Диверсия в Бородино

Sep 04, 2012 11:19


Бородинское поле не успели подготовить к торжествам: средства были выделены, но реставрацию не довели до конца.




Монумент Лейб-гаврдии финляндскому полку и могила А.Г.Огарева

2 сентября 2012 года в Бородинском музее-заповеднике проходило празднование 200-летия Бородинской битвы. Реставрация комплекса памятников по бумагам проводилась на протяжении нескольких лет. Подготовка к юбилейной дате также была длительной: больше двух лет собирались всевозможные комиссии, советы и комитеты по подготовке праздника. Последние месяцы почти каждую неделю прямо в музее собирался оперативный штаб, состоящий из представителей различных ведомств и организаций. Подготовка торжеств и работы на Бородинском поле находились на контроле первых лиц государства, Администрации президента, министра культуры и губернатора Московской области.

Мы побывали на юбилейной реконструкции Бородинской битвы и прошлись по территории музея-заповедника. Результаты  долгой работы оказались удручающими. То, что мы увидели, ничем иным, кроме как диверсией против имиджа государства назвать нельзя.




Монумент Лейб-гвардии Литовскому полку от Московского полка




Монумент 2-й кирасирской дивизии




Дорога в Семеновском
У первого же встреченного на пути монумента (лейб-гвардии Финляндскому полку) мы заметили следы работ: обновленное мощение из бетонной плитки, отсыпку гравием вокруг, отвалы грунта и кучи строительного мусора. Мы шли дальше и у каждого памятника замечали следы этой самодеятельной «реставрации». Везде работы были проведены наспех и не доведены до конца; вокруг всех монументов мы обнаруживали строительный мусор, складированную плитку, горы песка и щебня. Кое-где были срезаны цепи между столбами ограждения - вероятно, для чистки от ржавчины, но их так и оставили валяться в грязи под дождем. Кое-где из-под щебня торчали куски геотекстиля, прямо на монументах валялись брошенные в спешке инструменты и перчатки. Основания и фундаменты многих памятников были обнажены. Везде мы находили свежие колеи грузовых автомобилей. Создавалось ощущение, что работы были начаты за несколько дней до празднования и просто брошены накануне. В целом качество благоустройства вокруг памятников больше напоминало «ландшафтный дизайн» среднестатистического дачного участка, а не реставрацию одного из главных воинских мемориалов России.

Похожие впечатления были и у людей, посетивших Бородинское поле за неделю до празднования http://junet.livejournal.com/406787.html




Дорожка к монументу 2-й кирасирской дивизии



Монумент 27-й пехотной дивизии
Мы дошли до Спасо-Бородинского монастыря, основанного на месте гибели Александра Алексеевича Тучкова, героически сражавшегося за Семеновские (Багратионовы) флеши. На месте гибели супруга Маргарита Михайловна Тучкова поставила первый бородинский памятник павшим в сражении - церковь Спаса Нерукотворного, впоследствии ей был основан и монастырь. К 200-летию битвы великолепный ампирный храм попытались отреставрировать. Каменные ступени сняты, и взору предстает голый бетон основания, новую брусчатку вокруг не довели  до ступеней, внутри работы также не успели закончить: иконостас закрыт полиэтиленом, утвари нет, все в побелке.




Спасо-Бородинский монастырь, вид на усыпальницу Александра Тучкова, дом М.М.Тучковой, колокольню и надвратный храм




Ступени усыпальницы Тучкова




Интерьер усыпальницы Тучкова

Прямо на территории монастыря расположена часть укреплений Семеновских флешей, дерн с них частично срезан, во рву валяется строительный мусор, здесь же на траву вылиты остатки побелки.



Вид на Семеновские (Багратионовы) флеши на территории Спасо-Бородинского монастыря




Семеновские (Багратионовы) флеши на территории Спасо-Бородинского монастыря

Рядом с усыпальницей Тучкова стоит собор Владимирской иконы Божией Матери, построенный Михаилом Быковским, замечательный образец архитектуры «историзма».



