Прибытие

Nov 17, 2016 01:59



Здравствуйте, товарищи.
Так сложилось (и это не фигура речи), что сегодня я расскажу вам о философско-фантастическом фильме Прибытие. Поехали.

Однако прежде чем приступить к пересказу, я должен сделать небольшое предисловие. Дело в том, что режиссер в течении всего фильма будет без видимой системы вставлять, скажем так, воспоминания главной героини - сцены семейной жизни, пейзажные зарисовки и тому подобное. Возможно, зритель будет заинтригован этими флэшбэками - но скорее сделает себе зарубку, что дальше будет Поворот Сюжета, и впредь будет относится к ним как к белому шуму. Режиссер, очевидно, надеялся на первый вариант, я же для гладкости повествования поступлю по второму и отсею для вас этот белый шум.

Итак, на землю прилетают 12 космических кораблей. Корабли зависают каждый в своей точке земного шара, в борту каждого из них есть люк, за которым пришельцы примерно два часа (больше нельзя по техническим причинам) в день ведут прием посетителей.



Человечество, включая, с некоторыми оговорками, Китай и Россию,



тут же начало осаждать их толпами всевозможных ученых, один из которых, точнее одна из которых - наша главная героиня, лингвист по имени Луиза.
Извините за скомканное изложение, но режиссер любит растягивать сцены.

По прилету на исследовательскую базу вблизи корабля начинается суровый переводческий быт.



Ученые еееееееедут к кораблю, залезаааааают в него, идуууууут по коридору...



...смооооотрят на пришельцев...
...а потом оказываются на базе и обсуждают, что это было.

На следующий день они берут с собой плакат с надписью HUMAN и снова еееееееедут к кораблю, залезаааааают в него, идуууууут по коридору, там показывают пришельцам плакат.





Пришельцы в ответ тоже выдают что-то графическое - и ученые два часа умиляются.
Стахановцы, млять.

Извините, честно не хотел скатываться в язвительный тон, но это оказалось выше моих сил.
Я понимаю, что как есть монотонную и кропотливую лингвистическую работу в фильм не засунешь, но есть мнение, что передать ее объемы и напряжение, необходимость постоянных перепроверок, когда, например, показываешь пришельцу картинку с мужчиной и женщиной и не знаешь, относится его ответ к нарисованным людям, их количеству, самой концепции нарисованности или он вообще движение твоих зрачков комментирует, а изображения на плоскости воспринимать не способен - вот это режиссер передать был просто обязан, а он даже не попытался.
В итоге ученые выглядят как дети на утреннике, тупее их только военные, после каждого чиха спрашивающие "а чего это, а зачем это?".

Нет, на словах что-то такое изобразить пытаются - героиня рассказывает старый анекдот про кенгуру, упоминает, что символы могут быть многозначны, а самые казалось бы базовые для нас понятия для пришельцев таковыми могут и не быть - но на деле накал идиотии нарастает:
Несколько дней спустя ученые в очередной раз стоят и показывают пришельцам таблички с текстом.
Работа идет медленно (что в свете уже показанного ничуть не удивляет), но тут на Главную Героиню накатывает и она срывает с себя защитный костюм.


Правильно, работа для лохов, публичное раздевание решает все проблемы! Коллеги в шоке, а героиня идет на пришельцев и прижимает ладонь к стеклу.

Млять. Дело даже не в том, что если они додумались попробовать что-то кроме табличек только сейчас и случайно - то это сборная имбецилов. Дело в том, что до этой команды в этом помещении побывала разведка, а за ними - инженеры, которые облапали эту прозрачную преграду всеми приличными способами, и реакция пришельцев на прикосновение к "стеклу" - это чуть ли не первое, о чем вы, псевдоученые, прочитали по прилету. И я не докапываюсь до мелочей - я констатирую, что эта сцена не про науку, а про Избранность.
Кто надеялся, что будет НФ про первый контакт - сочувствую.

Героиня тем временем улыбается и показывает табличку с надписью "Луиза" (не спрашивайте меня, почему после раздевания должно быть сразу понятно, что это ее имя - тут сам факт наличия у адресатов понятий "имя" или "одежда" под вопросом), пришельцев это проняло и двое из них что-то рисуют ей в ответ.


