голландский городок Слёйс (Sluis), который находится на границе с Бельгией.
Мы приехали незадолго до начала мероприятия. Хватало еще времени, чтобы немного осмотреться. Оставили машину на стоянке и пошли бродить по городу. Собственно, далеко ходить не пришлось - вот она, главная достопримечательность - Гротемаркт, Большой рынок, на котором находится здание Ратуши.
Дозорная башня ратуши, Белфорт - единственная такая в Голландии (в отличие от Бельгии, где практически в любом старинном городе есть свой Белфорт или, по-французски, Беффруа)
Ратуша была построена в 1386 году. Сейчас внутри находится музей, а на вершину башни можно поднятся по винтовой лестнице. Поскольку погода была не та, чтобы рассматривать окрестности с высоты тридцати метров, то мы даже проверять не стали, работает ли "аттракцион".
На Гротемаркт паркуются не только машины, но и повозка (именно так, в единственном числе!), запряженная красивой лошадкой. Можно было бы прокатиться, но городок настолько маленький - что-то около двух тысяч населения всего - что даже пешком его можно обойти за пол-часа.
Смотреть в городе особо не на что. Непонятно, что привлекает сюда толпы туристов, Их тут до 5 миллионов в год бывает. На двух самых оживленных центральных улицах друг за другом тянутся магазины и рестораны. Считается, что в Слёйсе самый приятный и выгодный шоппинг. Ни подтвердить ни опровергнуть это мнение не могу - в магазины не заходили.
Даже к тыквам не приценились. Смысла в этом не было: укатить какую-нибудь из них с собой вряд ли получилось, да и Хэллоуин уже давно прошел.
Крайняя точка, до которой мы дошли - мельница де Брак, 1739 года постройки. В ней находится ресторан-брассерия.
Дальше начинаются окраины, где сохранились остатки городских укреплений и шестикилометровый оборонительный вал, с которого можно осмотреть плоскую, как стол, долину Звин. Раньше эта долина была дном моря. Море отступило и когда-то портовый город оказался окруженным сушей. Всё, что осталось Слёйсу от его морского прошлого - тонкая ниточка канала, которая связывает его сначала с Брюгге, а оттуда, по еще одному каналу, с морем.
Вокруг города, по валу, мы гулять не стали, погода, опять-таки, не располагала. Тем более, вдалеке послышалась музыка. Мы поняли, что праздник начался, и вернулись в центр.
У Гротемаркт выстроилась колонна, которую возглавил городской оркестр. Грянули барабаны и процессия тронулась!
Музыканты играли от души и, несмотря на то, что их, видимо, подбирали по принципу максимального отличия друг от друга (по возрасту, росту, комплекции и полу), делали они свое дело довольно слаженно.
Следующая за оркестром колонна, наоборот, представляла собой хаотичную массу народа, состоящую в основном из детей, среди которых попадались странно одетые темноликие взрослые.
Каждого из этих ярких карнавальных персонажей зовут Зварте Пит - Черный Пит и все они являются помощниками Синтерклааса. Раньше помощник был один, но потом он непонятным образом размножился и теперь целая свита Черных Питов сопровождает Святого. Когда-то в их обязанности входило записывать все хорошие и плохие поступки детей в специальную книгу, а потом послушных одаривать подарками, а тех, кто провинился, наказывать - ужас какой! - плеткой или даже уносить с собой в мешке! В дома Питы попадали через дымоходы, поэтому и стали с течением времени такими... перемазанными. По другой версии, история Черного Пита не так политкорректна уходит корнями в те времена, когда Святой Николай был епископом малоазийской Миры. Там он выкупил из рабства арапчонка и оставил его себе, благодетелю, в услужение.
Сейчас задача Питов упростилась до предела. Каминные трубы есть далеко не у всех, телесные наказания и киднеппинг запретили... Осталось только раздавать детворе сладости. Малышня и ребятишки постарше крутятся около помощников Синтерклааса, выпрашивая у каждого конфетки-печеньки и складывая их в пакеты. Для них всё веселье заключается в соревновании: кто больше соберет.
А вот и главный! Синтерклаас выглядит немного утомленным. Это потому, что он, во-первых, не молод, а во-вторых, перед тем, как попасть в Слёйс, ему пришлось проделать немалый путь. Каждый год он прибывает к берегам Северного моря на корабле из далекой Испании... Порт прибытия всякий раз меняется. Это может быть не только столица, но и Роттердам и даже какой-нибудь совсем небольшой приморский городок. Несмотря на то, что праздник не является официальным, это радостное событие транслируется по всем телевизионным каналам страны. Синтерклаас в окружении своей экзотической свиты приветствует собравшихся в порту людей с борта сказочно украшенного судна и под гром фейерверков и оваций сходит на берег, где мэр вручает ему ключи от города. А потом Святой начинает своё нелегкое путешествие по городам и весям. Чаще всего его можно увидеть верхом на снежно-белом коне Америго. Повозка, как средство передвижения, у него тоже имеется.
Даже сами голландцы не помнят, откуда у них взялось убеждение, что Синтерклаас прибывает именно из Испании. Может, оно сложилось из-за... мандаринов, когда-то редких в Голландии фруктов. Как они могли появиться в подарках? Ответ напрашивался сам собой - их привозит Синтерклаас. Откуда? Понятное дело, не с Северного Полюса и не из заснеженной Лапландии. Черный слуга довершал картину: такие смуглые ребята, равно, как и мандарины, в северных странах раньше не водились. А если вспомнить, что у Голландии и ее соседей был богатый опыт общения с испанцами - как-никах два века испано-нидерландских войн остались позади, то можно предположить, что первые представления о "югах" местные жители получали именно от "гостей из солнечной Испании". Логическая цепочка выстраивалась такая: мандарины и мавры - это Юг, а Юг - это Испания.
