Обзор фильмов СССР про хулиганов и гопоту, часть седьмая и подведение итогов.

May 07, 2023 00:57

Кто стучится в дверь ко мне? (1982)



Режиссёр - Николай Скуйбин.

В ролях - С. Шакуров, В. Ливанов, В. Спиридонов, С. Тома, Т. Акулова.

Компашка старых друзей "под 40" что-то празднует дома у театрала (Шакуров) и его нервозной жены (Тома), как вдруг в квартиру вламывается молодая девушка Аля, говоря, что за ней гонятся гопники и просит помощи. Друзья по пьяни соглашаются, жёны недовольны, но что поделать, "а если бы вас так". Утром Шакуров с некоторым трудом избавляется от надоедливой Али, однако её дружбаны, гопниками и оказавшиеся, требуют с Шакурова и его жены адрес, тусуясь возле его подъезда, а потом и на угрозы переходя. Внутри компании из-за этого начинаются ссоры, ведь неизвестно, как поступить - адрес девушки у них есть (его "зачем-то" взял хирург Ливанов) и они разрываются - отдать гопникам адрес и не влезать в истории, или же как-то помочь девушке?

Это кино из разряда "а как бы поступил ты?" и внезапно я снова вынужден упомянуть Юрку Быкова и его редкий неплохой фильм на похожую тему "Жить", чутка артхаусный, но аналогичную проблему подымающий - можно пройти мимо и остаться живым, но со стыдом придумывать себе оправдания, можно - вступиться и сдохнуть или сесть в тюрьму и оправдываться уже перед друзьями на тему "нахрена я в это влез", а можно нихрена не делать, и будь что будет, но сидеть и бояться, а вместе с этим будет бояться твоя семья и товарищи.



Тема СТРАХА обывателей (типажи все разные - от простого актёра до серьёзного уважаемого директора института) перед криминалом показана прекрасно. Современный молодняк не поймёт, но мне об этом известно из уст моих бабушек и дедушек, с детства уберегавших от меня фразами "не связывайся, а то...". Жена актёра боится, что убьют всю семью и в страхе сама под конец начинает ломиться в квартире с криками "Помогите" ("а если бы вас так", да), чиновник - что обломятся нужные контакты и запомоится честь (при СССР этого боялись, да ещё как, вспоминаем анекдот про братьев - орденоносца и бандита "а кто твой брат"), остальные - что попадут в историю из-за неё. Отчасти страхи оправдываются - при попытке жён героев предупредить девушку старая бабка-колхозница обвиняет их в подельничестве и вызывает милицию, и сцена, когда толпа бабок обвиняет позорящими криками, выглядит прекрасно, именно так и было тогда, именно этим пугали меня, когда имели в виду "не связываться". Затем гопники угрожают поставить Шакурова на счётчик, ну а в конце, когда тот выясняет, что героиня сама та ещё шаболда, понаехавшая в поисках лёгкой жизни из е**ней сама связалась с бандой и стала у них наводчицей, а потом соскочила, обокрав как их, так и ту бабку, что ей квартиру сдавала - он всё же врубает рыцаря...

Обычно я ругаю чернушников за концовки русско-народные, Юрку тоже, но - ремейк этого фильма в современных декорациях я бы ему доверил (при условии что он не будет менять базовый основной сюжет) и если бы он снял концовку наподобие "Жить", получилось бы очень в тему и логично. Даже русско-народная концовка тоже смотрелась бы в тему, потому что ЛОГИЧНО блеать, здесь же пусть и реалистичный (такие случаи бывали), но хэппи энд. Увы, в фильме не без минусов:

1) Сцена угроз Шакурову. Я бы на его месте предложил бы объясниться с главарём гопоты с глазу на глаз и просто сказал бы - она скрылась и больше я её никогда не видал, честно-честно, слово пацана, а на последующие угрозы обратился бы к Спиридонову-суперначальнику и он с помощью связей уработал бы гопоту далеко и надолго. Шакуров же почему-то промолчал.

2) Фильм недлинный, но я бы его подсократил минут на 10.

3) Гопники оказались просто гопниками. Обычной тупой и наглой бандой вымогателей, такой же, как твои соседи-пацаны в 90-е. Я бы сделал их кем-нибудь посерьёзнее, урками, фарцовщиками или набирающими силу хадитакташевцами.

4) Девчонка как по мне персонаж слишком однозначный, как бы фильм ни пытался выставить её лучше. Обычная шаболда и воровка, которая кидает и подставляет всех, кто попадётся. Адрес я бы отдавать не стал, но и спасать бы не полез. Если бы они хотели заставить меня сопереживать - персонаж должен реально быть сложнее. И да, Акулова слишком взрослая для этой роли, она сыграла нормально, но эта взрослость бросается в глаза.

