Обсуждаем электромобиль. Илон Маск и Тесла.

May 28, 2016 11:07



st.motortrend.com

Всем доброго утра. На днях один из читателей прислал большую статью о проектах Илона Маска. Честно говоря, несколько дней она не давала покоя. Пытаюсь написать статью, но для этого требуется собрать материал и сделать кое-какие расчёты, от которых я в дальнейшем отказался в силу их нереальности.

Проблема в том, что как сторонники, так и противники оперируют определенными цифрами (каждый в свою сторону), которые, по сути, использовать не получится. Обсуждаемая статья написана с намеком на какой-то анализ. С другой, если разобраться, гроша ломанного не стоит. Господа, понять не могу, к чему тут политика, когда мы обсуждаем ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ или другие чисто технические проекты? Не очень понятен и смысл самой статьи. К чему она была написана? Где здесь место России?

Прихожу в институт Европы со своей работой. Человек посмотрел, почитал и говорит: «Это все хорошо и правильно, но где тут место России? Почему ничего нет о России в данном аспекте? Идите, дописывайте главу.»

Мне эти слова запомнились на всю жизнь. И это одна из причин, почему не просто делюсь опытом Швейцарии, но пытаюсь собрать ту модель, которая может быть полезна РФ.


www.arch2o.com BMW i3

В статье высказывается определенный уровень недоверия к проектам Маска. Мол, ничего он не сделал, все это профанация и вообще Тесла наносит окружающей среде больший вред, нежели автомобили с ДВС.  Мы видим манипуляцию с именами знаменитых реальных и вымышленных персонажей, попытку втянуть политику и т.д. Зачем?

Не стану обсуждать Hyperloop One или домашний аккумулятор Tesla в силу отсутствия интереса к данным проектам с моей стороны. Езда в трубе на самом деле в разряде моих ценностей находится в самом низу. Почему? Человек не видит окружающий мир, он визуально не контактирует с ним. Это весьма деструктивно с точки зрения психологии и отношения к своей земле. Да, я понимаю, что скорости высокие, но человек должен иметь связь со своей землей, он должен её видеть и знать. Это один из секретов Швейцарии. Причастность человека к окружающему миру. Метро или Hyperloop не могут этого дать.

Метро это своего рода проект автомобильного лобби по перемещению основного транспортного потока с глаз долой. Пустынные и широкие проспекты для машин, а место под землей для людей. Это Ашхабад и мечта лобби в Омске или Москве. Этого быть не должно, человек должен жить своим городом и землей, через которую передвигается. В противном случае всякая работа не имеет смысла.

По этой причине езда на поверхности в трубе для меня не представляет никакого интереса. Что там в США меня мало волнует, я уже неоднократно говорил. Опыт США во многом был и остается вредным для России, так как США не являлись и не являются синонимом качества, высших технологий и стандартов в области человекоориентированной и безопасной улично-дорожной сети, планировке городов, транспортной системе и ЖКХ.

Догоняя США, мы всегда отстаем от мира. Догонять надо тех, кто владеет хай тек в данных сферах, кто достиг высшей ступени эффективности и успеха.



blog.e.stations.de BMW i3

С другой стороны глупостью является сравнение Илона Маска с Остапом Бендером. У него есть рабочий электромобиль. Он его производит. Он весьма популярен. А у нас есть Прохоров и Фоменко. Есть Ё-мобиль и Маруся. Изначально говорил, что технология первого и второго это тупик. Никому они не нужны будут. Была надежда на первый, но и она рухнула. Со вторым изначально был настроен лишь критично, противопоставляя его Тесле. Надо было создавать лучше Теслы! И кого мы теперь будем учить? Кого будем называть Остапом Бендером?


flickr com Bas Fransen

Тесла звезд с неба не хватает по многим вещам, но это не мешает её быть настоящим прорывом и звездой среди личного транспорта. Сегодня говорить о финансовых результатах несерьезно, так как идет вложение в производство.

Что плохого в Тесле? Тоже что и в обычных американских автомобилях, благодаря чему они проиграли конкуренцию японцам и немцам. Качество дизайна, интерьер, более низкий технологический уровень и т.д. Если абстрагироваться от платформы, то Тесла представляет собой хороший европейский автомобиль начала 00-х. Конечно, есть вопросы с обслуживанием. Цена на него вызывает большие вопросы.

Есть еще знаменитые истории с одним эпатажным украинцем, который не мог собрать Теслу из битого конструктора. Но тут вопрос философский. Срабатывание подушек, по меркам развитых стран, это финиш в истории автомобиля. Многие дилерские центры Швейцарии не имеют своего кузовного цеха. От таких машин избавляются. Хотя, например, в Москве могут собрать машинку весьма качественно.

