страна: Россия, Украина, Финляндия слоган: «Они хотели, чтобы их любили...» режиссер: Фёдор Бондарчук сценарий: Юрий Коротков жанр: боевик, драма, военный, история бюджет: $6 700 000 сборы в России: $25 555 809
"Это залет, Федя": боль Афгана в клюкве Бондарчука
В предвкушении выхода "Сталинграда" я решил узнать о первом фильме Бондарчука, с которого началась его карьера. Надо сказать, что хотя фильм вышел давно и написано о нем много, подробности о фильме пришлось выиискивать по всему интернету. Отзыв дался мне нелегко - кроме просмотра двухчасового фильма пришлось читать еще рецензии, просмотреть пару объемистых книг про Афган, посмотреть документальные ролики, а из-за глюка жж один раз отзыв погиб на середине. Так что просьба учесть, что я старался и оценить это по возможности.
Итак, начинается фильм с того, что советские призывники в меховых шапках прощаются под дождем с родными. Красноярск, 1988 год. Стекающая по лицам вода, трагическая музыка... Какого-то парня несут на руках, он обещает, что граница будет на замке (нормально порядок военкомат обеспечил, да), все бегут сдавать вещи... Чадов, простившись с девушкой, оказался по соседству с козлом Чугуном, который начал его троллить - мол, что, не дала напоследок? Ну не боись, даст... Кому-нибудь еще. Да, это очень подходит сцене трогательного расставания, драматической музыке и прочим эффектам.
Параллельно у Константина Крюкова находят в чемоданчике шприцы с дурью тюбики с краской, и главный офицер говорит, что, типа, на войне краскам не место. Это случайно не отсыл к тоталитарному советскому обществу, которое угнетало свободное творчество? Любопытно, что оказалось забить в яндекс "рисунки советских солдат", как выпал именно Афганистан.
Ну да ладно. Крюков получает кличку Джоконда, все идут брить головы. В парикмахерской Лютого нежно режут по голове, но в ответ на крики парикмахер в петлицах вальяжно говорит, что солдат должен переносить все тяготы армейской службы. И тут же выцыганивает у него костюм, а то ему тут еще тянуть нелегкую службу, в тылу-то, на дискотеки ходить... Смольянинов кивает, соглашается на обмен, а потом встает и дает парикмахеру по роже. А потом угрожает всем вокруг гвоздометом стрижущей машинкой с криком: "Стоять, фраера!" и делает парикмахеру на голове просеку. Будущие герои Афганистана. Такие душманам все бороды состригут. Ну да ладно, кино-то художественное.
Действующих лиц все помнят: Чугун, Лютый, Ряба, Джоконда, Воробей, Стас, Пиночет. Пацаны сидят и травят байки про свои сексуальные похождения. Тут врывается изуродованный Джокер парикмахер со старшим по званию, но тот, увидев, кто устроил волосорезку, все прощает - это же афганская команда!
Я понимаю, многие удивятся, что призывнику, который еще не попав в армию, начинает беспределить, все прощают. И даже некоторые афганцы этому удивились. А вот ряд отслуживших, подтверждают, что и такое бывало. Бондарчук, собссно, сам в красноярской учебке в то время был. Да, таки наш Бондарчук служил, представьте. Лямку тянул, правда, вдалеке от родины, да. В кавполку Таманской дивизии. Который создал его отец для съемок "Войны и мира". Сигнальщиком. Но, поговаривают, очень хотел в Афганистан. Семья не позволила.
И не надо смеяться. Сергей Зверев, например, тоже отслужил по семейной традиции. В частях ПВО в Польше. Был замкомвзвода, страшим сержантом и членом КПСС. Легче вам от этого?
Ладно, возвращаемся к фильму. Призывники попадают в Фергану, где их инструктирует прапорщик Дыгалло - Пореченков. Это на голову отмороженный садюга и держиморда. Бойцов он бьет в печень, всячески чмырит и издевается, заставляет носить свои ружья и петь "молитву винтовке" штурмовать с набитыми камнями ранцами гору, унижает и лупит со словами "Это залет, боец!" Как оказалось, Пореченков - ветеран Афгана, получивший контузию после того, как положили его взвод. Теперь он регулярно просится на фронт, но, ясное дело, истеричный психопат никому там не нужен. Он нужен в тылу. Готовить солдат, да. Вот и бесится.
