Полвека по две скульптуры в месяц: встреча с Георгием Франгуляном

May 19, 2023 15:27



Встреча с Мастером своего дела - всегда событие, независимо от того, интересно ли тебе дело, которым он занимается. А если это встреча с человеком, чье творчество тебя давно, пусть и по-дилетантски интересует, то это событие вдвойне. Именно такая встреча произошла в галерее скульптора Георгий Франгуляна.
Кусаю локти, что не захватила ничего пишущего и не записывала (заявленная экскурсия, оказалась полуторачасовой лекцией, плюс полчаса ответов на вопросы в пространстве галереи). Тороплюсь зафиксировать то, что запомнила - о жизни и о скульптуре, прошу извинить за возможные неточности и искажения. Кое-что  добавлено из доступных источников (укажу в конце, вместе с явками-паролями). Покажу  работы с улиц Москвы и не только, о которых он рассказывал (фото в основном мои, они далеко не всегда хорошего качества и все же мне показалось правильным именно их привести).

Две главные мысли, которые я для себя вычленила - это о родстве скульптуры с архитектурой и музыкой и о смыслах архитектуры. Общность архитектуры и скульптуры - в том, что они организуют пространство - и Мастер нам это разнообразно показывал на примере своих работ (и я дальше постараюсь хотя бы часть донести до вас).
Но любая архитектура останется просто картинкой-копией, если в нее не вложены смыслы. Эти смыслы задаются скульптором, а зрители их пытаются понять. Смыслы совсем не всегда прямолинейно-однозначны, каждый может понять их не совсем так, как скульптор, и это нормально.
Собственно, работа скульптора подчинена именно смыслам, ради создания которых получаются отступления от скульптуры как копии реальности.
Так, один искусствовед тотошно подсчитал, что у памятника Петру первому одна рука на 17 см больше другой: так не было задумано, так получилось, в результате сложился динамичный образ "в развороте".

2.Памятник Петру Первому в Коломенском, авторская копия памятника в Антверпене.


Фото cr2 отсюда

Готовя материал, с изумление обнаружила, что Георгий Франгулян, будучи родом из Тбилиси, закончил легендарную московскую Вторую школу, и у меня с ним был общий учитель литературы - потрясающий. А еще он хорошо знал директора школы, которую кончала я - школа тоже в общем, легендарная, 45-я.
Потом была Строгановка, потом - бесконечная работа: цифра, вынесенная в заголовок, получается, если разделить количество скульптур, им выполненных, на годы работы. Кстати, Мастер скептично относится к вдохновению - нужно не ждать, пока оно случится, нужно просто работать. Сейчас ему 77 лет, скоро будет, 78, он работает около 12 часов каждый день. После двухчасовой встречи с нами он отправился на монтаж скульптуры. Отдыхать он не любит и не умеет, что касается здоровья, то по его мнению, лучший способ для его сохранения - им не заниматься.
У Франгуляна нет помощников, все скульптуры он делает своими рукми (и кстати, обратите внимания на фактуру поверхности, которая заметна на некоторых фото). Учеников сейчас тоже нет.
Но давайте наконец посмотрим работы Франгуляна и постараемся отыскать в них то, о чем он нам говорил. Кроме первой, самой ранней, они приведены без особого порядка, примерно как их представлял Мастер в своей презентации.

3.Комплекс "Венок славы" в Новокузнецке (1977). Здесь огромные и очень интресные барельефы, но они скрыты от досужего посетителя, для того, чтобы их увидеть, нужно войти внутрь прострасства. Фото michailov_na отсюда, там же есть фото всего комплекса и барельефов, интересно, посмотрите


4.Кстати, в чем-то сходный прием использован в Мемориале жертвам политических репрессий в Москве. Для того, чтобы его увидеть, нужно в него войти - через промежутки в стене человеческих фигур: как будто примеряя на себе место в этой страшной стене.


5.Памятник Ельцину в Екатеринбурге перед зданием Ельниц-Центра, которго на момент установки памятника еще не было. Он высечен из каменной глыбы, причем лицо сначала было вылеплено из глины, а остальная фигура высекалась сразу "на чистовую)


6.Памятник императрице Елизавете Петровне в Балтийске, на самой западной точке материковой России.


7.Для того, чтобы он смотрелся, пришлось соорудить небольшой форт и в центре его поставить кменный пьедестал


8.Дмитрий Шостакович сидит перед зданием Дома музыки В нем главное - руки, которыми он следовал за музыкой, которую слушал. В каком-то смысле он создавал музыку этими самыми движениями рук.


9.Франгулян не любит здание Дома Музыки, поэтому памятник находится почти у подножия лестницы, отодвинутый от него подальше. Но на фоне сверкающеих огней, мне кажется, он неплохо смотрится.


