АП и РП

Feb 01, 2011 11:27

Авторская песня и ролевая песня в настоящее время сосуществуют в одном культурном пространстве, пользуются схожим формальным методом, временами делят между собой зрителя. Некоторые авторы и исполнители РП появляются на фестивалях АП, хотя по большей части встречают там довольно прохладный прием. В результате, может сложиться (и часто складывается) ( Read more... )

Leave a comment

Comments 35

u_grin February 1 2011, 12:52:22 UTC
во-первых - с возвращением! Забавно: не дале как вчера, грустно ностальгируя о временах не столь давних, но уже ушедших, я вспоминал и Вас: "вот и moskvoshvej куда-то пропал, и, видимо, навсегда..." Ан вот он Вы:)))
во-вторых: пара слов "от первоисточника". Как одному из модераторов сообщества bards_ru, мне регулярно случается сталкиваться с этим вопросом - относится или не относится данный конкретный анонс к АП, то есть - к тематике сообщества - это немаловажный нюанс, что к тематике, а не к АП-жанру с т.з. того или иного или третьего знатока ( ... )

Reply


u_grin February 1 2011, 12:56:32 UTC
и вдогонку:
а не хотите ли, дорогой редкий гость, перепостить этот текст в bards_ru? А то все анонсы да анонсы...

Reply

moskvoshvej February 1 2011, 16:00:18 UTC
Здравствуйте, Сергей!
Нет, не хочу. Материал касается двух песенных направлений, поэтому не хочется размещать его целиком в комьюнити, посвященном одному из них. Пусть будет здесь, а в bards_ru разместим анонс.
К третьему слову. АП, разумеется, за пятьдесят лет расслоилась (я бы сказал все-таки: освоила новое пространство). Но мне пока трудно поверить в то, что некоторые ее направления отстоят друг от друга дальше, чем, например, АП и РП. Я допускаю ситуативные частности, однако в процесс поверить что-то не могу. Короче, примеры в студию!

Reply

u_grin February 1 2011, 16:36:33 UTC
это серьезный и долгий разговор, предваряемый серьезным исследованием, на которое пока у меня нет ни времени ни сил. Так что - будем надеяться на будущее!
а анонса - жду!

Reply

Хоть не Сергей, но alural February 1 2011, 16:38:50 UTC
попробую. Например, расслоение АП на "лесную" == самодеятельнаю и "филармоническую" == профессиональную. (Все названия условны)
Вот, две песенки, которые, кроме текста :) на который они написаны, объединяет только скверная запись.

Reply


ylores February 2 2011, 05:42:47 UTC
Здравствуйте, moskvoshvej! С интересом прочитал Вашу статью. Спасибо!
Спорный для меня момент возник только в одном месте, в самом начале:
"... авторы первых образцов АП, РП (да и рок-авторы тоже) ... не могли сразу взяться за оркестровки своих песен, и потому пользовались самым простым и в то же время самым распространенным инструментом - гитарой."
В.Высоцкий говорил о том, что никогда в концертах не пользовался оркестровым сопровождением и не собирается этого делать, потому что основной смысл АП - диалог один на один с аудиторией, личное общение. Другое дело - записи, в отсутствие живого, сиюминутного контакта для него возникал вакуум, пустота, тишина, которую хотелось заполнить. Так возникли оркестровки.
Насколько мне известно, так ощущали себя практически все "авторы первых образцов АП".

Reply

moskvoshvej February 2 2011, 16:49:19 UTC
Спасибо, Юрий, за комментарий!
Я описал различные формы бытования АП (не только сценические), стремясь показать их несводимость к методу. Что до диалога, который стремились поддерживать многие родоначальники "жанра", то здесь может возникнуть любопытный разговор. Такой разговор выходт за рамки заявленной в статье темы, но если он где-либо произойдет - мне будет интересно.

Reply

ylores February 3 2011, 05:01:39 UTC
"Я описал различные формы бытования АП (не только сценические), стремясь показать их несводимость к методу."
Я с Вами абсолютно согласен о несводимости к методу, если говорить обо всем массиве песен, воспринимаемых сообществом АП (КСП) как "наша авторская". Но это социальная, а не жанровая составляющая. Впрочем, именно так Вы и рассматриваете АП и РП в статье, поэтому никаких возражений здесь нет.
Я говорю только о том, что никаких мыслей об оркестровках во времена первых образцов
АП у авторов не возникало. И сцена тут ни при чем. Петь под оркестр на кухне или у костра и вовсе странно.:)
А вот диалог имеет отношение к методу, который можно-таки усмотреть, если социальную составляющую не брать в расчет. Впрочем, это к Вашей статье действительно не имеет отношения. Еще раз спасибо!

