Красные холмы: капром или не капром?

Dec 08, 2022 19:37



Капром (от "капиталистический романтизм") - архитектурный стиль, сложившийся в странах бывшего СССР в начале 1990-х и процветавший до 2008 года (с)Википедия. Широко известный "Лужковский стиль" - разновидность капрома. По характеристике искусствоведа Елизаветы Лихачёвой, отличительная особенность капрома - это избыток украшений из разных направлений архитектуры, «башенки, минаретики, облицовка кафелем, яркие цвета».
Капром считают почти синонимом безвкусицы и полагаю, существенная часть его образцов в ближайшие годы будет уничтожена.
Красные холмы нельзя не считать образцом капрома хотя бы по времени создания, но с перечисленными характерными особенностями стиля всё непросто. Я не могу не рассказывать о нем без некоторой иронии, но вместе с тем, люблю его искренне и нежно, считаю одним из лучших уголков постсоветской Москвы.
Приглашаю вас посмотреть Красные холмы в разных ракурсах и обсудить его историю и архитектурные особенности. А для начала расскажу немного про другой образец капрома, более характерный и находящийся поблизости. Рассказываю потому что не могу не поделиться прямой речью архитектора, которая даст вам представление о том, как строилась Москва в эпоху "лихих 90-х"

2.Итак, офисный комплекс "Павелецкая-Плаза" (не путать с одноименным торговым комплексом, который находится рядом). Годы строительства 1998-2003


Казалось бы, не совсем капром: и стилистика от отделка скорее напоминают Сталинские высотки и перекликаются с домами напротив. Но этот кружочек с башенками почему-то упорно уводит мысли в сторону того, что перед нами - всего лишь подделка. А еще о том, что это все же продукт 90-х, красноречиво  рассказывает один из создателей комплекса, Борис Уборевич-Боровский (рассказ 2000 года).

На Павелецкой я решил: раз уж делать «московский» стиль - надо идти до конца. И наделал там кучу башенок. Но все это потом причесали, а в авторах оказался Посохин. Потому что все, что выходит из «Моспроекта-2», все подписывается им. А реальные авторы: Сергей Ткаченко, Евгения Лякишева и я. Два корпуса - по площади и по кольцу, и между ними - башня. Сначала у нее была вообще спиральная форма. Но когда Посохин вторгся в это дело, он сказал: в плане должен быть крест. Восьмигранник - и никуда. Я, конечно, в восторге от сталинского ампира, но считаю, что архитектура должна быть современной. Какой я к черту Олтаржевский или даже Чечулин! Я же совсем другой школы. Но Посохин выдал директиву, подсунул Лужкову и тот подписал. Они заставили Лякишеву нарисовать Кутафью башню - чтобы Лужков клюнул. Тот увидел что-то знакомое, типа Кремль, ну и подписал. Надо бы было уйти из проекта, но я решил не уходить. Да, это архитектура на потребу начальству. Турки сказали: ну куда вы 50 этажей? Я тоже чувствовал, что немасштабно. Обрезайте, сказали, распластывайтесь. Но если все это достроят, вещь будет крепко смотреться. Хотя совершенно вне времени: такой 53-й год, восьмая высотка.

Ну и еще одно образное описание из этого же источника, от архитектурного критика А.Можаева:
Есть в ее силуэте что-то привычное и родное, как в мотиве столь любимого согражданами советского гимна. Но только в силуэте... В сравнении с подлинными высотками - как тот же гимн в исполнении мобильного телефона взамен многоголосого краснознаменного оркестра.

3.А теперь развернемся на 180 градусов, оставаясь на той же точке, откуда сделано предыдущее фото - и мы увидим главного героя сегодняшнего рассказа - комплекс "Красные холмы"


4.Сначала - о месте расположения. Это стрелка острова, который образуют Москва-река и Водоотводный канал. На противоположном конце острова - "Красный Октябрь" и появившийся в конце XX века Петр Первый работы Церетели. А с другого конца еще в 80-е годы XX века были промзоны, неказистые домики и пр.


5.А в 90-е годы здесь началось грандиозное строительство. Идея его возникла в годы перестройки - и изначально это была идея Международного театрального центра. Под эту идею было получено место, но не деньги. Для того, чтобы деньги появились, сначала (в основном в 90-е) построили "стенку" бизнес-центра Riverside Towers - и уже в XXI веке на полученные от него деньги стали строить Дом музыки (2002), строилась также гостиница Swissotel Красные холмы (2005). Наконец, последним, в 2009 году появился Бизнес-центр Красные холмы. Есть еще галерея, но ее функция пока не вполне понятна.