10.Сосед Шостаковича по знаменитому дому в Брюсовом переулке (фасад выходит на Тверскую), Арам Хачатурян, стоит памятником во дворе своего дома. Со слов скульптора, это очень разные люди: Хачатурян - "павлин, петух", и это отражено в памятнике


11. Особенно красноречив вид сзади.Если что, верзхняя часть - это трубы органа.


12.Моя любимая Белая площадь с огромными человеческими фигурами из нержавеющей стали. Их задача - создать некую связь, "мостик" между гигантскими домами из стекла и стали и обычными людьми, которые здесь ходят. Отсюда - выбор материала: нержавеющая сталь используется в небоскребах и соотносится со стеклом


13.Разные цвета на фигуре человека в мастерской соответствуют разным положениям стальных пластин, которые нужно было изгибать на готовой фигуре


14.Один из самых интересных и загадочных памятников - Иосифу Бродскому. Что означает эта "двумерность", почти бестелесность? По словам скульптора, он стеремился отразить мимолетность жизни - как "миг между прошлым и будущим" - от нас остается лишь нечто плоское как тени и неразличимое на фоне других - и лишь некоторым удается "пропечататься" как Бродскому. Отсутствие пьедестала позволяет "войти" в памятник и стать участником композиции.


15.И даже "войти с изнанки" в фигуру поэта и "примерить  себя и почувствовать, кто ты, куда идешь, для чего идешь"


16.Наверное, самый известный московский памятник - Булату Окуджаве на Арбате. Он включает не только фигуру поэта в асимметричной арке - проеме арбатского двора, который в основном помнят. Нет, это целый арбатский двор, пространство которого раскрывается нам: стол, скамейка, вторая арка (проходной двор). Это памятник не только Булату Шалвовичу, но и арбатскому двору и ушедшей эпохе.
Кстати, любопытно, что когда много лет назад писала об этом памятнике, то на недовольный комментарий, что дескать не похож, ответила:  "Я видела живьем многих представителей московской интеллигенции и читала в их лицах именно то, что отразил скульптор в памятнике."
А еще интересно, что Франгулян, выросший в Тбилиси, читает, что в этом облике много Тбилисского - и манера носить пиджак, и газета, торчащая из кармана. Хотя мне, выросшей в Москве чудится очень московский облик интеллигента эпохи социализма....


17. Памятник Булгакову не может не быть насыщен смыслами. Кстати, интересно, что заочное соревнование за установку памятника Франгулян "выиграл" у другого интереснейшего скульптора - Рукавишникова.
Тут и "рукописи не горят" - при том, что писатель, похоже, взлетает как искра из костра своих рукописей, и Булгаковские персонажи, "вдавленные", как будто формы, из которых их еще предстоит отлить, и кошачьи лапы, и еще много чего...


18.Еще несколько работ, которые я не видела или не помню. 8 фигур-аллегорий на здании Академии наук


19.Памятник Евгению Примаокву с площадкой - шахматной доской и четырьмя колоннами, которые символизируют четыре ипостаси дейтельности Примакова (крайняя, немного вовне круга - внешняя разведка)


20.И наконец, скульптура, о которой ничего не знала и которая поразила. Может быть, потому что это Венеция - удивительный, почти нереальный мир. Может быть, потому что кто-то из участнико встречи сказал, что видел ее и ему и в голову не пришло, что это современная работа, а не Возрождение.
Действительно, в Венеции практически не устанавливают современных скульптур, но здесь сделали исключение ("У Шемякина не получилось, у Ботеро не получилось, а у меня получилось"). Данте и Вергилий стоят на пути к острову Сан Микеле, к одному из самых известных кладбищ мира (подробная история - по вчерашней ссылке, которую повторяю).
Скульптура стоит на плотике-понтоне и качается на волнах как настоящая лодка...
Естати, когда мы в Венеции шли к Набережной Неисцелимых к Бродскому, мы шли немного и к Франгуляну, автору мемориальной доски, рядом с которой я мысленно говорила: "Спасибо за Венецияю, Иосиф Александрович".


21.Копия из галереи


22.И еще несколько фото из галереи.


23.


24.


Практическое. Я посетила Галерею Франгуляна вместе с группой экскурсоводов. На сайте галереи можно узнать о том, как ее посетить и попасть на экскурсию. На встречу со скульптором попасть можно (там написано, как), но теперь скорее всего осенью: летом они пока не планируются.
Использованы материалы фильма "Георгий Франгулян. О скульптуре"

P.S. Согласованы и ждут "отмашки" на установку памятник актерам театра "Современник" у театра и памятник Жванецкому у входа в сад "Аквариум" ("Эрмитаж"??)

подборка, персона, Фрунзенская, музей, #всемвесна

Previous post Next post
Up