Доходный дом М.Н. Миансаровой - шедевр московского модерна начала XX века

Mar 11, 2016 00:00




Всего 8 фото

Одно время я несколько лет работал на Сухаревке и это удивительное произведение архитектурного искусства постоянно оказывалось перед моими глазами. Этот как раз тот самый редкий случай, когда любуешься архитектурой и "глаз не можешь оторвать". Его формы и цветовые оттенки доставляют немыслимое удовольствие от созерцания и в тебя властно проникает Красота и Гармония. Дом Миансаровой находится на Сухаревской площади, почти напротив Странноприимного дома графа Шереметева на Садовом. Наверное, для меня, ни один московский дом не вызывает таких теплых и светлых чувств как этот... Впрочем, давайте, немного погрузимся в историю и узнаем поподробней о его судьбе, хозяевах и о самом зодчем.


В XVIII веке на этом месте площадью почти в 2,5 гектара располагался Полковой артиллерийский двор с большим прудом, окруженным деревянными строениями. В них размещались канцелярия, правление, амбары, лазарет и другие службы. Сюда перекочевала образованная еще в 1701 году артиллерийская школа - одно из первых учебных заведений Москвы.
02.

Это сквер вдоль Садового кольца - от ст.м. Сухаревская до дома Миенсаровой. Справа на фото стела - в память Сухаревой башни с надписью "На этой площади находилась Сухарева башня в которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы - первое светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и государства". Надпись  на обратной стороне стелы: "Установлен в 1996 году в ознаменование 300-летия Российского флота".

В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части приобрел московский купец 1-й гильдии, действительный статский советник и один из крупнейших миллионеров России Иван Степанович Ананов (1811-1888). Иван Степанович (Ованес Степаносович) родился в семье крестьянина из Карабаха, закончил духовную семинарию. В 1850-х годах вместе с женой, Марией Ивановной, переехал на постоянное жительство в Москву, где вступил сразу в 1-ю купеческую гильдию.

Вскоре он стал крупнейшим московским домовладельцем, которому в городе принадлежало девять особняков. И.С. Ананов был не только одним из богатейших людей России конца XIX века, бизнес которого был и в Москве, и в Тифлисе и Кутаиси, но и щедрым благотворителем. Ананову доверили стать казначеем на строительстве памятника императору Александру II Освободителю в Кремле. Похоронен Иван Степанович на армянском Ваганьковском кладбище в Москве. На месте захоронения выстроена часовня.
03.



Садовую-Сухаревскую прямо за домом, о котором идет речь, пересекает переулок, который в 1887 году назвали в его честь - Анановский, теперь - Ананьевский. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями. Он подарил двум своим дочерям по участку под строительство. Одна из них - вот тут у исследователей истории Москвы разночтения! - Елена (возможно Глена), которая была замужем за известным московским адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым, приглашает архитектора С.К. Родионова для постройки доходного дома.
В некоторых источниках сообщается, что этот доходный дом на Сухаревской площади был построен по проекту Сергея Родионова в 1908-1911 гг. для обувного торговца Гутмана и дочери "банкира" М.Н. Миансаровой.
04.



К началу XX века стиль «модерн» уже хорошо был известен в России, и дом Миансаровой представляет собой прекрасный образец проникновения новых мировых идей в оригинальный русский стиль архитектуры, который вполне можно назвать неорусским.

Здание, которое москвичи сразу же прозвали «Домом с изразцами», получилось очень нарядным! Его фасады облицованы цветной керамической плиткой, изготовленной в мамонтовской мастерской «Абрамцево» и в мастерской «Кикерино». «Контраст белых, густо-зеленых и золотых облицовочных плиток в сочетании с полихромным изразцовым фризом, облицовкой кокошника в венчающей части и отдельными полихромными изразцовыми вставками создает необычную, броскую фасадную композицию, не имеющую аналогов…»

На нижнем этаже располагались магазины, на верхних - комфортабельные квартиры. Сейчас на первом этаже этого дома находится один из центральных офисов МТС.
05.


Немного об авторе этого архитектурного шедевра.

Сергей Константинович Родионов (1859-1925) - русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и общественный деятель. Один из мастеров московского модерна, эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.
06.


Сергей родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил он обучение в Императорской Академии художеств.

Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву. Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.
07.


В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены. Читал курсы лекций по реставрации и истории искусств.

С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому был вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде. Скончался в Москве в 1925 году. Похоронен в Новодевичьем монастыре.

Им построено около пятидесяти архитектурных объектов в Москве и нынешней Московской области, в частности - «Дома Константинопольского подворья» (1892-1898, Москва, Крапивенский переулок, 4).08.



Источники:

Людмила Соколова «Московский модерн в лицах и судьбах». 352 стр. Центрполиграф. М. 2016.
Википедия

© Vladimir d’Ar

Москва, цао, фото

Previous post Next post
Up