Ни грамма плагиата!
На марш-броске Чадов чуть не получает грыжу. Его вытаскивают товарищи по приказу прапора (так-то хрен кто остановится), дотаскивают до привала и тут же бросают. Да и еще и жалуются, что его до конца тащить придется. Чадов истерит, хочет домой, наша блатная шпана ему отвечает тем же, все орут... Мда, моральное сплочение и боевой дух в подразделении стоят на высоте. Где замполит?
Но, что самое странное, призывники обсуждают, что нужно отказаться от посылки в Афган. Что за... Где и в какой армии отпускают просто так, по желанию? Но действительно, на плацу их выстраивают и генерал ВДВ предлагает - кто не хочет в Афганистан, скажите, отправим в другие части (???). И хотя Чадов с дружбаном уже договорились, перед лицом генерала, советского флага, боевых товарищей, психованного Пореченкова с кулаками размером с дыню выходить из строя как-то западло.
Но Пореченкова это не впечатляет и на первом же занятии по рукопашной он заставляет солдат колотить друг друга. До крови. Отличные порядки в ВДВ СССР, просто отличные. Где, черт побери, замполит? А вот и он, кстати.
Что интересно, реальному командиру фильм понравился... Хмм... [Spoiler (click to open)] Да, «девятка» - это одно из уникальных подразделений. Рота одной из первых вошла в Афганистан и принимала участие в штурме дворца Амина. Я командовал этим подразделением. Накануне ввода войск мне поручили укомплектовать роту, разрешили выбирать любых бойцов из наших подразделений. Сначала добровольцев было много. Это были лучшие. - А как подбирали? - Самое главное - они должны были быть самыми подготовленными. 9-я рота была очень подготовленной, до самого вывода войск из Афганистана она принимала участие в самых сложных, порой почти невыполнимых операциях. Ее отправляли на самые опасные точки. - А прапорщики били солдат? - Знаете, случаев избиений было очень мало. Нам начштаба открыто сказал: «Если «деды» будут бить, можете их шлепнуть».
Солдат веселится, служба идет. На уроке по взрывделу препод дает бойцам поиграться с пластитом, и Джоконда не придумал ничего умнее, как слепить из него нечто, по форме напоминающее фаллос. Человек искусства, ёба. Близорукий советский офицер, не замечая диверсии, берет фаллос в руки и начинает самозабвенно читать лекцию о использовании пластита, о том, как его надо мять, сжимать, применять...
Аккуратно вставляем... вставляем... детонатор...
Я искренне поражен - почему этот эпизод не был вставлен Комеди Клаб в "Самый лучший фильм", в часть, где пародировалась "9-я рота"? Ведь эта сцена же просто клад для любого говнокомика. Можно было, чтобы Гарик Харламов слепил на уроке из пластита фаллос, а слепой инструктор схватил случайно за настоящий фаллос, поднял за него и читал бы лекцию, размахивая Харламовым.
Как ни странно, Пореченков не бьет за это Джоконду, а оценив качество исполнения (большой опыт знакомства у обоих, видать), заказывает ему портрет для своей дамы сердца.
Еще порция сортирного юмора. На учениях по борьбе с танками (у моджахедов полно танков, да) издыхающий Чадов... мочит штаны. В натуральном смысле слова. Все ржут над ним, и только Пореченков неожиданно вступается.
Лекция по политинформации. Читает ее какой-то капитан в лице Серебрякова. Что же он рассказывает бойцам про Афганистан? О правилах поведения? Феодальных порядках? Иностранных наемниках? Нет. Он рассказывает им, что афганцы - люди суровые, все исламисты, верят в загробную жизнь, про харам, гарем, что убить местные могут в любую секунду и тому подобное. Лекция идет вяло, никто особо не слушает. Заметив это, капитан подходит к Лютому и, сжав до боли руку, отнимает конспект. Капитан. Разведчик. Ну да ладно, кино-то художественное.
Пока Лютый корчится от боли, капитан рассказывает про народы Афганистана, оставшиеся здесь после монгольского нашествия, а потом подходит к Рябе, который настолько суров, что даже не записывает, и спрашивает: "А вам неинтересно, да?" Ряба, обнаглев в конец, отвечает: "Я рожден убивать, сэр! Товарищ капитан, а не все равно, кого мочить?" Вместо того, чтобы одернуть балбеса, капитан внезапно произносит: "За всю историю Афганистана его никто и никогда не смог завоевать. Никто и никогда".
