В пятницу завершается мой эксперимент под названием "30 дней без метро". Затеивалось все по нескольким соображениям:
- Здоровье (которое не пропьешь купишь). 2011 проходит под этим лозунгом, поэтому я решил начать год с полупринудительных пеших и велосипедных прогулок.
- Разнообразие. Мне кажется, очень легко войти в ритм работа-дом-работа-дом и перестать замечать мир вокруг себя. Поэтому вместо крайне удобного метро (которое в 100 метрах от моей двери) я вот уже почти месяц пользуюсь двумя ногами, стараюсь ездить и ходить разными путями. Увидел массу всего нового.
- Фи. Меня немножко достали лондонские метрополитеновцы. Своими забастовками, повышением тарифов, а главное - мотанием нервов до и после работы.
Так вот. Сегодня я открыл для себя ВелоБориса :) То есть попробовал, наконец, прокатный велосипед Лондона.
С утра на работу шел пешком. А на обратном пути вспомнил, что система проката теперь стала гораздо удобней и заранее регистрироваться больше не надо. Раз уж решил вносить разнообразие в перемещение из точки А в точку Б, то надо все попробовать.
Если в двух словах описывать, то очень прикольно, хоть и не без проблем. А если интересны подробности, то подробные описания и впечатления под катом.
1.
Схема работает уже давно. Я в день открытия писал про нее. Однако тогда нужно было, как говорят англичане, прыгнуть через кучу обручей. То есть много чего сделать. Зарегистрироваться на сайте, дать им номер банковского счета, получить по почте специальный ключ и проч. проч. проч.
Но с недавних пор систему упростили и покататься можно без чехарды на несколько дней.
Система довольно мудреная, но на самом деле все круто продумано. Возле каждой такой "станции" с велосипедами стоит столбик. На нем тачскрин. (Ночью с айфона фотографии плохие, поэтому понатыкаю некоторые с Flickr).
2.
Image source Чтобы взять велосипед на прокат, теперь нужна только карточка (кредитная или дебетовая) и немного терпения (человеческого, 1 шт).
Для начала надо заплатить членский взнос. Это чтобы получить право проката. Как минимальная оплата типа. Можно на 24 часа взять (1 фунт, то есть чуть меньше 50р), а можно на неделю (5 фунтов, то есть меньше 250р).
Если оформлять в онлайне и заказывать ключ, то там можно и на весь год оформить это дело. Тогда это стоит всего 45 фунтов в год (примерно 2100 руб). Когда ключ уже на руках, все в 100 раз быстрее получается.
3.
Втыкаем условия договора (45 страниц). Поступаем как с библией. Не читаем, но соглашаемся.
4.
Вводим ПИН код карточки и...
5.
Получаем вот такой чек. На нем есть пятизначный код (22131 в моем случае). Подходим к одному из велосипедов и на стойке слева от руля вводим тот самый код из единичек, двоек и троек (на седьмой фотографии хорошо видно, куда вводить).
6.
Я прямо чувствую, как тысячи пытливых русских умов пытаются просчитать количество комбинаций и время на то, чтобы подобрать нужный код. :)
Спешу вас разочаровать. По ходу, для того, чтобы это мероприятие увенчалось успехом, нужно чтобы выполнилось два условия:
- Вы должны подобрать подобрать пятизначный код из трех цифр за 10 минут
- Какой-то лох должен будет заплатить 1 фунт на этой станции и не успеть ввести тот самый код, который он знает, а вам надо угадать.
Так вот, я внимательно прочитал инструкцию, подошел к ближайшему велосипеду и стал вводить заветные цифры: 2 2 1 3 1. По идее должен был загореться сначала желтый, а потом зеленый свет и велосипед мой. В ответ тишина.
Ввожу еще раз. 2 2 1 3 1. Как только ввел первую двойку, загорелся желтый, а потом красный. Бред.
Ввожу внимательней. Результат такой же. Попробовал другой велосипед. Эффект такой же. То есть никакой. А время тикает. Через 10 минут код не будет работать. Попробовал еще пару велосипедов и понял, что дело не во мне и не в коде.
7.
Подошел обратно к столбику. Нашел телефон службы поддержки. Естественно, начинался он на 0845. То есть номер платный.
[Лирическое отступление про телефоны и колл-центры]
В Британии есть 4 основных типа номеров.
