Первый рассказ. Без названия.

Jan 27, 2014 05:38

Я сидел на подоконнике и с воодушевлением мял пальцем свежую мастику, которой отец недавно зашпатлевал окна. На дворе стояла ужасная жара и в полдень наша улица обычно пустовала. Вдруг я услышал, как басовито задрожали стёкла и в уши мне сладостно затарахтел фыркающий, замечательный звук мотора тяжёлого мотоцикла «Урал».



Это приехал мой дедушка. Меня как ветром сдуло с подоконника. Я в одну секунду очутился у ворот нашего дома. Дед уже снимал шлем (старая «арбузная корка» классика прошлого века). «О, кто меня встречает, мой тёзка» улыбнулся дед и водрузил свой шлем мне на голову: «Ну-ка, покарауль мотоцикл, а я к отцу твоему сбегаю». Шлем обладал тем особенным запахом, который словно кричит тебе, что владелец не ты. Ты не бреешься ещё и не брызгаешь на щёки одеколоном «Шипр», не имеешь седых волос, которые обрамляют дерматиновый воротник, не твоим потом пропах поролоновый подклад, да и сигареты тебе курить ещё рановато в неполные пять лет. Кроме этого он имел и свои, технические запахи. Устойчивый запах бензина, горелого масла и нежный, сладковатый запах клеенки, маячивший на заднем плане. Времени терять было нельзя. Дедушка мог укатить в любой момент. Я решил обследовать мотоцикл. Он был невероятно большой, горячий. Сиял изумрудной краской. Две отдельные седушки громоздились у него на спине. На передней (водительской) была большая удобная ручка обмотанная синей изолентой. На коляске сзади, было прикручено запасное колесо, под ним был небольшой багажник. Я знал это точно, оттуда дедушка однажды достал тент, что бы закрыть коляску от дождя. А ещё, на коляске был классный фонарь. Он был металлический, похожий на большое яйцо.

Передняя часть была из белого стекла с концентрическими кругами. Пристроившись на подножку, я дотянулся до рукоятки и попытался нажать на кнопку сигнала. Однако, зажигание было выключено и мотоцикл молчал. Я пощелкал какими-то тумблерами, покрутил ручку газа, она приятно щёлкала, когда я резко отпускал её. Мотоцикл пленял меня. Я ел его глазами, гладил сиденье, обжегся о цилиндр двигателя, коснувшись его коленкой. Тут за спиной раздался голос дедушки: «Ну, что не заводится мотоцикл?» Я отрицательно покачал головой: «Деда, я охранял мотоцикл, никто не подходил. Посигналь, пожалуйста». Дед, усмехнувшись, снял с меня свой шлем и водрузил себе на голову. Повозившись несколько секунд с застёжкой, он завел «Урал» с двух качков и несколько раз газанул для надежности. «Теперь можно сигналить, давай-ка сам. Не бойся он не поедет, я его держу!» напутствовал меня дед. Я протянул руку и с удовольствием нажал на кнопку, похожую на маленькую черную мишень. Тонкий, слегка гнусавый звук разнесся по улице, отражаясь от сверкающих окон.

Таким я запомнил своё первое знакомство с мотоциклом. Дед много раз меня катал на нём. Я мечтал, что когда вырасту, то буду ездить позади деда, а не в коляске и у меня будет свой шлем. По логике, всё, что есть у дедушек, становится потом собственностью внука. Возможно, так бы оно и было, если бы не переехали мы жить в другой город, не будь у дедушки троих сыновей, считая моего отца. Дед рано ушел из жизни. Все его вещи достались среднему и младшему сыну. Мой папа, из Белоруссии (куда мы перебрались) не стал посягать на Казахстанскую собственность своего отца, хоть и был самым старшим в роду. Так, мотоцикл в первый раз пролетел мимо меня.