Reply


verrrka February 2 2011, 07:37:36 UTC
Я пожалуй поспорю вот с этим утверждением: "Не случайно, кстати, РП не восприняла практически ничего из АП; и, что особенно интересно, даже то, что абсолютно подходило ей по тематике."(с)

Не далее, как года четыре назад ко мне на Грушинке подходил длинноволосый юноша и со слезами на глазах пенял: "Как вам не стыдно присваивать себе наши ролевые песни!"Изольда", "Светлая полоска" и "Иерусалим" у нас поются уже много лет, это классика! А вы выходите и поёте, как будто вы их сочинили!"
Может быть, конечно, это был какой-нибудь непродвинутый в РП юноша, и сильно преувеличивал значение названных песен для движения - но факт остаётся фактом, - был такой разговор.

Reply

moskvoshvej February 2 2011, 16:57:46 UTC
Я Вам, Вера, одну умную вещь скажу - только Вы не обижайтесь: если бы Вы родились на десять-пятнадцать лет позже, то, вполне вероятно, стали бы одним из родоначальников ролевой песни - причем , думаю, это сильно ее продвинуло бы. И недавний ролевой концерт с Вашим участием, о котором писали и Вы, и Тикки, - тому подтверждение.

Кроме того, у вас голос от бога. А в ролевой песне очень любят хорошие голоса - эльфы-то были певчие ребятки. Такие голоса, думаю, во многом определяют, дойдет песня до ролевика или нет.

Reply

verrrka February 2 2011, 17:56:24 UTC
Вы будте хохохотать, но я старше Тикки всего на 6 лет - мгновение по сравнению с мировой революцией...
А пресловутый Иерусалим - который в нынешнем концерте ролевиков мне подпевало ползала незнакомых молодых людей - впервые зазвучал и вовсе в 97м году..он что, случайно попал в струю?! :)))
Что-то не состыкуеццо в вашей теории при проверке методом научого тыка.

Reply

tikkey February 2 2011, 19:01:12 UTC
В этом все и дело, дорогой товарищ, что статья прекрасна, убедительна, анализ блестящий! Но как слоненок, взятый "например", скажу сразу - то, что я попала вдруг негаданно-нежданно в ролевые менестрели, да еще в качестве еретического ломателя канонов, льстит, но и обескураживает. Равно как и то, что лично Вы тоже выходите ролевик-ролевиком (доктор, это не я маньяк, а вы, откуда у вас такие картинки!). И проблем таких в РП, какие описаны у автора статьи, я как-то не часто в этой среде замечаю.
Вот и получается, что надо нам с Вами, наверное, тихо посидеть в углу и не мешать, не портить статистику)))

Reply


sherp February 2 2011, 10:12:40 UTC
Спасибо. Очень ТОЧНАЯ статья.
Вера, "жмоты от жанра" были всегда, и в АП тоже. Особенно среди музыкальных "профи" их хватало. Не надо обижаться на них, а, тем более, фиксировать на них своё бесценное внимание :)
Всё просто: песенный фолк определяет причастность к народной культуре. 20 лет назад эту нишу занимала АП, позже - РП. Увы, сейчас и РП сходит на нет. Ролевики в большинстве своем ею не интересуются. Вот дрыном с колокольни помахать - это дааа...

Reply

verrrka February 2 2011, 10:18:44 UTC
"Не надо обижаться на них.." (с)
Что вы, какие обиды! Меня это, наоборот, очень растрогало! Потому и запомнилось: ситуации, повлекшие обиды, моя психика напрочь вычёркивает из памяти :)

Reply

moskvoshvej February 2 2011, 17:06:57 UTC
Не могу с Вами согласиться, уважаемый Sherp, вот в чем: РП никогда не занимала нишу народной культуры (можно спорить о том, в какой степени ее занимала АП, но она всяко была в свое время ближе к этой нише). Парадоксально на первый взгляд, но устремление в сторону фолка как раз выбрасывает РП из сферы современной народной культуры. И в этом нет ничего удивительного, поскольку фолк - почти всегда ретроспекция народной культуры; он всегда несовременен и воспринимается массами как маргиналия.

Reply

verrrka February 2 2011, 21:36:57 UTC
Где вы берёте эти массы? :)) В аудитории Аншлаг-аншлаг и доктора Малахова? :))
...у меня есть песня Скоморошина. Голимый, простите, фолк. "Ой-ли разгуляйся, весь народ честной, ой-ли разливайся свет над Москвой..."
Пела ее и на Грушинке, и спортсменам-гонщикам по бездорожью, и на юбилее врачихи-гинеколога, некогда принявшей роды у моей матери, и в приюте для выздоравливающих наркоманок, где давала благотворительный концерт - везде ее принимали на ура, никакой маргиналии... Потому что ритм и забавный сюжет.:)
Люди принимали, а не массы. Потому что поём - людям, а не массам. Как бы Вам ни хотелось взять и обобщить всех под одну гребёнку, для полноты аргументации.

Reply


Leave a comment

Up