И тут становится ясно, что капитан - лепила, потому что Афганистан завоевывали кто хотел: македонцы, арабы, монголы (о которых капитан только что сам сказал), узбеки, англичане. Да и к чему это, если советские войска вошли туда не для завоевания, а поддержки дружественного режима? Сообразив, что дал маху, капитан орет, поднимает бойцов и заставляет их сказать, что они выполняют интернациональный долг. Логичный вывод - все это было к тому, что американцы Афган не завоюют.
Стрельбы. Пореченков осматривает мишени в бинокль и видит, что Джоконда кладет пули в яблочко. Самородок! Для проверки ему дают СВД чтобы сбить монетку на мишени. Забыв, что пуля СВД бьет на полтора сантиметра в сторону, Джоконда прислоняет глаз к прицелу чтобы глаз выбило отдачей и можно было комиссоваться и попадается прямо в монетку. Кстати, она обращена реверсом к зрителю - гербом Советского Союза, то бишь. Случайность?
Потом в казарму приносят письма всем, кроме Чугуна, и он решил доебаться до Чадова, за что получил в табло. Чадов стал мужиком, блеать! Дикую драку прервал Пореченков, который пообещал отмудохать правых и виноватых.
Но, как ни странно, никаких последствий. Наоборот, ребят снова учат штурмовать сопку с камнями. Лютый впервые (!) решает скооперироваться с товарищами и договориться перед броском, кто что будет делать. И надо же - это помогает бойцам взять склон. Ну кто бы мог подумать. Радости - полные штаны.
Той же ночью (а может не той же - ну, какая разница) в казарму врывается Пореченков, дико орет, стаскивает всех с постелей, кричит: "Встать! Встать!!!! Ползком лезть! Что?!! Кто... Кто это сказал? Кто это сказал?!! Кто этот маленький вонючий коммунистический пидарас-хуесос, который только что подписал себе смертный приговор?", бьет всех по роже и нарывается. Он явно хочет, чтобы все закончилось как-то так.
Потом Пореченков успокоился и ушел. Оказывается, он написал рапорт о переводе в Афган, а ему отказали. Интересно, с чего бы это... И несчастный прапор сидит и плачет в поле красивых маков... Девочка Элли хренова, блеать.
Сразу после этого бойцы воруют из полкового склада спирт и вместе трахают Белоснежку - местную поблядушку. Все потные, пьяные, довольные... Лютый, расчувствовавшись, говорит Чадову, как он его любит и даже целует. В губы. Суровая мужская дружба в армии... Я так понимаю, Чадову теперь и девушка не нужна. Но нет, Лютый решает, что Чадову нужно стать мужиком и трахнуть Белоснежку. Чадов сначала отнекивается, но потом под крики: "ВДВ, вперед!" идет в атаку. Все это веселье прерывается рассуждениями пацанов о том, что ждет их на войне. Они рассказывают друг другу про изуродованных товарищей в Афгане... А тут еще и Чадов врывается со слезами, истерит и кричит, что все они жалкие, ничтожные личности скоты, трахаются скопом, а он, человек с тонкой душевной организацией не может так, по звериному, и убегает. Пялить Белоснежку придется другому тонко чувствующему интеллигенту - Джоконде. Он, однако, не пялит, а пялится на бабу, потом говорит ей, какая она красивая, читает стихи, а под конец называет богиней и призывает всех парней поклоняться ей. Восторженные пацаны валятся голой бабе в ноги и целуют их.
Это была типа сцена молодости, беззаветной любви и жгучего желания жить. А вовсе не сцена группового траха в военном заведении. Любой офицер, конечно, оценит порыв молодых душ. Причем, видимо, очень сильный порыв, так как любой срочник знает, что учебка действует на потенцию лучше любого брома.
Итак - в Афган. Аэродром, посадка, напутственное слово Пореченкова: "Постар... Кхм... Кру-угом!" - и бойцы заходят в самолет и засыпают на полу. Кстати, вам не кажется, что в учебке они что-то пропустили? Вот только что... Бегать их учили, склон штурмовать учили, обучали стрельбе, штыковому бою, борьбе с танками, взрывному делу, рукопашной... А, точно, они ж ни разу не десантировались. Ну да ладно, это мелочи.
