Если с проспекта Мира свернуть в Орлово-Давыдовский переулок, то можно увидеть краснокирпичное здание с белыми вставками
Это корпуса бывшей Детской больницы Святой Ольги, ныне психоневрологический диспансер № 7
она была основана на 400 тыс. рублей., пожертвованных графом Сергеем Владимировичем Орловым-Давыдовым в память своей матери Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой (урожденной Барятинской). Каменные здания больницы были построены в 1880 - 90-х годах архитекторами К.М.Быковским и В.В.Барковым по проекту, составленному педиаторами К.А.Раухфусом, П.А.Вульфиусом и Н.Е.Покровским, - они выделяются резким контрастом красного ктрпича и белых декоративных деталей. На этих зданиях сохранились редкие мозаичные изображения святого целителя Пантелеймона и покровительницы больницы святой Ольги
Майским днем 1885 года на участке земли, принадлежавшей Императорскому Человеколюбивому обществу, вблизи Набилковского богаделенного дома, состоялась закладка большого каменного здания для этой больницы.
часу дня сюда принесли особо чтимые московские иконы Иверской Богоматери, Спасителя, а также мощи святого великомученика Пантелеймона. Из Троицкого храма Набилковской богадельни (здание которой, в конце Протопоповского переулка, до сих пор поражает своей величавостью) прибыл крестный ход с образом Живоначальной Троицы и хоругвями.
На церемонии были родственники жертвователя Орлова-Давыдова, священнослужители, московский генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков, многие почетные гости. В основание восточной стены здания больницы была заложена металлическая доска с надписью: «1885 год, мая 18 дня, заложены в Москве здания детской больницы святой Ольги, по Всемилостивейшему соизволению, последовавшему 1 декабря 1884 года, учреждаемой в ведомстве Императорского Человеколюбивого общества ... для бесплатного пользования больных на 30 кроватей, в память матери жертвователя, графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой, скончавшейся 9 сентября 1876 года... Строитель академик архитектуры К. М. Быковский».
Прием приходивших больных в детской больнице начался со второго дня после освящения уже построенных зданий - 12 декабря 1886 года.
За год работы больницы, к 1 января 1888 года, врачи оказали медицинскую помощь 575 детям, было произведено много несложных и 11 серьезных операций. Этим же январем было открыто стационарное отделение.
Число больных, обращавшихся в больницу, возрастало изо дня в день. Здесь оказывалась помощь преимущественно бедным семьям.
Многие российские врачи имели возможность осматривать больницу. Их впускали в нее свободно - все находили больницу образцовой.
Орлов-Давыдов не только выделил большие деньги на строительство и обустройство больницы, но и в дальнейшем продолжал субсидировать свое детище. Так, за один 1887 год Орлов-Давыдов увеличил первоначальное пожертвование почти вдвое. Из него 480 тыс. рублей составили основной неприкосновенный фонд, проценты с которого, 24 тыс. рублей, шли на годовое содержание больницы. Остальную сумму употребили на новые постройки и обзаведение инвентарем больницы.
В строительстве больницы святой Ольги активное участие принял главный доктор детской больницы святого Владимира - П. А. Вульфиус.
Главный больничный корпус представлял в своей основе двухэтажное каменное здание. В нем имелись: операционная, амбулаторное отделение, аптека, кухня, прачечная, часовня, контора, исследовательская лаборатория, квартиры главного врача и ординаторов больницы, помещения для больничной прислуги.
Больница пользовалась водой проведенного сюда ответвления от Мытищинского водопровода. И хотя Москва еще не имела централизованной канализации, здесь была устроена ее местная система с фильтрами. Были также отопление и хорошая вентиляция.
Больница состояла из трех отделений: терапевтического, хирургического и амбулаторного.
Постройки больницы раскинулись на просторном участке земли. Задняя часть больничного двора была обращена к лугу. Этот луг, к примеру, в 1887 году дал до 600 пудов сена на прокорм коров, которых специально содержало управление больницы. Молоко шло в питание больным детям.
В саду было посажено много различных деревьев, разбиты клумбы с цветами. Выздоравливавшие дети часто играли в этом саду, или их развлекали в рекреационном зале больницы. В больницу жертвовали очень много игрушек.