Собор Владимирской иконы Божьей Матери Спасо-Бородинского монастыря

Еще неделю назад, по словам местных жителей, он был покрыт обычным кровельным железом. За неделю его успели обновить -  теперь он блестит новой медной кровлей, положенной, впрочем, не слишком качественно. Местами покрасили белый камень, отчего побелел и кирпич кладки. Недавно замененные плиты ступеней частично расколоты. Собор закрыт, внутри не закончена реставрация - не успели.



Собор Владимирской иконы Божьей Матери Спасо-Бородинского монастыря




Собор Владимирской иконы Божьей Матери Спасо-Бородинского монастыря




Ступени собора Владимирской иконы Божьей Матери Спасо-Бородинского монастыря

Частично на территории монастыря положена новая плитка, кусками застелен рулонный газон, которого не хватило, опять следы от грузовиков на траве.




На территории Спасо-Бородинского монастыря




На территории Спасо-Бородинского монастыря




На территории Спасо-Бородинского монастыря




На территории Спасо-Бородинского монастыря

Мы вышли через восточные ворота монастыря к памятнику  2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизиям и увидели разобранные леса, только снятые с собора,  и горы строительного мусора. Встреченный нами батюшка сказал, что леса сняли накануне, и вообще какие-либо работы в монастыре начались только в июле.




Вид на Спасо-Бородинский монастырь от восточных ворот




Остатки лесов у  Спасо-Бородинского монастыря




Остатки старой кровли у Спасо-Бородинского монастыря

Монументы 27-й и 4-й пехотной дивизий рядом с монастырем на месте самых ожесточенных боев 26 августа 1812 года были в таком же плачевном состоянии. Опрошенные местные жители рассказали, что все работы по реставрации памятников начались за две-три недели до знаменательной даты.




Дорога к монументу 4-й пехотной дивизии




Монумент 4-й пехотной дивизии




Багратионовы (Семеновские) флеши




Могила Д.П.Неверовского на укреплениях Багратионовых (Семеновских) флешей

Прямо на местах основных боев зарастают сорными деревьями поля, находящиеся в пользовании сельхозпредприятий. Через несколько лет вместо Бородинского поля будет лес.










На основных панорамах стоят заброшенные полуразрушенные коровники и ангары, никто не удосужился хотя бы замаскировать их сеткой.







Зато в селе Бородино построен  громоздкий и безграмотно поставленный за красную линию депозитарий - вдоль невозможно оказалось сделать даже тротуар.




Депозитарий в селе Бородино




Вид на восстановленную усадьбу в селе Бородино




Дорога на плац-театр через Шевардино




Дорога на плац-театр через Шевардино




Плац-театр. Вид с трибуны




Плац-театр. Вид с трибуны

Конечно, самой реконструкции битвы и ее стойким участникам никаких претензий нет - это единственное, что было проведено без сучка и задоринки. Прекрасное динамичное зрелище, скачущие всадники, бегущие под дождем пехотинцы, великолепные костюмы, грохот и дым взрывов.

После окончания сражения посетители стали расходиться к местам парковок, иногда расположенным в нескольких километрах прямо на поле.




дорожка к Семеновским (Багратионовым) флешам

Начался транспортный коллапс, движение оказалось парализованным во всех направлениях. Пока продолжалась пробка, уже в ночи, мы успели сходить еще раз в монастырь, и нам удалось зайти в собор Владимирской иконы Божией Матери, где два электрика продолжали вести какие-то работы.




Спасо-Бородинский монастырь ночью




Собор Владимирской иконы Божьей Матери Спасо-Бородинского монастыря. Интерьер

На подготовку к празднованию только по одному из тендеров было потрачено около 18 миллионов рублей. На что и как были потрачены деньги, подрядчики и исполнители обязаны отчитаться. Но уже сейчас можно сказать, что на них  не было сделано ни нормального благоустройства, ни качественной реставрации.

Подробности  о подготовке празднования можно прочитать на сайте газеты "Московская перспектива". http://www.mperspektiva.ru/article/a-2962.html




Монументы 27-й пехотной дивизии и Инженерным войскам
Титова Екатерина,
член Совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК)
Previous post Next post
Up