В остальном - ничего так. Смотреть можно, пообсуждать можно. ПС. Фильм ещё силён мелочами, деталями, которые не сразу бросаются в глаза. Момент в конце, например, с родителями этих гопников. Прям хорошо.

===================

Чучело (1983)



Режиссёр - Ролан Быков по сценарию и книге Владимира Железникова.

В ролях - Юрий Никулин, Кристина Орбакайте.

Завершить обзор (а может и серию всех таких обзоров, кто знает) нужно классикой, и так будет на этот раз. Ролан Быков любил остросоциальные и неудобные темы, потому фильмы и роли в проектах старался выбирать соответствующие, так было и в этот раз.

По сюжету, если кто не видел, в школу захолустного городка переводится Лена Бессольцева (Орбакайте), внучка местного придурковатого коллекционера (Юрий Никулин), чем-то напомнившего Платоновского Юшку. Внучка оказывается такой же чутка блаженной, и над ней с порога начинают глумиться - все, кроме двух: лоховатого Васильева и местого первого красавца Димы Сомова. Лена сразу же влюбляется в него, Сомов? Не понятно, может поиграться решил, а может недогерой очередной, который сам не знает, чего хочет. Однажды, когда класс должен был пойти то ли на урок, то ли на отработку, вламывается местный гопник-старшак и убеждает Сомова, а с ним и весь класс этот урок прогулять. Псевдоальфач и класс прогуливают, но при этом сам же и сдаёт весь класс - и наивная Лена берёт всю вину на себя. А дальше как в той забытой рекламе про "Пепси из учительской", Сомов преспокойно "соглашается" (хотя были ещё двое свидетелей, что под партой спрятались, что он училке всё и сдал, но они промолчали - потому что лох выбран и он им и должен оставаться), и все начинают жестоко травить новенькую. Травля вскоре доходит до апофигея: девочку и дедушку пытаются пугать в окно, крадут прямо из дома её платье и сжигают его, заманивают её и избивают НА ЛЮДЯХ (если приглядеться, во время погони и постовой стоял) и всячески преследуют.

Концовка - наивняк, малоправдоподобный и глуповатый, но многому учит и показывает, правда уже взрослому зрителю, что сильно уклоняет фильм в артхаус.

Нет, кино-то хорошее. Травля показана хоть и утрированно (как и всегда в кино), но правдоподобно. Типажи показаны правильно, я видел это и в своей школе, и в других, и со слов знакомых, с кем не учился, но кого знаю: тут вам и девочка-Наполеон-лидер класса, тут и быдло-качок; который втопчет любого по приказу альфачей; и первый красавЕц класса, на вид крутой, на деле лох и ссыкло; и шлюховатая шаболда, которая наглостью и "красотой" класс под себя ставит; и озлобленная еб***шка (я про дочь парикмахерши), которой родители забыли ремня прописать, а также заступник за лохушку, рыцарь в бумажных доспехах, который с криком "никогда" в попытке заступиться налетит на кулак, но никогда не догадается кивнуть головой в ментовке когда дойдёт до крайности. Типаж лохушки-идеалистки соблюдён как надо, и её приход в школу прекрасно показан, при том девочка ПОНИМАЕТ, что происходит, пусть и не сразу и почему её травят, тоже понятно через 10 минут.

Многие говорят - такого не бывает, "в моей школе не было". Я таких поздравляю либо с прокачкой вранья, либо с адекватами в учительской и директорской в их учебном заведении. Давайте теперь по деталям, что заметил я ещё, по порядку:

1) Фильм показывает причины проблемы, но не все. Да, девочку травят за то что её дед выглядит как бомж и ведёт себя как блаженный, а внучка повторяет. Такие и в полицию не заявят (что я бы сделал сразу после кражи платья и группового избиения), и сдачи не дадут, и к родителям с раз**бами не явятся (такое я видел много раз), и на улице с трубой в руке и старшим братом за спиной не выловят, всё реально, и травля с такими людьми, не убери их из коллектива вовремя, кончится страшно даже при самом адекватном классе, и не причём здесь "кто стучал, а кто нет", повод травить всегда будет. Но мало показали родителей, и мало - педагогический состав, обозначив только, что тупая училка, разбираясь с "женским счастьем", ВООБЩЕ не вникает в проблемы класса и поставить себя в нём не может - попробовали бы они похамить МОИМ учителям: двойка в журнал сразу, вызов родителей, на толпу на педсовет к заучам и делу конец, особенно - в 6-м классе, а не в 10-м, где, цитирую Николая Военкома, "мы себя дембелями чувствовали". Из родителей показали только деда-Никулина, да парикмахершу, которая дочку воспитать не может, да и всё. Не показано толком, на чём базируется сила Железной Кнопки - дерётся она плохо, ростом небольшая, а то что камень подняла, так он легко выбивается из руки, а затем следует пинок в голень с пыра (я так делал, да, как раз такой шлюхе в школе). У Кнопки не старшего брата-гопаря, её родители не показаны, в то время как в других фильмах (Дом с привидениями) подобное исправлено. Не показано, почему Лена переехала к дедушке. В другой школе её тоже били?