Через пару часов они приземляются. Полет был долгий, и мужики заснули так крепко, что проснулись не от приземления, а от солнца, которое било в открытый люк. И вот он - Афган! Жара, все залито солнцем, дрожащий воздух, вертолеты Ми-24, танцующие в воздухе восточные танцы (чиво???) и, конечно, пыль, пыль, пыль... Мимо проходят десантники-дембеля, которые едут обратно, кричат: "Красноярск, Красноярск!" Откликается почему-то только Лютый, и десантник Михаил Ефремов на радостях дарит ему талисман-медальон, чтобы его на войне не убило. Видимо, он и спас Лютого в конце фильма, хотя я больше его ни разу толком и не увидел.
А десантники заходят в Ил-76, взлетают и летят домой. Красивая сцена. Бондарчук почти реабилитировал себя за тот групповой трах. Но что это?!
Оказывается, по самолету духи долбанули ракетой, самолет начал совершать экстренную посадку, шасси развалилось и самолет выехал прямо на кучу бочек с топливом. Налетели пожарные, заливающие пожар пеной водой, солдаты с носилками, зачем-то взлетели вертолеты... И это самая дорогая и самая неправдоподобная сцена в фильме, потому что отлично видно, что нарисована в неважном 3D.
А было ли так в жизни? Именно так - не было. А так, конечно, самолеты сбивали.
Впрочем, здесь явно имеется в виду случай в Кабуле в 1988 г., когда Стингер действительно чуть не подбил советский Ил-76 с призывниками. Зачем же тогда эта сцена? Ясно, зачем - показать ребятам: "Вам хана". Кстати, тепловые ловушки на корпусе самолетов, которые в реальности и сбивали курс "Стингерам", в фильме отсутствуют как факт. И вертолеты, разумеется, транспортники не сопровождают. Ну да ладно, кино-то художественное.
Итак, афганские позиции.
Ни грамма плагиата-2!
В арсенале Чугуну выдают оружие - легендарный пулемет ПКМ, положивший 8 духов и подорванный покойным пулеметчиком коммунистом, который стрелял без патронов. Чем уникален этот пулемет? А вот чем. Чугун говорит: "Да у него же дуло кривое!" ("дуло", пилять! ветром голову надуло, массаракш).
Советское оружие настолько сурово, что может стрелять даже в гнутом состоянии.
В ответ - бери чего дают и не рыпайся. Самое смешное здесь в том, что ПКМ не имеет охлаждения, поэтому специально сделан под сменные стволы. Но, конечно, здесь все в дефиците. Ну да ладно, кино-то художественное.
Пополнение разбирают. Часть уходит в 4-ю роту - остальные в 9-ю. А там сидят крутые альфа-самцы: Курбаши, какой-то мужик и прапорщик Хохол в лице самого БогданБондарчука. Почему-то без оселедца. Он приветствует вас, грязные вонючие гринго пополнение с прибытием в доблестную 9-ю роту и обещает им доломать все, что не доломали в учебке.
Несмотря на свои крики, Хохол не такой долбанутый как Пореченков. Кстати, он его даже знает. После некоторых разговоров Чугун признается Хохлу, что у него кривой фаллос пулемет. Хохол в ответ говорит: где, сука, этот интендант, я ему щас позвочник погну!!! печально, но ничего не поделаешь. Мол, видать, интендант загнал нормальный ствол врагу, а нам гнутый. О как. Нет, про сменные стволы тут точно никто не знает.
Ну, через три дня в боевой поход. Все едут на бронемашинах, старики рассказывают молодым, как тут дело обстоит. Позорят штабных, чмырят афганских союзников, все дела.
Конечно, афганская армия после вывода советских войск три года удерживала страну, отбив наступление моджахедов, поддержанное пакистанской армией, но в фильме ее все равно не будет, потому что она "позорная".
Заодно показывают ротного, который трижды приставлялся к ордену, но его всегда лишали, потому что он по пьяни штабному морду бил.
Опечатка в наколке рашн Рэмбо просто умиляет...
Колонна прибывает в дальний гарнизон, где полтора года сидят наши. В честь встречи бойцы сливают немного спирта и празднуют с местными. Один из гарнизонных, кавказец, интересуется, какую одежду носят женщины на гражданке. Ну, Джоконда ему вешает лапшу на уши, что на гражданке носят прозрачные юбки, развевающиеся при ходьбе. Садюга... Воображение так захватывает кавказца, что на попытки вмешаться в разговор одного украинца, он реагирует очень нервно. Заканчивается это взаимными обвинениями интернационалистов ("Хохол!" "Горный козел!") и дело чуть-чуть не доходит до драки. Но тут врываются бойцы и предлагают пойти на концерт - пострелять.