Я подрастал, вместе со мной подрастала моя мечта. Я обращал внимание на любое двухколесное транспортное средство оснащенное двухтактным карбюраторным двигателем. Был ли это мопед или мотоцикл, моя голова неуклонно поворачивалась в ту сторону, откуда шел треск его мотора и глаза глядели туда до той поры, пока он не скрывался из виду, оставив после себя шлейф лёгкого, синеватого дыма. Я, по прежнему, отличал «Урал» от любого другого мотоцикла. Тут, в Белоруссии, их было мало. По дорогам колесили «МТ-Днепр», «Кассик» он же «К-750», остальные мотоциклы были мельче и звонче трещали. Самым противным звуком, на мой взгляд, тарахтел «Иж-Планета». Когда он проезжал мимо, мне казалось, что кто-то колотит барабанными палочками в пустое ведро. Натужно жужжали мотороллеры «Муравей», более приятно их братья «Тула», «Вятка», «Турист». «Восход» и «Минск» были уже ближе к мопедам и имели большую популярность у сельчан, за их относительно недорогую стоимость. А, выше названные мопеды закономерно делились на «двух скоростные» и «газовые». Газовые мопеды были низшей ступенью, с которой обычно и начиналось ознакомление с мототехникой многих пацанов. На вершине тогдашнего Советского пространства царствовали «Ява» и «Чезет». Каждый обладатель такого аппарата любил приврать, с какой космической скоростью он долетает из пункта - А, в пункт - Б. Хотя, спору нет, эти мотоциклы были шустрые и собрали, пожалуй, самую большую кровавую жатву в авариях, в то время. Падение с мотоцикла на скорости свыше ста километров в час ни к чему хорошему, ни приводило.

Так вот, отчаявшись мечтать об «Урале» или «Яве», я попробовал намекнуть родителям, что желаю мопед. Отец не любил технику. Даже велик мне купили ближе к пятому классу. Но, поскрипев, он сказал: «Ищи, кто продаст, новый дорого стоит». Весть разнеслась быстро. Мой приятель, Сергей, тут же нашел одноклассника, который уже готов был пересесть на что-то более солидное и расстаться со своей «газовой» «Ригой». Мы «забили стрелу». И вот, я уже прицениваюсь.

- Бери, не пожалеешь! Мы тросики все поменяли. Зажигание поставили новое, электронное. Поршневая тем летом менялась, ещё тянет будь здоров. Вдвоём приехали! Не каждый «газовый» двоих попрёт, это тебе не «Верховина» - пацаны из параллельного класса разливались соловьями, видя моё недоуменное лицо. Я ни черта не смыслил в технике.
- Что просите? - это был единственный вопрос, который я смог задать.
- Мы брали его за сто семьдесят девять рублей, ну и бери его за сто семьдесят.

Я нутром чуял подвох, но моя техническая безграмотность не позволяла мне торговаться. Что бы как-то прогнать возникшую неловкую паузу, я сказал, что посоветуюсь с отцом, он де, дал мне меньшую сумму. Отец, однако, не возражал. Но пока я решался на покупку, что-то изменилось в планах у пацанов и они сказали, что продадут мопед позже, ближе к концу лета.

Я немного успокоился, но и горькая нотка разочарования прослеживалась. Мне хотелось иметь «колёса», я уже морально вырос из «взрослика», хотелось «рассекать» на мопеде. Деньги были приготовлены, на них никто ни посягал. Месяц с небольшим, пролетели быстро и вскоре к моему двору прикатил один из продавцов. Он случайно ехал мимо, и я тормознул его. Попросил прокатиться. Виталя (так его звали) неохотно слез с седла. Я взгромоздился на мопед. Вид у него уже был не такой, как тогда более месяца назад. Его давно не мыли, на некогда белом баке, красовались следы от грязных, мазутных пальцев, стекло спидометра треснуло.

- Что надо делать? Как заводить?
- Переведи рычажок с красного деления, выжми сцепление и крутни педаль.

Двигатель заревел, когда я проделал нужные действия, по мне пошла мелкая вибрация и я, выкрутив ручку газа поехал вниз по улице. Если бы не рёв мотора, это было бы равносильно езде на велосипеде. Я попытался развернуться, но мопед был тяжелее велосипеда. Мне было не привычно и я неуклюже уперся в бордюр передним колесом. «Рига» тут же заглохла. Я заводил её снова и снова, но она не желала двигаться в гору. Даже когда я крутанул газ на полную и плавно выжал сцепление, мопед, судорожно дрогнув, умер. Тогда я грустно подумал, что не стану покупать такую технику. Откатив его вручную ко двору, я отдал его Виталику и выразил сомнение в том, что покупка состоится.

- Да чего ты расстроился? Я тебе сам поршневую поменяю, она червонец стоит!
- Ага, так до второй сотни и доберемся - съязвил я. Виталик прыгнул в седло, растолкал мопед ногами и покатил куда-то по своим делам. Моя младшая сестра, присутствовавшая здесь же, с любопытством наблюдала за мной.
- Ну, что, не будешь покупать?
- Нет, что-то он совсем не тянет. Сначала, вроде бы рванул, а в гору не тянет.
- Ха, так он тебя с горки толкал в багажник - рассмеялась сестра. Я горько ухмыльнулся. Да, до последнего хотели меня развести, великая вещь разумные опасения. Но, мечта опять прошла стороной.