Детей кормили неплохо: завтрак, обед и ужин готовились по расписанию, составлявшемуся на неделю. К тому же два раза в день давали молоко с белыми сухарями или печеньем домашнего приготовления.
В особенность больницы входил замечательный обычай: всех приходивших сюда детей, которые выглядели усталыми, истощенными и стояли долго в ожидании приема в амбулатории, кормили завтраками. Это, пожалуй, больше нигде в Москве не практиковалось. Также дети, приходившие в амбулаторию за советом, лекарство получали даром.
Амбулаторное отделение имело четыре изолированные палаты с отдельным входом и общей ванной. Это отделение планировалось на 80-100 человек. Однако, бывало, что в день принималось около 200 человек.
В первые годы существования больницы здесь работали: главный врач доктор терапевтического отделения В.Е.Чернов, хирург Н.Д.Соколов, доктор Л.П.Александров. К работе привлекались и сверхштатные врачи, эксперты, а также и женщины-врачи (что было новшеством в Москве).
За детьми в больнице ухаживали десять нянь, подчиненных надзирательнице. Медицинским уходом за больными детьми ведали фельдшерицы, по одной в каждом отделении.
В среднем, по статистике, дети лежали в больнице 37 дней.
За первый год работы амбулаторию посетило 10 292 человека, затем общее количество обращений в год составило цифру - 31 361.
К сожалению, после преобразований послереволюционных лет детская больница в Орлово-Давыдовском переулке перестала существовать. Конечно, нет смысла затевать здесь поиск луга с мило пасущимися коровками.
с 1923 1-я детская туберкулёзная больница) С 1957 в связи с реконструкцией проспекта Мира въезд в больницу перенесён в Орлово-Давыдовский переулок. Была клинической базой Центрального института усовершенствования врачей. В 1970-х гг. закрыта. На одном из корпусов - мемориальная доска А.А. Киселю, работавшему в больнице с 1890 по 1938.
На территории больницы была часовня святой Ольги, разрушенная после революции. Икона была перенесена в храм иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе
Так кто же была та Ольга, в память о которой сын построил эту больницу?
( работа Кристины Робертсон, 1841 года)
Ольга Ивановна Орлова-Давыдова (1814-1876) была дочерью князя Ивана Ивановича Барятинского (1772-1825), одного из самых влиятельных и богатых людей России - тайного советника, камергера, церемонимейстера двора Павла I.
По свидетельству И.С.Аксакова, О.И. Орлова-Давыдова представляла собой "любопытное явление и замечательный характер". Почти до самого замужества она безвыездно жила в отцовском имении, и в результате "Русская деревня вошла в нравственный состав ее существа", стала "ее прирожденной стихией"
В 1832 году Ольга Ивановна вышла замуж за Владимира Петровича Давыдова (1809-1882), внука графа Владимира Григорьевича Орлова (1743-1831), младшего из пяти знаменитых братьев Орловых - сподвижников Екатерины II.
Выйдя замуж, она подолгу жила в Отраде, устроила там больницу, женские крестьянские школы и многое делала для того, чтобы облегчить положение отрадненских крестьян. Простота и естественность отношений ее с крестьянами поразила Аксакова: " Под внешней аристократической, полурусской, полуанглийской оболочкой дома живет такой живой союз с церковью и не менее живой союз с русским народом, что я долго не мог прийти в себя от изумления.
И на Тютчева также произвели впечатление не столько красота и роскошь Отрады - эти "дары судьбы", которыми владела О.И.Орлова-Давыдова, - сколько царивший здесь "нравственный строй", ею созданный
Известно, что Тютчев был хорошо знаком с В.П.Орловым-Давыдовым, неоднократно получал от него приглашения посетить Отраду и был намерен побывать там. "Отсюда я уеду после 20 этого месяца, - писал он жене из Петербурга 2 июня 1869г., - пробуду дней десять в Москве; по пути посещу Орловых-Давыдовых, чтобы наконец исполнить так часто и так тщетно даваемое обещание; затем явлюсь к вам в Овстуг"
Теперь мы знаем, что Тютчев исполнил свое намерение и был в Отраде 11 июля - в день именин хозяйки дома. В экспромте, написанном им в этот день, отразились впечатления от пребывания в Отраде; Тютчев был поражен царившей там атмосферой, которая определялась личностью владелицы имения - женщины, заметно выделявшейся в светских кругах
Здесь, где дары судьбы освящены душой,
Оправданы благотвореньем,
Невольно человек мирится здесь с судьбой,
Душа сознательно дружится с Провиденьем.