Все выбегают на улицу, один лысый боец кого-то узнает в прицеле ночного видения: "Ахмет! Ты что, еще живой? (далее непечатное): ****!!***!!***********!!!" Ахмет в ответ кричит (почему-то с кавказским акцентом), что он ему еще кишки рэзать, горло душить, мама-папа-бабушка-сестра-собака апать и т.д. Лысый боец, пробурчав: "Апалка не выросла", стреляет. Все стреляют по группе афганцев из калашей, пулеметов, СВД, а под конец пальнули даже из РПГ. Концерт окончен.
Как ни забавно, афганцы, которые были от солдат метрах в ста, не больше, явно не понесли потерь. Потому что на следующее утро, отойдя к ручью (в одиночку!) Чадов натыкается на Ахмета. Он наставляет на него ствол, но опытный афганец, почуяв салагу, завязывает с ним непринужденный разговор. И, подобрав нехитрый скарб каждого обычного афганца - сумку и АК-74 - уходит.
Но тут срабатывает тостер боксера Буча он поскальзывается на камне, и Чадов от неожиданности стреляет. Набегают солдаты, видят труп. Да, как-то неудобно получилось. Единственное, что хорошо - Ахмет все равно был опытный дух, уж троих завалил. Так что Чадову дают его четки, а труп минируют гранатой.
Колонна выезжает на дорогу, бойцы спускаются с машин и идут в горы. Там они щупают миноискателя местность, и Джоконда чуть не напарывается на мину. Его отзывает Бондарчук, который выдает глубокомысленную фразу: "Самая вредная мина. Сами сеем, сами и собираем" и подрывает ее камешком. Удивительно, но даже здесь авторы ухитрились лопухнуться. Нет чтобы взять стандартную ПМН, они зачем-то показали ПФН-1 - 40 грамм взрывчатки с самовзрывающимся детонатором. Такое от камня не сработает. Ну да ладно, кино-то художественное.
Потом они окапываются на той самой высоте под Хостом, где будет бой, становятся на ночлег. Ночью на них выходит группа своих, вышедших из боя. Среди них сам Серебряков! Старый знакомый! Но нашим парням интереснее Ряба, который тоже был в той схватке и единственный из кордона уцелел. Теперь он почему-то молчит и смотрит в одну точку. Вместо того, чтобы отослать его в госпиталь, его зачем-то оставляют у себя.
Той же ночью Стас засыпает в карауле. Понятно, это даром не проходит. Ему надевают мешок на голову и приволакивают к Хохлу, который избивает его до кровавых соплей - буквально. Ну, это чтобы он в карауле больше не спал. Спать он больше не будет, да и воевать... А, нет, выжил. Кстати, в 9-й роте вообще бьют больше, чем в "Взводе" и "Цельнометаллической оболочке" вместе взятых.
На следующее утро Джоконду подзывает Хохол и требует спички. Оказывается, что спичек нет у всей роты. Ну вот, бывает так. И Хохол, как последний дед, посылает Джоконду за спичками. Делать нечего, надо искать. К счастью, мимо проходил другой дед, афганский, и Джоконда жестами ему предложил обменять спички на консервы. Старик, говорящий на фарси, кое-как понимает, чего от него хотят и зовет за собой в кишлак. Лошара, конечно, ведется. Догадываетесь, что будет?)) Но таки нет, Джоконда все-таки выжил, хотя один слеповатый дедушка в кишлаке навел на него такого страху, что Джоконда несколько раз прошептал, вспомнив уроки капитана: "Харам, харам". Типа, я свинья, не ешь меня. Но все же ушел живой и даже спички принес. За это он получает похвалу Хохла. А от ротного - удар в печень. И три наряда вне очереди. Справедливо, тут не поспоришь.