Вскоре, после этого случая, к нам в гости заскочил дядя Костя. Он был мне дядя весьма условный, так, муж одной дальней родственницы. Он пригнал свою «планету» на прикол, был сарайчик у нас во дворе, в виде гаража. Я всю зиму заходил в этот сарай, ключ оставался у нас. Я быстро разобрался в назначении приборов. Ключ зажигания, дядя Костя оставил в замке, и я иногда включал ненадолго фару, поворотники, пикал сигналом. Аккумулятор видно был хороший, и его хватило на всю зиму для моих развлечений. Я, даже пытался завести мотоцикл, но сильно робел, и, в конце концов, оставил эти попытки. Весной Дядя Костя пришел с каким-то человеком, и они долго возились с его «Ижом». Перебрали мотор, по винтикам разобрали коробку. Когда они закончили, стали приходить другие люди. Они, однако, ничего уже не разбирали и ходили вокруг, смотрели, сетовали на облезший хром на ободьях колёс и проржавевшую коляску. Дядя Костя становился всё мрачнее. Однажды он в сердцах сказал мне: «Вот если его за сто пятьдесят рублей не купят, я его, Петька, тебе так отдам. Подарю, вот те крест!»
Нужно ли говорить, как я хотел, что бы этот «Иж» не купили. Как я с тревогой смотрел на каждого, кто приходил во двор и ждал, когда же у дяди Кости не выдержат нервы, и он мне его подарит. Но, и эта надежда обернулась прахом. Очередной купец остался доволен ценой, и они звонко хлопнули с Костей ладошами, завершая свой договор этим рукопожатием. Мотоцикл, в последний раз завелся на моем дворе, и моргнув выцветшим поворотником забрал мою очередную мечту с собой.

Близилось моё восемнадцатилетие. Это было значимое событие по двум причинам. Во первых, парень в таком возрасте уже готов к несению военной службы, во вторых, тогда каждого ребёнка страховали и в восемнадцать лет эта страховка размером в одну тысячу великолепных советских рублей выплачивалась единовременно застрахованному лицу. То есть, мне! Я не испытывал сомнений в том, как я их потрачу. Оставалась самая малость, выбрать мотоцикл. Я зачастил в магазин «Спорттовары». Там было много чего. Интересующий меня товар был расставлен в центре магазина в секции «Мото-вело». Я углубленно изучал ассортимент «мото», тут были и «МТ-Днепр» с приводом на коляску, и красавица «Ява», и трудяга «Муравей», а так же новинка сезона. Это была «Тула - вездеход для геологов». «Ява» сразу отпадала, она стоила одну тысячу пятьсот рублей. «Муравей» при всех своих достоинствах оцененных в семьсот пятьдесят рублей, не отвечал главному - скорость передвижения и комфорт езды. Барышню на таком катать не станешь. Оставались «Днепр» и «Тула». Тяжелый мотоцикл очень напоминал «Урал», но стоил дороговато, тысячу сто рублей, да и ТТХ были убийственные. Этот монстр с ведущей коляской потреблял бензина больше «Жигулей». Вот «Тула» мне приглянулась. У неё был хищный спортивный профиль. Задранное к верху, сплошное сиденье, стильный спортивный обтекатель, пластиковые щитки, невиданные ни на одном мотоцикле колёса повышенной проходимости доводили образ до совершенства. А возможность заводить его с ключа приводила в щенячий восторг. Цена меня тоже устраивала, девятьсот рублей ровно! Оставалась ещё сотня на карман. Но, на дворе был октябрь, а деньги у меня будут в январе. Ну, почему родился я так поздно!

Когда хочешь чего-то очень сильно, кажется, что это есть у всех кроме тебя! Многие мои одноклассники уже успели трижды сменить своих стальных коней. Я ходил к ним в гаражи. Мы часами ковырялись в их мотоциклах. У меня всегда было интуитивное чутьё к механике, если я что-то разбирал, то обязательно собирал всё обратно и после этого, не оставалось лишних деталей. Однажды, даже был курьёзный случай. Мы собрались в гараже у Серёги. Ну, гараж был его отца, но мотоциклы мы там курочили разные. Сергей мучился со сцеплением своей белой «Явы», я и ещё пара пацанов, точили лясы. Изредка кто ни будь из нас, пытался давать советы, но Серёга отмахивался и только просил подать ему какой либо инструмент. Тут в гараж зашёл не знакомый мне парень с карбюратором от какого-то мотоцикла в руках.