Сейчас периодически происходят выступления против Черных Питов. То община сенегальцев вознегодует, то поднимут голос правозащитные организации... Мавроподобность сказочного героя в представлении всяких борцов - это проявление расизма, его помощь Синтерклаасу - использование рабского труда чернокожих и так далее... В 13 году дело даже дошло до ООН, где этот вопрос собирались вносить в повестку дня, но Голландия пригрозила, что лучше пошлёт далеко все Объединённые Нации, чем откажется от вековой традиции и внесла Зварте Пита в список своего нематериального культурного наследия.
Дети обо всей этой канители не имеют представления и просто радуются возможности получить целый мешок конфет, одеть необычный нарядный костюм и вымазать рожицу черным.
Классический вид Зварте Пита: кудрявый парик цвета воронова крыла, кольца в ушах, ярко-красные губы на гуталиновом лице. Руки и ноги ниже панталон должны быть чёрными (не только трубочист, я думаю, но и самый трудолюбивый шахтер не смог бы так испачкаться!) Одежда, если не учитывать ее кислотных тонов, напоминает костюмы западно-европейской знати 16-17 века (а ещё будут говорить - дискриминация!): камзол с разрезными рукавами, белоснежный воротник-фреза и берет с пером.
Дети не так усердны в превращении себя в негроидов. Достаточно слегка обозначить. Главное - костюм и настроение.
У этого Питёнка с настроением как-то не очень. Наверное, ожидание большого куша не оправдалось - совсем невелик его улов.
Чтобы собрать побольше даров Святого Николая надо не щелкать клювом, а быть максимально энергичным, шустрым и напористым!
Шествие остановилось у церкви Матери Марии. (Церковь новая, краснокирпичная. Старая церковь, Святого Яна, не так давно сгорела и ее не стали восстанавливать, сейчас на ее месте сквер)
Здесь Синтерклаас сошел с повозки и произнес речь, которую зачитал со свитка.
Голландско-бельгийский Синтерклаас, как можно понять, это хорошо знакомый всем Санта Клаус, в которого в своё время трансформировался не менее известный Святой Николай Угодник (Чудотворец), и который везде, кроме Голландии и Бельгии (и еще нескольких имеющих к ним отношение стран), терпеливо дожидается Рождества и Нового Года, чтобы порадовать детей подарками. На вид Синтерклаас и Санта Клаус (как и наш Дед Мороз) очень похожи : такие же белые волосы, усы и борода, плюс одежда, сочетающая красное и белое.
Конкретно Синтерклаас носит белый стихарь, отороченный понизу кружевом, красную накидку-мантию с пелериной, отделанной золотой бахромой и митру - все это вместе напоминает облачение католического епископа).
Со дня прибытия Синтерклааса из Испании, дети уже могут ставить свою обувь поближе к дверям, как раньше ставили к каминам, ожидая, что наутро в ней окажется что-нибудь вкусненькое. Чтобы привлечь внимание Питов к своим башмакам, лучше рядом с ними оставлять свой подарок для Святого - рисунок, стишок или же угощение для Америго - морковку, яблоко, горбушку.
Но настоящие, серъезные дарения происходят в Ночь Подарков, с 5 на 6 декабря, после чего Синтерклаас уезжает восвояси. Ну а что же тогда с Рождеством? С ним тоже все в порядке. На Рождество к голландским и бельгийским детям приходит еще один белокурый и белобородый человек в красном - обычный Санта Клаус, которого здесь, чтобы не запутаться, называют Керстман. Таким образом, у них имеется два практически идентичных праздника. Но местный Синтерклаас значительно популярнее Керстмана.
Мы думали, что после речи наш Святой направится в церковь, но он неожиданно устремился к ближайшему кондитерскому магазину.
Как мы поняли, этот магазин сотрудничает с благотворительными организациями и собирает подарки для детей из малообеспеченных семей.
Пока главный отсутствовал, Питы развлекали народ танцами произвольной хореографии со всякими потешными коленцами. Кстати, всегдашнее дурашливое поведение помощников из свиты Синтерклааса тоже является причиной требований правозащитников запретить этот "балаган". Они считают, что это форма унижения черных: белые таким вот способом якобы хотят высмеять глупость и безкультурье другой расы.
У меня, наконец, появилась возможность снять шикарных лохматых битюгов. Жаль, что Америго не было.
В церковь мы не попали. Туда допускали тех самых, малообеспеченных, и людей с какими-то билетами.
Мы не сильно расстроились, потому что уже хотелось закинуть в рот что-нибудь посущественнее конфеток (нам тоже перепало их немного)
Выбор был большой. Мы остановили его на ресторане Де Смуль, очень приятном во всех отношениях заведении.
Мы уже разобрались с меню и заказом, когда мимо окон прошагала головная часть праздничной процессии, но уже без музыки...
...а следом проехал Синтерклаас на своей повозке. Он благословил нашу трапезу.
Голландия не показалась мне страной гурманов, но в этом ресторане все блюда, несмотря на простоту, были очень вкусными. Позже я узнала, что в Слёйсе есть даже ресторан, удостоившийся трех звезд Мишлен.
В вечернее время, когда зажигаются огни, все заведения становятся еще более привлекательными и уютными
Так бы и заходила во все по очереди.
Но надо было уже возвращаться домой, в Бельгию, в Остенде...