Рота на горах охраняет колонну и пялится на нее вместо того, чтобы пялиться на горы. Это, разумеется, заканчивается плохо. С гор стреляют духи и подрывают грузовик. Начинается ожесточенный бой духов с колонной, в котором 9-я рота почему-то минуты две вообще не участвует, хотя стоит прямо тут же. Только когда режиссер взорвал достаточно железа, рота начинает палить из всего, что есть. Из укрытия зачем-то выбегает Ряба, который дико кричит и просит прекратить все это. Охуенно крутой ротный, трижды представленный к ордену, опускает автомат, оборачивается к бойцам и падает, пронзенный РПК... Бойцы идут в атаку, но хитрые афганцы прыгают в дырки в скале. Бросив им вслед учебную гранату Ф-1 характерного черного цвета, Хохол с парой бойцов прыгает им вслед, причем Чадов ухитрился по дороге посеять автомат. Внутри никого нет, так как духи испарились.
Тогда рота обыскивает кишлак. Она идет очень отважно, группой, чтобы легче было их подорвать гранатой. Стас ухитрился оторваться от группы, ходит, размахивая автоматом и наставляет его на афганского мальчика. Ну, мальчик неопасен, думает Стас, забыв заветы капитана, и отворачивается. Разумеется, его за это тут же прошивают пули. Врывается Лютый, кладет мальчика из автомата, рота в панике сама начинает палить куда попало, Хохол с трудом прекращает стрельбу. Тут все ВНЕЗАПНО вспоминают, что кишлак сейчас будут обрабатывать из "Градов", хватают Стаса и бегут. "Грады" взрывают кишлак к чертям, в чем им очень помогают бочки с бензином (судя по ярким взрывам, закопанные там). К счастью, там явно никто не погибает, кроме слепого дедушки, который сам виноват. Бойцы плачут над телом Стаса и эта скорбь мешает им даже догадаться отойти от кишлака больше, чем на 300 метров, где они стоят, потому что "Грады" работают по очень большим площадям и задеть им своих раз плюнуть.
Ничего не напоминает?
ВНЕЗАПНО наступает зима, потому что солдаты оказываются в зимних ушанках. Бойцы девятой роты воруют в грузовике колонны консервы, рассыпая половину по пути. Позади бойцы на БМП-2, увидев это, усмехаются и выпускают пару патронов в воздух, ну, чтобы не наглели. Самый жадный дед, с трудом удерживая консервы, выдает выстрелы из автомата с криком: "Я те постреляю, блядь!" В ответ БМП-2 наводит на него ствол и боец доблестной 9-й роты, наложив в штаны, бросается за бугорок.
Пацаны, хватит грабить корованы!
Хорошая сцена, жизненная. Чем теперь ее изгадит режиссер? Принеся консервы, бойцы беседуют, кто кем будет на гражданке. Чадов учился на педе, Джоконда ясно, Курбаши будет ветеринаром и только Хохол честно признается, что будет бухать до беспамятства. Ой, в смысле, пока не забудет все это. И ему веришь. Как не поверить прапорщику, который живет не отдельно, как положено, а с солдатами в одной палатке, ест с ними, пьет, ругается, играет в карты и посылает за спичками как последний дед?
Вскоре наступает Новый год. Бойцы готовят украшения, развешивают гирлянды из пулеметных лент, встречают переведенного к ним Пиночета, одевают зачем-то взятые в поход значки и медали - в общем, радость и веселье. Третий тост традиционно поднимается за погибших бойцов. За Рябу. За Стаса. За ротного. И многих других молодых пацанов, которые были выброшены из мирной реальности и пошли на эту трудную и жестокую войну.
Думаете, режиссеру все-таки не плевать на судьбы солдат, которых он показал?
Вопрос риторический...
Да-да, и это сразу после душещипательной сцены. Мастерство клипмейкера не пропьешь!
На следующее новогоднее утро Джонконда с непокрытой головой выходит в летние горы. Взяв автомат мольберт и карандаш. И тут сзади встают цепи людей в черных чалмах, которые стреляют в спину часовому. Ну, а сам виноват - чего сторожил подступы к высоте со стороны пропасти? Джоконда вскакивает, орет: "Духи", за что ему прицельно попадают в голову из калаша, точь-в-точь как он тогда в монету. Хреново сдох супер-снайпер, пострелял всего один раз, в бою у кишлака. Так же тихо и "незаметно" духи снимают и остальных часовых.