2) ВСЕ рецензенты забывают и о другом персонаже - бугае Витьке, с которого всё и началось. Взрослый мужик, который учит пацана живодёрить, внаглую вошёл на территорию школы, и ИМЕННО ОН заставил детей прогулять, стерев надпись с доски. После этого он пропал из фильма, но как и в других фильмах, хорошо обозначено, кто это - очередной Чмырь, ждущий ваших детей, сиделый урка, и именно живодёр, его "ученик", нихрена не исправился в конце, сказав реалистично "Ой дурааак!", когда дедушка передал все картины городу и школе.

3) Страшная музыка. И плюс и минус фильма, она делает просмотр тяжелее во всех смыслах. Думаю, стоило взять мелодии с другой тональностью, по ушам резала.

4) Актёрская игра - претензий нет. Жаль, что Кристина ушла в тень своей знаменитой матери; критики говорили про неё, что в ней есть собственный талант, проявившийся дважды - в "Чучеле" и после в песне "Грохот гравия", отличавшийся от её традиционного репертуара, но что есть, то есть. Замечу минус - она ближе к концу ходит с приподнятой головой, зачем был нужен этот пафос - я хз. Остальные дети тоже сыграли хорошо, и Ролан Быков чёткие типажи создал, даже базировав на реальном событии (Павла Санаева, сыгравшего "заступника", тоже гнобили в школе). Отмечу серьёзную роль Юрия Никулина, это была первая в своё время для меня при раннем просмотре такая его роль, что шокировало.

5) По поводу концовки - я не говорю, что она плохая, но говорю - наивняк. В реальности было бы так: предъявила бы Лена живодёру за живодёрство, в ответ бы услышала, "ну и чё?" под хохот всего класса. Дальше бы ей бы не дали договорить, никто бы не поверил ни ей, ни "свидетелям" стукачества, и травили бы её даже после - мажорику Диме сошло бы это с рук как нефиг делать (проставился бы бухлом на весь класс и знаменитыми "коробками конфет" для училки), а потом бы её сунули бы лицом в торт, распинали бы, закрыли бы в сортире, или облили бы водой, и на пинках спустили бы с лестницы. "Чучело, прости нас" - не будет такого, только если не заставят учителя в присутствии родителей Лены и сотрудника ДКМ, который сразу уведёт живодёра (он травил наглее всех, если что) в милицию за ухо. По фильму же, в итоге, девочка с дедушкой, пристыдив дарением картин (которые в реальной жизни при первой же реставрации школы и смене директора продадут, а на вырученные деньги купят директору тачку) школе, делают единственный правильный в таких случаях поступок - валят далеко и надолго. Дети же будут искать нового лоха (Кнопка уже вопила, кому дальше бойкоты наводить), и скорее всего, это будет "Заступник", а Сомов в худшем случае просто будет переведён подальше крутыми родаками.

6) Фильм следует штампам такого кино, многое перекликается как с будущими фильмами на эту тему, так и с прошлыми: мелкого роста почти карикатурные альфа-суки, мажоры в роли злодеев, живодёрство (вспомним-ка Белый Бим, Верный Руслан, Подсудимый, вышеупомянутые фильмы; в книгах тоже - "Суд да дело", "Великолепная шестёрка" Бориса Васильева - а всё потому что это ХОРОШО работает и пробирает!). Часть из них этот фильм создал, часть - берёт из предыдущих, часть - из реальной жизни. Благодаря Быкову они неплохо вплетены в фильм.

7) В фильме много подтекстов, скрытых и не очень, для СПГС простора много. Отсылы к Жанне Д'Арк, религиозные отсылки, к реальной жизни - всего хватает, но проблема в том что при первом просмотре не замечаешь, а второй раз из-за тяжести фильма смотреть не тянет.

Хорошее кино, но тяжёлое; оно должно заставить задуматься, его смотрят со взглядом Ролана Быкова из концовки этого фильма, в котором всё и читается.