Ученые хором кричат, что это наверняка их имена, а не глагол "раздеваться" или "смотрите, оно линяет!", и бурно радуются "прорыву".
И эти люди рассказывали нам про кенгуру...

Следует вставка, где закадровый голос рассказывает о том, что в это время нормальные ученые смогли выяснить о пришельцах, языке и, предположительно, их мышлении. Рассказывает наглядно, атмосферно и интересно - эти четыре минуты лучшая часть фильма, говорю это без малейшей иронии.


А еще эта вставка отделяет условно "лингвистическую" половину фильма от условно "политической".

Если раньше жизнь на Земле присутствовала лишь на третьем плане в виде репортажей про панику на биржах, запрета на продажу оружия и страшных русских танков в телевизоре, то сейчас она выходит на первый план.
Нам прямо в лоб расскажут, что кто не доверяет президенту и желает нормального здравоохранения - дураки и паникеры, что русские бряцают оружием, а китайцы так и вовсе распоясались - главный китайский генерал узнал, что по предварительным данным пришельцы предлагают технологии и "явно что-то задумал". По улицам бегают религиозные фанатики и даже родственники военных на исследовательской базе во время телефонных разговоров почему-то захлебываются в истерике. Всемирная лодка раскачивается с единственной целью - добавить драмы.

Ученые протоптанной дорожкой бегут к кораблю, лезут в него и таки спрашивают "зачем вы прилетели?" Пришельцы рисуют ответ, и героиня тут же, не отходя от кассы, выдает однозначный перевод - "Оружие предлагаем!"
А в следующей сцене она уже твердит военным, что у этого слова на самом деле может быть еще десяток смыслов, а у фразы в целом и вовсе, слово "оружие" она наугад выбрала, так что не всё так однозначно...
...То есть вы поняли, да? Она даже собственному начальству, которое одной с ней расы, культуры и языка, и то внятно и однозначно изложить мысль не может - представьте, что она пришельцам несет!

Международная обстановка тут же накаляется - Китай и Россия прекращают трансляцию со своих исследовательских баз, остальные следуют их примеру и всемирный проект по исследованию пришельцев распадается на двенадцать локальных.


Главный китайский генерал и вовсе заявил, что от типов, которые пытаются продавать аборигенам оружие ничего хорошего ждать не следует - и это, на мой взгляд, вполне здравая мысль.

У героини же созрел план, столь же простой, сколь и гениальный - переспросить. Ну в самом деле, они тут для того, чтобы контактировать с пришельцами, пришельцы под боком, почему не задать им уточняющий вопрос? Ну хоть кто-то на планете за сутки до этого додумался.
Разумеется, переспрашивать в рабочем порядке никак нельзя - так драмы не будет. Только втихаря, самовольно, за пять минут до конца сеанса и без санкции от начальства.
"Что вы нам предлагаете?" - спрашивает героиня. Пришелец в ответ стуком подзыает ее к стеклу, косплеит с ней титаник...


Млять, кто бы мне объяснил, почему у них все "прорывы" происходят не в результате методичной работы научных коллективов, а потому что баба чего-то на психе отмочит?


В общем, пришельцы рисуют человекам целую стену текста, после чего сеанс прерывается.

Люди безуспешно пытаются прочитать это, пока их не осеняет, что это не текст а 1/12 текста! Казалось бы, какая связь с двенадцатью кораблями? Перспективы самые неясные, договорится никто ни с кем не может, накал драмы растет.


Китайский генерал гнет свою линию, что пришельцы явно задумали недоброе, предъявляет им ультиматум и призывает другие народы Земли присоединится и атаковать корабли пришельцев на своих территориях. И не считая сомнительности его источников информации, это вполне разумное...
...Нет, подождите, это разумно только по отдельности. Если ты хочешь выиграть гонку за инопланетными технологиями - логично прекратить трансляцию своим конкурентам, но тогда какой смысл бряцать оружием? А если ты хочешь объединить мир против коварных алиенов - то тебе нет смысла прерывать трансляцию, давая другим повод сделать то же самое и договориться с этими самыми алиенами втихаря.
Таки всемирная лодка раскачивается с единственной целью - добавить драмы.

Пока идет яростное обсуждение, наша героиня просто идет наружу и там ей с корабля пришельцев спускают челнок-переговорник.


Она входит в него, видит пришельцев и просит их сделать что-нибудь. Они ей отвечают про будущее, судьбу и потребность и... она их почти понимает. Почти.


