"Как на Киевском вокзале". Репортаж с учебной экскурсии

Dec 05, 2022 22:42



В прошедшие выходные я посетила учебную экскурсию на Киевский вокзал. Учебная - потому что с учебной группой и потому, что наша гид и она же - руководитель нашей мастерской - не только вела обычную экскурсию, но и обращала наше внимание на приемы и нюансы ее ведения.
Экскурсия - огонь, но я не буду ее пересказывать ввиду бессмысленности: лучше приходите. Я просто покажу часть фоторяда с небольшим комментарием и расскажу об экскурсии глазами потенциального гида.
2.Все москвичи видели Киевский вокзал. Но многие ли обращали на него внимание и помнят, как он выглядит? А он того заслуживает.


3.Вокзал был построен и открылся совсем не в той жизни, для которой он предназначался: строительство началось в 1914 году, еще в мирное время, а первый поезд отправился зимой 1918-го, уже в другой стране... Тем не менее, его облик и сегодня во многом соответствует тому, каким его проектировали в  последние мирные годы Российской империи: колонны, почти античные скульптуры. На панно - архангел Михаил, небесный покровитель Киева (симметрично ему расположен, конечно, святой Георгий). 


4.Оформление вокзала красивое, богатое и в хорошем состоянии после недавней реставрации. На потолке - эмблема Московско-Киевско-Воронежской компании, владельца железной дороги. Вокзал собирались построить за два года, отсюда 1914 и 1916.


Пара слов о создателях вокзала. Архитектор Иван Рерберг, его главная работа, кроме Киевского вокзала - Центральный телеграф. Второй архитектор Вячеслав Олтаржевский, он же частично реновировал вокзал в соответствие с требованиями советской идеологии. Художники Федор Рерберг (брат архитектора) и Игнатий Нивинский; последний известен множеством интересных работ, в том числе оформлением доходных домов вместе с архитектором Дубовским (читайте раз, два). Скульптор Сергей Алешин, инженер Владимир Шухов.

5.Полюбуемся на их работу


6.Бывший зал ресторана 1 класса. Витраж советский, остальное оформление такое же, как при открытии вокзала


7.


8.


9.Метлахской плитке более века. Представляете сколько людей прошли по ней?


10.Вид на антресоли


11. А это мы уже забрались на те самые антресоли.


12.На перилах - эмблема Министерства путей сообщения, которое не только за железные дороги отвечала.


13.На барельефе - российские сталевары, на барельефе напротив - украинские шахтеры.


14.Взгляд вниз, на центральный зал ожидания (изначально здесь было багажное отделение)


15.И наконец, дебаркадер конструкции инженера Шухова. Кстати, с изумлением узнала, что задокументированных работ Шухова в Москве ровно две: башня его имени и Киевский вокзал.


16.Торец дебаркадера


17.Одна из 30 с лишним арочных ферм.


18.А теперь отправимся в часовую башню. Мы добрались до уровня верхних окон. Виды прекрасны, но  фото не будет: к тому моменту уже стемнело и снять красивую картинку через стекла не удалось. Но и без видов было немало интересного.


19.Мы поднимаемся на высоту около 40 метров. Благодаря интересным остановкам, подниматься не тяжело.


20.Один из двух куполов, вид снизу. деревянным перекрытиям больше века, они не нуждаются в замене.


21.На башне до сих пор действуют механические часы, механизм защищен специальной будкой


22.Так механизм соединяется с циферблатом


23.Часы заводят раз в три дня. Ради экскурсантов часовНик Роман проделывает это во время нашей экскурсии


24.Теперь гиря поднята до упора.


25.Экскурсию ведет Татьяна Денисова


Я уже писала, что мне понравилась экскурсия. Я поняла примерно, как строить рассказ, чтобы он был увлекательным и постоянно удерживал внимание аудитории. Но воплотить это непросто...
Удивила продолжительность экскурсии. Два часа 45 минут!   Ну, процентов 20 времени ушло на комментарии обучающего характера, которых не бывает в обычной экскурсии. И это при том, что рассказ шел в ураганном темпе - холодно! - а при переходе в помещение темп не снижался. А мы всего-то немного посмотрели на здание снаружи, прошлись по основным залам, посмотрели на дебаркадер и забрались на башню. Нигде не задерживались, вопросов задавали не очень много - время пролетело как-то слишком быстро...

Через две недели уже мы поведем одну на всех экскурсию по Таганке.

учеба, персона, Киевская

Previous post Next post
Up