===============================

Думаю, хватит. На обзор было много фильмов подобрано, но не все подошли (например, неплохой "Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова") - какие-то слишком длинные, а какие-то далеки от темы или абсурдны. Пора делать выводы.

* Первое - советское кино даже в перестройку в эту тему могло и умело, даже в самом стрёмном фильме (по типу "Убийцы") актёры как-то стараются, ситуации не сняты глянцево, а более-менее реалистично, и чем глубже в СССР, тем актёрка сильнее, особенно хорошо видно по детям. Ни один фильм или сериал современности и рядом не встанет с "Чучелом" или даже "Весенними Перевёртышами" по качеству исполнения и актёрке с режиссурой, а про сценарии я вообще молчу.

* Лица со светлыми головами, желающие бороться в школах и шарагах за всё хорошее против всего плохого, кося под крапивинских мальчиков... Научитесь драться хорошо для начала. Добро в нашем мире без кулаков не бывает. Без кулаков тебя замесят и быстро, загонят под шконарь парту и будешь до 11 класса там сидеть при похеризме учителей.

* Советское кино постоянно критиковало как СССР, так и совок, его обратную сторону, и что самое смешное - делало это ЛУЧШЕ чем наши говно-клюкводелы. Проблемы самообороны? "Средь бела дня". Проблемы школы? Почти весь этот обзор. Проблемы полезности комсомолов, пионерии и милиции? Тоже есть и очень много. Тему понимали, тему принимали, но не решали или решали плохо, отчего в 90-е вся эта шваль вышла на улицу и убивала людей официально.

* Но СССР не любил, когда его критикуют. Старшие родственники говорили, что и половины рассмотренных тут и в других разборах фильмов даже не видели, так как они шли третьим прокатом или вообще легли на полку, тот же "Мальчик со шпагой" Крапивина считается утраченным. Сколько ещё такого добра я не посмотрел? Многие фильмы я нашёл вообще случайно.

* Фильмы многое говорят нам, детям и родителям. Если ты не хочешь, чтобы твоих детей втаптывали, или чтобы они не стали чертями, как злодеи в этом кино, озаботься об этом ЗАРАНЕЕ. Во-первых, перестань выглядеть и вести себя как чмо или шизик, пусть даже и добрый - на примере "Чучела" ты сам видел, что будет, приведи в порядок себя и свои дела. Во-вторых, убедись что ты или твой сын умеет постоять за себя. Горящий взор прекрасно нивелируется, как я уже сказал, фугой под глазом и тушится слезами после обидных побоев (а следом и желание творить, работать и придумывать). В-третьих - беспокойся о своём сыне, его делах и воспитывай его. А то в окно выйдет или в тюрьму сядет. Считаешь, что нет? У нас только по Новосибирской области в день в среднем по 1-2 суицида в сутки.

* Часто, я упоминаю Юрия Быкова как отрицательный пример, надо объясниться. Почему-то он считается у нас культовым режиссёром, после смерти Балабанова занявшим (как он и его подсосы-обзорщики думают) его место. У Юрия в целом неплохие навыки съёмок, хорошие операторы, и неплохо выстроена остросюжетка и характеры. Но не умеет он ни в концовки, ни в логику, и по факту, все эти выверты чернушные в его кино - банальный эпатаж, чтобы зрителя уколоть, и чтобы среди либерды и чернухи прославиться, как в своё время сам Балабанов (под конец карьеры) и пытался, только вот у Юры есть проблема - Балабанов, прежде чем в грузы-200 уйти, снял три хороших фильма для зрителя, а не для себя (хотя как не для себя, и для себя, но только в денежном плане), а Юрий таким похвастаться не может (тут мне подсказывают про "Метод", но я его не видел). Известность его вышла на плечах агитировавших за него критиков, с которыми он или закорешился, или ИМХО банально им занёс, и как только Бэдкомедиан, самый главный его "фанат" раскритиковал его последние фильмы, да и либерду Юрий пропнул в "Спящих" (а либерда - основа его фанатов), куда-то известность запропала. Его фильмы хорошо приводить в сравнение с социальными трагедиями и драмами, в которые он пытается.

* Главное оружие гопоты - это страх. Ваш страх, и во всех обозреваемых фильмах это проходит красной нитью.

На этом я заканчиваю (временно или насовсем) разборы Советского и Перестроечного кино про хулиганов и гопоту и желаю вам не столкнуться с этими чертями вообще никогда. Смотрите хорошее кино и до новых встреч.

могли бы и лучше, золотой фонд

Previous post Next post
Up