Только когда она приходит в себя лежащей на земле, ее осеняет: сознание определяет бытие! А сознание задается мышлением, а мышление формируется языком!
Нет, это не бред, на этом построено немало хороших сеттингов, отнюдь не только фэнтезийных - но в этом фильме это значит, что кто знает язык пришельцев или просто рядом с ним постоял, тот становится клепаным пифием и видит прошлое и будущее.

Помните "флэшбэки", которые я упоминал в предисловии? Так вот, в этот момент случается очередной, на этот раз сюжетно важный - героиня видит себя в будущем, на банкете по поводу объединения человечества и к ней подходит тот самый китайский генерал. И говорит:


- Чтобы меня переубедить, ты должна позвонить мне и сказать предсмертные слова моей жены, так я всё пойму. Вот номер моей мобилы, слова жены сейчас надиктую, всё понятно?
- Ыыыыыыы...
- Ну и ладно, просто позвони, дальше я сам.
Мда. Где-то временной парадокс - издержка жанра, неизбежное зло, расплата за сценарные возможности, а тут он просто есть. Никак не привыкну, что это нынче модно.

Героиня тут же хватает телефон и начинает звонить генералу.


Тут же набегают солдаты и агенты, их долг пресечь утечку секретной, возможно, жизненно важной для их страны информации - но прерывать чужой телефонный разговор неприлично, поэтому они так и стояли, нагнетая драму, пока секретная лингвистка рапортовала китайцу.

Китаец не подвел - он сразу же открыл границы, примирил народы, вправил мозги, объединил разрозненные проекты и установил мир во всем мире. И еще успел время выбрать, чтобы найти героиню и через нее отправить самому себе в прошлое подсказку.
Не могу отделаться от мысли, что это он главный герой.

Сообща мир легко расшифровывает послание пришельцев и учит язык, который и есть та самая предлагаемая "технология" пришельцев, галактические ликбезники улетают с чувством выполненного долга, а героиня рожает ребенка и учит его говорить слова не только от начала до конца, но и от конца к началу и даже из серединки к краям. Хэппи Энд.
================================================================

"Прибытие" достаточно метко назвали "Интерстеллар без графона".
Оно также пытается быть научно-фантастическим фильмом об обычных, живых людях, вовлеченных в большие и важные события - и так же вместо науки в нем профанация, живость людей сводится к припадкам эмоциональности, а величие - к паузам и претенциозности. Управляют событиями не объективные процессы и субъективные мотивы, а авторский произвол, настолько откровенный и всеобъемлющий, что приходится напрямую легализовать его в сюжете. И это, осмелюсь утверждать, плохо.

А есть ли в этом фильме что-то хорошее? Ну, в общем-то да, хотя чтобы найти это мне понадобились некоторые усилия и помощь товарищей.
Если сделать акцент не на события фильма, а на те самые флэшбэки (которые, разумеется, на самом деле не флэшбэки) героини, то фильм оказывается неплохой философской драмой о том, как человек мучительно долго ощущал свое новое качество, как осознал его и как его принял. Для неискушенного в жанре зрителя сам концепт проживания всех моментов своей жизни одновременно может быть ценен уже своей новизной; а судьба женщины, которая разговаривает со своим будущим мужем - и вдруг понимает, почему он от нее ушел; которая растит дочь, заранее зная судьбу этой дочери, действительно может тронуть.
И трогало бы, не допусти режиссер очень распространенную ошибку. Ту самую, когда автор пишет, что "из-за жуткого катаклизма жизнь на Земле погибла и уцелел лишь один город, и в этом городе жила-была девочка...", а потом искренне удивляется, почему читателю плевать на девочку. Потому что если масштаб декораций превышает масштаб героя, спрос с них уже не как с декораций.

Фильм показывают в кинотеатрах и активно рекламируют, а значит, найдутся люди, сконцентрировавшиеся на том, что режиссер считал важным, и не придавшие значения тому, что режиссер важным не считал, найдутся просто по закону больших чисел. Эти люди получат удовольствие, а кто-то даже вообразит себя узревшим некий Глубинный Смысл.
Прочим посмотревшим фильм за деньги - мои соболезнования.

фонтаздика, свежачок, о грустном, стремительным домкратом, глубизна, фэйспалм, циничный пересказ

Previous post Next post
Up