6.Вид комплекса с Москвы-реки. Здесь впору вспомнить высказывание, про которое наша руководительница Школы гида сказала "развидеть невозможно": центральные элементы комплекса - Дом Музыки и отель - в одном из соревнований по городскому ориентированию были загаданы как "кастрюля-скороварка и высокий термос" (спасибо aywen). Слева - "стенка" бизнес-центра.
Для меня - главная прелесть Красных Холмов - в их обращенности к воде, с "горбатым" мостиком, вокруг которого выстроились разновысокие дома (см. также первое фото)


7.Убейте меня, но эта розовая стенка с башенками, ограждающая Красные Холмы от "Большой земли", упорно напоминает мне Кремль конца XX века . Да и расположение подходящее: на Стрелке, где обычно кремли и располагались. Я даже больше скажу: здесь был "ров": канал, отделявший треугольник Красных холмов от остального острова. Он был засыпан в середине XX века. Специалисты правда говоряд не о кремле, а о монастырских стенах.


8.Давайте рассмотрим подробнее в декор. Он весьма разнообразен, но сдержан, и я бы сказала, что на агрессивный назойливый декор "классического" капрома (вспомните любой большой торговый центр, построенный в 90-е) не очень похож.


9.Мне видятся скорее отсылки к конструктивизму


10.


11.Какая аркада (или это не аркада называется?)...


12.


13.Чуть-чуть отвлечемся. Разновысокая гостиница, построенная в те же годы, что "стенка" напртив нее, одна из первых частных гостиниц в Москве. Благодаря ее сочетанию с комплексом, все вместе мне напоминает Амстердам.


14.А это мы уже рассматриваем "стенку" изнутри


15.По краям "стенки", как и положено, две розовые башни в цвет стенки. А со стороны реки есть еще белая башня


16.Со двора имеется памятник, о котором никаких сведений у меня нет. Яндекс называет его "Человек с портфелем", а я - памятник офисному планктону. Update. Скульптор Тарас Левко (спасибо luchar), работа 2010 года. Скульптор довольно именитый, он же оформлял лестницу, ведущую в Дом музыки, еще одна его работа находится в холле Свиссотеля Красные холмы. Есть его скульптуры и в Музеоне.


17. И наконец, Дом музыки, который находится в центре комплекса. Если продолжать аналогию с кремлем, в центре которого находится собор, то в центре нашего кремля - храм искусства. Правда тогда остается решить, что Свиссотель в этом новом кремле соответствует колокольне, что все-таки странно.
Дом музыки контрастирует как с привычным видом аналогичных заведений (сравните с консерваторией), так и с другими частями комплекса. Стеклянно-металлическая круглая форма отсылает к XXI веку. Правда 10-метровый скрипичный ключ на крыше выполнил Зураб Церетели: если с одной стороны острова есть Церетели, то и с другой стороны без него не обойтись.


18.Зато какая красота вечером... особенно с реки


19.Переходим к деталям. Дом музыки - это не только основной объем, но и гигантский стилобат под ним, где расположены технические службы, парковка, проходы к концертному залу и даже, кажется, какие-то залы и ресторан.


20.Металлические колонны отдаленно напоминают деревья


21.Оформление входа  - как трубы органа


22.Какой светильник...


23.И еще один светильник


24.Дебри стилобата. В левой части - фонтан, который в неработающем виде трудно оценить


25.Памятник Шостаковичу работы Георгия Франгуляна


26.


27.Вид на противоположный берег и Новоспасский монастырь (часть зданий на реставрации)


28.Бизнес центр - последняя по времени постройки часть комплекса. Боюсь, я надоела вам аналогиями, но ступенчатой формой и розовым цветом он напомнил мавзолей.


29.Обратите внимание: справа  на уровне второго этажа идет галерея: это переход к Дому музыки, по которому мы прошли.


30.Еще один ракурс. Виды с галерей роскошные, жаль, погода подкачала.


31.И наконец отель. "Летающая тарелка" - бар на высоте 140 метров с видом на Красную площадь. Я там была давным-давно  несколько минут и никак не могу выбраться более основательно.


32.


33.


34.Завершаем нашу "экскурсию"  у входа в Свиссотель. Желающие могут подняться в бар.


Павелецкая, интересный дом

Previous post Next post
Up