Начинается бой, в который душманы в черных халатах отважно идут цепями в шахматном порядке, жестоко атакуют под бой барабанов и под черным знаменем. С помощью пары РПГ им удается подбить советский пулемет НСВ с Анкой-пулеметчицей. Ну, а мин рота вообще не выставила по своей тупости. И теперь им придется туго - ведь это знаменитые "Черные аисты", суперкрутые наемники-моджахеды, обученные в иностранных лагерях, хорошо вооруженные, фанатичные до исступления. Говорят, они и в жизни наступали в полный рост, обдолбавшись анашой до бесчувствия.
Тут раздается свист, и Хохол орет: "Мины! Ложись!" Бойцы, как их учили в учебке, начинают спасаться от мины, убегая от нее по земле, прыгая между камнями как горные козлы и наконец прыгают в местные рытвины, распластавшись по земле скрючившись в комок. Связь не работает - поддержки не будет. В бинокль видно, что духи еще и боеприпасы догадались после начала атаки подтащить - теперь совсем худо.
Несмотря на пулеметы и автоматы, духи все-таки доходят до сопки и взрывают вьетнамским камикадзе штаб, как в фильме "Взвод" сцепляются с солдатами в рукопашку. Бойцы начинают бить их прикладами, штыками, касками, даже пулеметом с кривым стволом, который все-таки заело. Ну, и потом... стреляют из автоматов, которые, видимо, решают дело. Наконец, бой кончен. Всюду трупы, трупы, трупы...
А, не это во "Взводе" трупы, а у нас просто показано, как бойцы во главе с Хохлом сидят и отдыхают. Патронов мало, а духи скоро начнут стрелять гранатами, которые они берегли для колонны. Тут раздается голос душманов, которые предлагают русским сдаться. Отвечает Федор Бондарчук.
За это духи палят гранатами и вскоре убивают Хохла. Ибо не фиг! Опять атаки, стрельба, Чадова ранят и он подрывается гранатой, Чугун падает и стреляет уже мертвый. Увидев это, бойцы плюют на все и встают в полный рост, стреляя из пулеметов с рук. Даже Пиночет, пронзенный очередью, успевает придушить одного духа.
Лютый орет: офицеры остались? Офицеров нет. Как будто их раньше много было. За весь фильм - ни одного лейтенанта, сержанта или хотя бы старшины. Про политруков и не говорю. Бойцов тоже всего ничего: сам Лютый, дед-любитель-консервов и пять солдат. Ну, делать нечего, они дожидаются последней атаки, бросаются на духов, но тут, к счастью, прибывают наши вертушки, которые уничтожают духов. Точь-в-точь как в американских фильмах. Потому что в реальности авиацию задействовать так и не удалось.
Прибывший полковник Краско видит одинокого Лютого, который говорит, что рота выполнила боевой приказ и колонна может идти. Полковник говорит, что колонны не будет и войска уходят. Вот так, не предупредив. Связь же сломалась. Сцену орущего Лютого слабонервным лучше не показывать.
И вот наконец войска уходят. Лютый показан на башне БМП. За кадром его рассуждения: "Мы уходили. Мы победили, но мы уходили. Мы тогда много не знали. Не знали, что через два года страны, за которую мы воевали, не будет, и станет немодно носить награды несуществующей державы (?)" И после рассказа о судьбе Дыгалло и Белоснежки выясняется, что их просто забыли на той сопке.
О как. Ладно, не будем вспоминать, что бой 9-й роты был в январе 1988, а не 1989 г., когда последние бои проводились бесконтактным способом. Что это была часть операции по деблокированию Хоста, который был в душманской осаде еще с 1987 г., и оппозицией планировалось устроить в нем после взятия альтернативное кабульскому правительство. Что из 39 человек погибло пять, 29 ранены (один скончался), рота выдержала за 11 часов 12 атак, ее поддерживала артиллерия, командование, а в конце подошел разведвзвод. Что душманы понесли потери в 200-300 человек и только недостаток гранат и упорная оборона советских солдат помешали им взять высоту. Бог с ним. В конце концов в одном есть правда - через два года страны, за которую воевала 9-я рота, не стало. И войска ушли, хотя могли воевать и дальше.