1. Местные городские. Для Лондона они начинаются на 0207 или 0208. Стоимость этих номеров чаще всего уже включена в контракт на мобильный телефон.
2. Мобильные. Они тоже входят в контракт, то есть за них практически не платишь. Начинаются на 0790, 0795 и др.
3. Бесплатные. Начинаются на 0800. Но тут надо аккуратней быть. Бесплатные они только если вы звоните с городского или из телефонной будки. Мобильные операторы по доброте душевной возьмут с вас денег, если вы позвоните с сотового.
4. Платные. 0845, 0870 и др. Тут цены зависят от жадности оператора. Мой не очень любимый O2 берет 20 пенсов в минуту (то есть примерно 10 рублей). Прокатный номер был из платных.
Ничего не поделаешь. Звоню. Естественно, попадаю на автоответчик, который фильтрует в соответствующий отдел. Довольно быстро (примерно через минуту) берет трубку мужчина с британским акцентом. Это уже хорошо. Бывает, что висишь на линии несколько минут, а трубку берет кто-нибудь с индийским акцентом. Помню, в первую неделю пребывания в Лондоне напоролся на такой колл-центр. По наивности подумал тогда, что это просто чувак из Индии переехал в Британию и подрабатывает в колл-центре, потому что хорошо в железках сечет (я с модемом воевал в тот момент).
Потом только понял, что колл-центр находился где-то в Индии. Как и тысячи других колл-центров. Компании Туманного Альбиона экономили тогда на этом деле миллионы. Рабочая сила в бывших колониях на порядок дешевле, поэтому им легче построить колл-центр и натренировать местное население, чем платить британцам.
Все бы хорошо, если бы не акцент. Индусов понять иногда непросто. У меня, в принпице, проблем с этим особых нет. Я хорошо понимаю разные акценты. Но по долгу службы (я работаю в маркетинговых исследованиях и очень много общаюсь с различными потребителями в Британии) приходится часто выслушивать монологи из серии: "Нет, они, конечно, молодцы. Говорят хорошо по-английски, работают добросовестно, но я вообще ничего не понимаю! У них такой акцент, что это невозможно понять!"
Помимо Индии можно легко дозвониться в Южную Африку (акцент полегче), Малайзию и другие части свете, где говорят на английском, но с большим акцентом :))
Чем "дешевле" компания и чем меньше она заботится о потребителях, тем сильнее акцент будет у человека на другом конце провода.
Так вот. Трубку взял человек с британским акцентом. Причем южным. То есть колл-центр где-то в окрестностях Лондона, либо на юге Британии. Обычно это хороший знак. Тут людям нормально платят, хорошо тренируют, а значит, проблема решится быстро.
На проводе я провисел ровно 6 минут. Меня попросили еще разок ввести код. Потом сказали найти велосипед с определенным номером (см например на втором фото на раме внизу) и попробовать ввести код там. Не получилось.
"Так и знал. Прошу прощения. Система глючит. Вам придется пройти на ближайшую станцию. Это буквально на соседней улице в северном направлении. Там сейчас стоит 10 велосипедов. Проблем с ними быть не должно. Еще раз прошу прощения за неудобства."
На столбике висела карта. Посмотрел. Потопал. Оказалось совсем рядом. На самом деле таких станций аж 368 штук. На данный момент абсолютное большинство расположено в центре Лондона. Постепенно схему достраивают и расширяют.
8.
Буквально через три минуты я был у другой станции. 10 минут к тому моменту уже истекли и мой код не работал. Пришлось еще раз тыкать пальцами в голубой экран, соглашаться с библией и вставлять карточку. На этот раз даже не пришлось вводить ПИН-код. Как только я вставил карточку, система тут же распечатала мне еще один код, а на экране тикали мои 24 часа (которые к тому моменту уже впревратились в 23 часа 40 с чем-то минут).
Ввел код. Загорелся зеленый свет и так называемый ВелоБорис (Boris Bike) наконец-то был в моем распоряжении.
Теперь о том, откуда такое странное имя. Официальное название лондонского вело-проката - Barclays Cycle Hire (то есть Прокат Велосипедов Барклайс, основного спонсора аттракциона). Но такое корявое имя не прижилось. Лондонцы зовут велосипеды Boris Bikes, то есть Велосипеды Бориса. В честь нынешнего мэра Лондона
Бориса Джонсона (который на самом деле никакой не Борис, а Александр), при котором и запустили прокат летом 2010.