В остальном Тесла это шедевр. Легкий алюминиевый кузов, огромный запас хода. За этим будущее и настоящее. Электромобиль Тесла - это первопроходец. Миром будет править тот концерн, который соединит великолепный дизайн и качество материалов БМВ или Мерседесов 2016-2017 модельного ряда с возможностями Тесла и адекватной ценой, в кузове бизнес класс.



blogspot.com

Автор статьи приводит в пример недорогие китайские электромобили. Чудесно. И где они на мировом рынке? Или с ними не совсем все гладко? Создать ведро с болтами не хитрое дело. Создать востребованный на мировом рынке продукт из безопасных материалов это уже совсем другая история. Помните, как влетели при поставке асбестовых автомобилей в Австралию? Потом признавали свою «ошибку».

Почему в любой статье о технологиях и мировом успехе всегда приводят лишь американцев? Что это за культ личности? Для меня авторитетом является не Стив Джобс, а швейцарец  испанского происхождения Петер Шпулер.



dzerzhinsk.by

Это лучший промышленник из тех, которых я знаю. Он создал настоящий хай тек из маленького семейного предприятия благодаря своей воле, характеру и качественному швейцарскому образованию. Он это сделал на фоне тотального отсутствия поддержки со стороны собственной страны, ведь его компания на начальном этапе проиграла крупный тендер государственному монополисту Stadler Rail. Но он после этого сделал хай тек и выиграл другой тендер, завоевал весь мир в сфере качества и технологий в области ЖД без кредитов и дотаций. Строит заводы по всему миру как заправский пекарь элитной кондитерской Шпрюнгли на Банофштрассе в Цюрихе.

Господа, да вы ему должны стоя аплодировать! 4-5 таких патриотов промышленников в России и вы не узнаете свою страну, гарантирую.

Продукцию Apple может позволить себе не каждый. Но пользоваться дорогим высококачественным хай тек транспортом Штадлера может каждый. Продукция завода меняет окружающий мир. Айфон не меняет. Электричка меняет. Понимаете разницу в созидании?

Что касается Стива Джобса и брендов. Давайте признаемся честно. Покупают все же не марку, а продукт. Как только завод начинает халтурить, сворачивает НИОКР, производ хлам, его никто не покупает. История промышленности знает огромное количество примеров. Хлам никому не нужен, запомните это. Исчезали светила мирового автомобилестроения, лидеры среди электроники.

Джобс создал продукт, который удобен. И уже его разработку скопировали другие. До, привычного нам, смартфона у меня был Sony Clie. Это был прорыв и начало эпохи. Начало нулевых. Первый айфон вышел только через 7 лет. Сони нащупала сектор, но не смогла развить дальше. Через несколько лет нужно было подготовить новый продукт, но они этого не сделали. Они не внедрили в устройство телефон. Все остальное уже было. Навигация, интернет, почтовый клиент, хорошая камера, снимавшая фото и видео и т.д. В начале нулевых люди уже в дороге работали с почтовыми клиентами и использовали интернет в дороге на предшественниках современных смартфонов. Джобс пошел дальше. Кроме того он создал прочное и монолитное устройство, которому не требуется стилус.

Почему iPhone сегодня держат пальму первенства и притягивают людей?  Говорят бренд. Нет.

Оправдание брендом свойственно деградантам, бракоделам и ленивцам, которые хотят получать дегкие деньги за работу нелегального туалета, мойки и шаурмы.

Несмотря на то, что сегодня другие компании, в том числе чисто китайские, достигли огромного прорыва в технической части, они не сделали другого. Честно, я не понимаю зачем платить огромные деньги за айфон, когда китайцы делают аналогичный алюминиевый корпус с красивым экраном за 10 тыс рублей великолепного качества. Мне очень нравятся эти смартфоны, что еще может быть лучше. И всего за 10-15 тысяч. Но признаюсь честно, увы, айфоновский иОС гораздо удобнее, чем наш Андроид! После Андроида работать даже в магазине с первого раза с иОС гораздо проще. Операции копирования и т.д. выполняются крайне просто. Все логично и понятно.

Это вопрос удобства и ориентированности к пользователю.  На мой взгляд, как только будет возможность поставить иОС на такую машину, продажи Эппла рухнут.

Вернемся к электромобилю Тесла. Прилично завис с попыткой разобраться в электропотреблении при производстве бензина и дизельного топлива, в том числе в немецком интернете. Дело в том, что стороны приводят цифры от 0,09 до 5 кВт⋅ч на 1 литр бензина.