КОНЕЦ
Любое кино имеет как художественный, так и "идеологический" смысл - степень отражения реальности. Начнем со второго. При написании поста я прочел кучу отзывов, в том числе от ветеранов Афгана. Надо сказать, что даже среди них нет единства: одни говорят, что такого быть не могло, другие говорят, что у них такое было. В итоге я пришел к выводу, что хотя ляпов там немало, большинство из них либо мелкие, либо неизвестны невоенным, либо могут быть нивелированы ссылкой на художественность: все эти пляшущие вертолеты, ходьба солдат гурьбой, нелепица финального боя. В конце концов, разве в фильмах про ВОВ все аутентично? Более того, большинство маловероятных эпизодов, типа кривого пулемета, по словам ветеранов, действительно были или могли быть. Пулемет якобы даже сейчас в музее.
Но меня волнует другое. Почему за весь фильм не произошло ничего хорошего? Ни одного доброго дела. Ни одного светлого момента. Одни истерики, кровь и безнадега. Солдаты - сборище каких-то блатарей и ботаников, которых все лупят, а командуют американизированные офицеры.
Случайно ли это? Нет, не случайно. То, что фильм полностью копирует фильмы про Вьетнам, "Взвод" и "Full Metall Jacket", не говорил только ленивый. Он копирует их не только по приемам и сюжету, но еще и по настроению. В эти фильмы была заложена идея осуждения войны, войны, ломающей и калечащей судьбы, неправой и бессмысленной. Но Бондарчук, копируя не без умения западные фильмы, забыл, что Афганистан - не Вьетнам. Да, война окончилась неудачно. Но была ли она аналогична американским войнам в бывших колониях всех мастей? Не буду отвечать на этот вопрос. Просто обращаю внимание: 93,2% жителей афганской провинции Кабул предпочли бы жить при «коммунистическом» режиме свергнутого моджахедами и убитого талибами доктора Наджибуллы: http://www.afghanistan.ru/doc/12110.html Почему? Об этом мнения самих афганцев: http://www.ferghana.ru/article.php?id=6188 http://shrrr.gorod.tomsk.ru/index-1294984876.php http://www.rg.ru/2011/03/11/afgantsy.html
При этом да, грязи и ужаса было чудовищно много, да и сама 9-я рота была не подарок. Но тогда почему бы не показать и кое-что пожестче? Например, желтуху и гепатит в таджикской учебке? Срочников, умирающих на пробежке из-за садистов-сержантов? Афганцев-наркоманов? И многое другое, что было в этой войне и что лучше и не знать? Все эти ужасы разрушаются одним. В отличие от американцев, принесших "демократию", мы реально строили больницы и школы, а не выращивали мак. Не потому что такие добрые, а потому что СССР был другим государством.
Если Бондарчуку хотелось показать ужасы войны, то почему не сделать бы это более тонко? Вспомните "Хронику пикирующего бомбардировщика", где летчики делают ликер из авиаспирта и бьют морды командирам. Но - это совсем другой уровень. Вспомните "Ногу", где из всех видов жестокого убийства был выбран самый "щадящий" для зрителя. Вспомните воспоминания ветеранов про любую войну, где все без прикрас, но за солдат никогда не стыдно. Почему это? Потому что выбран баланс между светлым и темным.
А Бондарчук сознательно искажал реальность в сторону большей "зрелищности" - можете убедиться, вот отзывы тех, кто читал первоначальный сценарий: http://warrax.net/85/9_goblin.html Причем искажал слегка, как бы "приемлемо". Да, были случаи, когда стреляли по самолетам с призывниками - но так и не сбили. Да, были походные жены, которые обслуживали по несколько человек - но групповой трах в учебке это из солдатских легенд. Да, были случаи, когда выдавали плохое оружие - но это объяснялось криворукостью интендантов, а не их воровством, за что их обычно наказывали.
Американские фильмы осуждали не только человеческую сторону войны, но, косвенно, и политический режим, который допустил это беззаконие. И на этом фоне стрельба в герб СССР и финальные слова совсем не случайны. Видимо, лишний раз о провал советского прошлого напомнить никогда не поздно.
С точки же зрения искусства фильм весьма неважен. У него нет сюжета, прописанных персонажей, характера, драматургии, серьезной актерской игры, и даже зрелищность удалась максимум на четверку. В попытках изобразить голливудский боевик и военную драму удалось кое-как вытянуть только первое, да и то на средний уровень. Много примитивных приемов начинающих режиссеров, снятых в слоу-мо и так далее. Короче, средний голливудский боевик. 6 из 10 с барского плеча я могу дать. Но только в виде подачки. И с большим подозрением, что то же самое мы увидим в "Сталинграде".