Борис с удовольствием прихватизировал название и даже в какой-то момент заврался, сказав, что это он все начал (на самом деле началось еще при Кене Левингстоне).
Джонсон есть даже на рисунке официального сайта. Едет как Карлсончик, только без моторчика и в галстуке. И это кстати не художественное преувеличение. Мэр живет недалеко от нас и ездит на работу на велосипеде, причем в пиджаке и галстуке...
9.
В общем, заполучил я наконец Велосипед Бориса и поехал.
Теперь о том, как действует система оплаты. 1 фунт, который у меня списали с карточки, это как минимальный платеж. Действует в течение суток. А дальше начинается аттракцион невиданная щедрость. И длится он 30 минут. Если брать велосипед меньше, чем на полчаса, то ничего допольнительного платить не надо. Статистика первого полугодия показала, что в 95% случаев люди возвращают велосипеды в течение получаса.
Если брать велосипед на час, то с вашего счета спишут еще 1 фунт (примерно 50р).
1.5 часа обойдется уже в 4 фунта.
2.5 часа - грабительские 10 фунтов, а сутки - караул-грабеж-среди-бела-дня 50 фунтов (2500 рублей).
Как видите, все рассчитано на то, чтобы люди не катались разинув рты, а крутили педальки по делу, сосредоточенно и возвращали городскую собственность на станции, дабы другие желающие могли воспользоваться железными конями. Всего их кстати 5000 штук.
Если велосипед вообще не возвращаешь, со счета спишут 300 фунтов (примерно 15 000р). В этом плане к удивлению публики система оказалась очень надежной. С июля 2010 украли всего 8 велосипедов (восемь). 2 из них удалось вернуть. Для сравнения, когда в Париже запустили подобный велопрокат, в первый год было украдено аж 3000 двухколесных друзей столицы. :)) Вот с такими жуликами соседствуем :)))
Спереди на ВелоБорисе есть удобный багажник. Сумку можно поставить на нее и перетянуть резинкой.
10.
Сам велосипед мне очень понравился. По ощущениям сравним с представительским автомобилем. Тяжелый, прочный, большой, устойчивый. Не самый быстрый, не самый юркий, зато по неровностям едет с невозмутимостью Мерседеса S класса.
На нем всего три скорости. Но даже на самой быстрой особо не разгонишься. Все сделано для того, чтобы никто себе голову дурную (а тем более умную) не разбил. Шлема-то на ней нет! В Лондоне велосипедисты не обязаны носить шлем. Зато обязаны ехать по проезжей части. За езду по пешеходной части можно легко схлопотать штраф в 30 фунтов. Меня за пять лет поймали один раз, но я отделался легким испугом выговором :)
11.
Отдельного внимания заслуживает приложение для айфона. Там можно посмотреть на карту, найти ближайшую станцию, а главное в режиме реального времени проверить, если ли там велосипеды или места для стоянки. Красным обозначены места, где осталось мало Борис Байков.
Читал статью кстати недавно про то, что недвижимость возле таких станций подорожала :))
12.
В том же приложении можно добавить ближайшие к работе и дому станции, чтобы долго не искать:
13.
Специальный секундомер (надо включать самому, соответственно) следит за тем, сколько вы используете велосипед по времени и во сколько вам это обойдется:
14.
И что довольно полезно, можно указать точку А и точку Б, чтобы приложение построило для вас кратчайший путь и рассчитало время.
15.
Итого.
Получилось весело.
К сожалению, ближайшая станция проката от нас довольно далеко. От нее топать еще минут 15-20, так что каждый день на таком велосипеде ездить смысла особо нет. Прокат расширяют, но в данный момент все силы брошены на восток столицы, где будет проходить большая часть Олимпиады.
Но все равно прикольно. Появилась еще одна степень свободы. :)
Надеюсь, что глюки скоро устранят, а схему продолжат на север.
Итого 2.
А я хотел еще раз напомнить читателям, что "Записки Эмигранта" номинированы на Премию Рунета 2011.
[Сиротливо] Поможите люди добрые, отдайте голоса кто сколько сможет
по этому адресу (ссылко прописью -
http://2011.blogruneta.ru/proj_info/1181/). [Поклон]
Ну и совсем проза.