( Отрада, 11 июля 1869 г. )
К.Брюллов "Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью (1834)
Муж графини, Владимир Петрович, был хорошо знаком с Брюлловым.
Из сочинений В.П.Давыдова известны “Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 г.” в 2 ч., изданные в 1839 г. в Санкт-Петербурге. Во время путешествия графа сопровождали художники К.П. Брюллов, Н.Е. Ефимов и прусский антикварий Крамер.
А вот картина Н.Е.Ефимова, изображающая написание картины К.Брюлловым
В семье было 6 детей: три сына (Владимир, Анатолий Сергей) и три дочери (Наталья, Евгения, Мария)
Владимир и Анатолий - близнецы, родились в ноябре 1837 года. В 1855 году начали службу в гвардии. В 1861 - 1863 годах братья служили в качестве адъютантов фельдмаршала А.И.Барятинского. В 1866 году Владимир Владимировия произведен в генерал-майоры и одновременно назначен симбирским губернатором (1866 - 1868). Его усилиями в Симбирске открылось ремесленное училище для мальчиков, началось строительство водопровода и водонапорной башни, улучшалось состояние дорог. Умер В.В.Орлов-Давыдов в 1870г. от туберкулеза.
Анатолий Владимирович (1837 - 1905), обер-шталмейстер, генерал-лейтенант, был женат на Марии Егоровне Толстой. Принимал участие в боевых действиях на Кавказе, награжден орденами. Унаследовал Усольскую вотчину после смерти отца. В 1899 году в селе Усолье учредил на собственные деньги частный приют для детей. Незадолго до Октябрьской революции, 6 октября 1917г, его сын Александр Анатольевич пожертвовал 5000 рублей на содержание приюта для сирот дома трудолюбия и дома для воинов-инвалидов первой мировой войны г.Симбирска.
Ну, а самый младший - Сергей Владимирович (1848 - 1905) выстроил больницу в память о матери
И еще одна страница из истории этой семьи -
ОБЩИНА СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. ( Петербург, ул. Чайковского, 52)
Первоначально община содержалась в основном на средства кнг. Барятинской, которая по уставу являлась ее учредительницей и пожизненной попечительницей, и сама избирала себе помощницу из членов своего семейства с тем, чтобы та была ее преемницей. Поэтому, несмотря на благотворительные пожертвования от сторонних лиц, в том числе от членов императорской фамилии, община была, по существу, частным семейным делом князей Барятинских и их ближайших родственников - графов Орловых-Давыдовых, князей Кочубеев, графов Стенбок-Ферморов.
В 1858, после смерти основательницы, попечительницей общины стала ее дочь - гр. Ольга Ивановна Орлова-Давыдова. По вступлении в должность она пожертвовала общине около 100 000 руб., которые прибавились к капиталу, завещанному общине ее покойной матерью. Образовавшиеся средства позволили сделать каменную пятиэтажную пристройку к общинному зданию для проживания сестер.
После кончины гр. О. И. Орловой-Давыдовой попечительницей общины стала ее дочь - гр. Мария Владимировна Орлова-Давыдова, которая еще при жизни матери практически взяла на себя управление учреждением. Она же известна как основательница церковной женской общины «Отрада и Утешение» в унаследованном родовом имении Орловых с. Добрыниха Серпуховского уезда Московской губ. Здесь в 1903 графиня приняла монашеский постриг под именем Магдалины и стала игуменьей, оставаясь при этом до самой революции и попечительницей петербургской общины. Ее помощницей была племянница (дочь младшей сестры Евгении) - кнг. Екатерина Петровна Васильчикова.