Примерно такое могут писать противники безопасной для человека среды и движения вперед:

«Утверждают, что на производство бензина требуется «до 5 кВт-ч на литр». При таком раскладе замещение традиционного транспорта электрическим выглядит полностью оправданным. Но в действительности на 1 л бензина тратится «немного» меньше - 0,09 кВт-ч (на дизтопливо - 0,1 кВт-ч).»
http://www.ng.ru/ng_energiya/2014-01-14/12_soyuz.html

В действительности все намного сложнее и реальных цифр на руках нет. У кого руки чешутся, могут самостоятельно «попробовать» подсчитать эти цифры.



st.automobilemag.com Предполагаемый дизайн нового электромобиля BMW линейки i.

Это сделать весьма проблематично в силу многих факторов. Поэтому открытых цифр нет ни в России, ни в Германии, ни в США! Но потребление электричества вряд ли будет большим. Всё что нужно знать о производстве и вреде при производстве электричество, очень хорошо завуалировано в этом годовом отчете немецкой компании на странице 12, 13. Смотрим, что у нас на входе требуется и что получается на выходе со всеми вытекающими... И думаем, что со всем этим делать.

http://www.bayernoil.de/fileadmin/downloadpool/Broschuere/2015_Umwelterklaerung.pdf

Далее вернемся к обсуждаемой статье.

«Второй миф про экологичность Теслы - это то, что электрокары снижают выбросы CO2. Нет, выбросы лишь увеличиваются. Разрушение этого мифа крайне опасно для Теслы - во-первых в исследовании по ссылке оказывается, что потребление мощности в рекламе сильно занижается (почти в 2 раза), во-вторых из-за того, что на создание нужного электричества тратится много топлива, теряется смысл “зелёных” дотаций - а без них и так убыточная Тесла будет совсем плохо себя чувствовать. Поэтому идёт массовая кампания “ой да ерунда всё это какая разница главное что не дымит”. То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее ТЭС - умалчивается.»

На неподготовленного человека этот пассаж должен произвести впечатления. Но мы любопытные, переходим по ссылке, указанной в статье.


www.mopo.de

Речь у нас о Китае. А в Китае, как известно, не действуют правила логики и здравого смысла. Надо что-то производить? Значит, будут производить и гадить. Я не хочу, чтобы в России гадили. Какое отношение Китай вообще имеет к Тесле, я слабо себе представляю. Все вопросы по выбросам китайских ТЭЦ и заводов к китайцам. Увы, малообразованными гражданами пытаются, таким образом, манипулировать. Адекватные ТЭЦ, даже сжигающие уголь всегда будут чище, чем автомобиль, чадящий перед вашими окнами. Я этот вопрос уже подробно разбирал в большой работе по троллейбусам. Думаю, любой профессор КСЕ подтвердит. По ссылке есть данные мосэкомониторинга. Так что берегитесь, когда вам подмахивают цифры по Китаю.

Ведь даже у нас в России уже есть модернизированные швейцарцами угольные ТЭЦ. И они будут становиться чище. И угольные ТЭЦ на самом деле далеко не единственный источник электроэнергии. В Москве это вообще не аргумент. Поэтому сами делайте выводы о «вреде» электромобилей.  И даже в Китае альтернатива идет семимильными шагами. Стоит ли мне кидать ссылки по альтернативе Китая?

Хочется еще раз задать вопрос автору. Уберем политику из статьи и спросим, а где место России в данном секторе? Быть вечной бензоколонкой работающей за подачки развитых стран? Меня этот подход не устраивает. Противники Теслы озвучивают зачастую и логичные недостатки. Так давайте подключим Россию к решению этих проблем. У нас же есть ученые, конструктора, НИИ и КБ. Пусть они доработают эти технологии. Ведь сегодня сектор открыт. Пожалуйста. Нужна работа над сроком службы и емкостью аккумуляторов, повышение КПД альтернативной энергетики.

Своё разрушили? Хорошо. Приглашайте ETH, профессоров, конструкторов, инженеров, создавайте политехи. В чём проблема? Опять надо, чтобы дядя ложечку с баландой поднес ко рту?

На текущий момент этими проблемами занимаются в развитых странах и Китае. Потихоньку идут вперед, совершенствуют и оттачивают мастерство, внедряют. Рынок открыт для стран с переходной экономикой, в том числе и России! Конструируйте, создавайте! Это я к тому говорю, чтобы не получилось как обычно, когда потом будут говорить: «Рынок уже поделен, нас не пускают мировые компании» и прочие попытки оправдать свою лень, малограмотность и нежелание заниматься созиданием.

И напоследок новости по баварцам.

С уважением, Александр Мостовой

экономика, электромобиль, экспорт

Previous post Next post
Up