- Ребята, не поможете? Я тут к дядьке нагрянул на своём «Кассике», а у меня игла залегла. Заливает, хоть плачь.
- Ну, и чего там сложного - это Серёга поднялся от своего коня.
- Да, вроде не сложно, а вот собрал и не заводится.
Ребята взялись за дело. На верстак постелили чистую ветошь, за тем разобрали корпус карба. Всё в нём, на первый взгляд, было пучком. Чисто, аккуратно, в камере был бензин. Я заинтересованно смотрел, как ребята чешут в затылках. Первым не выдержал Генка.
- Ты больше ничего не трогал, только иглу сменил?
- Да.
- Тогда собирай назад, должно работать!
- Так не работает же!
- Собирай, говорю, с тобой пойду, не верю.

Вернулись они через полчаса, прикатив с собой злополучный «Кассик». Потом снова снимали карб, и опять всё с начала. Мотоцикл молчал. Мотор даже не чихнул, свечи были абсолютно сухи. Решили обратиться за помощью к Юре. Он был постарше нашего, и у него был «Днепр». Но он отмахнулся от нас и куда-то спешно уехал. Тогда, когда все уже отчаялись и сели по углам грызть семечки из подсолнуха, данного нам за труды этим незнакомым парнем, я решил посмотреть на карбюратор своим, не профессиональным глазом. Я не тешил себя иллюзиями, просто было интересно. Парень безучастно смотрел, как я кручу верхнюю часть карбюратора в руках. А мне бросилось в глаза, что собрать можно эти части, верхнюю и нижнюю, хоть развернув их в противоположные стороны, так они похожи. Я стал искать отличие, как в старых журналах «найди три отличия», и нашел. Тихо засмеявшись, я повернул верхнюю часть карба против часовой стрелки и совместил какие-то выемки, затем затянул болты.

- Ставь свой карб и заводи.
- Ты чего, прикалываешься?
- Ну, чего трудно, что ли? - в ответ послышался тоскливый мат. Но карб поставили и … Мотик завелся после прокачки, сразу. Я ещё долго объяснял, что чувак попутал стороны верхней части местами, а корпус так сдавил болтами, что отпечаток выдавил в нижней части прокладки и половинки сошлись. Ну, иначе я не мог объяснить, ведь я ничего не смыслил в карбюраторах.

И вот, наконец, долгожданный январь. Мне торжественно вручили сертификат на одну тысячу рублей. Руки чесались обналичить всё и бежать в магазин. Я так и сделал. Мотоциклы были, но «Тула» отсутствовала. Родители опять посоветовали положить деньги на книжку.

- Вернешься со службы, может, понадобятся - говорила мать - может, женишься сразу.

На службу я пошел с отсрочкой. Дали время доучится в ПТУ. Забрали только осенью. До этого времени, я успел получить права, правда на вождение автомобиля, и заработать ещё пятьсот рублей. И в голове созрела идея, а не замахнуться ли мне, собственно, на двенадцативольтовую красавицу «Яву». С заработанными деньгами и теми, что были на книжке, у меня получалась нужная сумма. Но, опять стали ныть родители, да и я резонно предположил, что куплю, а мотоцикл два года будет стоять в сарае. Я наступил на горло своей мечте и положил на книжку ещё пятьсот рублей. Шёл одна тысяча девятьсот девяностый год.

Потом - развал Союза, дефолт, кризис, «либерализация цен», думаю, всем понятно, во что превратились мои деньги после службы? Да, я на эти полторы тысячи не смог купить долбанный сникерс, когда вернулся из армии! Сберкнижка до сих пор валяется где-то у меня в тумбочке, как памятник собственной тупости! Вновь моя мечта мигнула поворотным огнём и скрылась за углом.

Прошло пару лет, я женился, появились другие нужды, мечта о мотоцикле так и оставалась мечтой. Но, однажды мне улыбнулась удача. В юности я дружил с одной девушкой, мы и сейчас дружим. Она живет в Сибири, а я в Белоруссии. И она однажды в мой день рождения подарила мне мотоцикл «ИЖ», двухцилиндрового красавца, красного цвета. Отменный дизайн, шикарные легкосплавные диски, я был рад, как ребёнок. Вот только одно обстоятельство меня угнетало, это был сувенирный мотоцикл. Точная копия в прозрачном плексигласовом боксе. Зато он был мой.

Первый. Единственный.

жрите снег, новичкам, попиздеть, мотоконкурс

Previous post Next post
Up