"Лев Толстой" как зеркало российских круизов

May 02, 2023 23:53



Удивительная особенность круизов: плотность событий и яркость эмоций создает иное течение времени, и через три дня кажется, будто прошли недели две. А если ты ждала этого круиза по сути ...дцать лет, сказанное верно вдвойне.
Поэтому, чтобы объяснить, что значил для меня трехдневный круиз на теплоходе "Лев Толстой" по маршруту Нижний Новгород - Кострома и обратно, придется вернуться на те самые ...дцать лет назад.

Не буду уточнять, в каком году (столько не живут) удалось совершить замечательный круиз по Енисею за сумасшедшие по тем временам деньги. И там нам рассказали про чудо-теплоход "Антон Чехов" - самый современный, самый комфортабельный - таких всего два: "Чехов" на Енисее и "Лев Толстой" на Волге, и двухнедельный круиз стоит почти как полугодовая средняя зарплата в СССР того времени. В общем, когда по судовому радио объявили, что можно увидеть "Чехова", то весь наш  "Валерий Чкалов" (старый верный трехпалубник)  вышел на  посмотреть на легендарный теплоход на зеленой стоянке.

2.Выглядело это примерно так (фото с просторов интернета)


Думаю, уместно процитировать Википедию
Судно ("Лев Толстой") построено в городе Корнойбург (Австрия) Korneuburg (ÖSWAG) в 1979 году, в тот период развитого социализма, когда в страну текли рекой нефтедоллары и благодаря чему стал возможен заказ на Западе и в социалистических странах целой флотилии из трёх- и четырёхпалубных теплоходов, уже начиная с 1974 года в Советский Союз стали поступать «невиданные» по размеру, своей архитектуре и самое главное - комфорту речные круизные суда и лайнеры, для работы на регулярных пассажирских линиях. Суда, построенные ранее, не могли даже близко соперничать с ними. Ни ранее, ни позднее в истории России и СССР такое осуществить было невозможно. (Таки да. После 1990 года единственное новое круизное судно на российских реках - "утюг" "Мустай Карим", который вызывает дрожь у любителей старых круизеров)
Но (добавлю) даже на этом фоне "Толстой" и "Чехов" были чем-то совершенно выдающимся.

Потом мы отдыхали на Волге,  мимо проходили красавцы-круизеры и самой большой удачей было увидеть "Толстого". О большем мечтать было нельзя: теплоход с момента постройки (1979) был отдан в распоряжение 4-го Управления Минздрава (кто уже забыл: 4-е управление обслуживало высшее советское и партийное руководство). Подробности его судьбы в "лихие 90-е"запутанны и частично покрыты мраком, и  в итоге собственником "Толстого" стала компания ВодоходЪ, которая использовала его только для иностранных туристов.
Один раз нам  посчастливилось пристать к "Толстому" вторым бортом и выходить через него на берег, так что мы на минутку попали на борт.
В 2019 году ВодоходЪ объявил, что теперь "Толстой", которому пошел уже пятый десяток, будет возить россиян, но в итоге он два сезона (2019-2020) простаивал, а с 2021 года действительно стал доступен простым смертным, и мы стали периодически видеть его в Химках.

3.


К лету 2022 года до меня наконец дошло, что можно  проверить ценник и свободные места на "Толстого". Места были, ценник был негуманным, но не зашкаливал. И мы купили круиз.
Дальнейшее я подробно описывала и повторяться не хочу. В два слова: в круиз мы не поехали из-за ковида и общего раздрая сентября 22-го, о чем я очень жалела. Но компания Водоход предложила нам полный возврат денег, на который мы не даже собирались претендовать. Ошеломленные таким благородством, мы тут же купили первый круиз 2023-го года, хотя не очень верили, что за 7 месяцев не случится катаклизмов и мы все-таки окажемся на борту "Толстого". Но чудеса случаются!

3.И 28-го апреля мы выехали в Нижний, который  благодаря несостоявшемуся осеннему круизу, стал почти родным: я была там дважды за семь месяцев, причем второй раз - всего двумя неделями раньше.


4.День пролетел быстро, а назавтра в семь утра   должна начаться посадка. И только увидев "Толстого" у причала, я поняла: мы действительно сейчас поднимемся на борт.


5.То, что когда-то казалось недоступным почти как луна, стало явью.


6.В 9 утра звучит обязательное "Прощание славянки", и мы отходим от причала. Что сказать - это было счастье.


7.Одна из главных отличительных особенностей "Толстого" и "Чехова" - бассейн. И он действительно есть.


8.И я отдала ему должное - и даже поучаствовала в занятиях аква-аэробикой


9.А еще поупражнялась с гантелями и на тренажерах :))


10.Вообще на "Толстом" я нетипично много участвовала в развлекательной части круиза, возможно, тому причиной превратности погоды.
Отплывали мы под солнцем, но уже в 2 часа дня, когда мы прибыли на первую стоянку, температура упала больше, чем на 10 градусов, накрапывал дождь.
Городец - милый город, с очаровательными домиками и красивой продукцией народных промыслов. Однако  в компании 40 туристов, которые вынуждены слушать экскурсию на холоде и под ветром, это понимаешь умом, но мечтаешь лишь о том, когда всё это закончится.


11.А когда мы наконец вернулись на "Толстого",  прошли Городецкий шлюз и вышли в Горьковское водохранилище, впереди неожиданно засияла полоска заката, сулившая надежду.


12.И действительно - нас ждало лучезарное утро


13. И нам удалось проникнуться Костромой, которую мы постигали методом "идем куда глаза глядят" - и попали в "нормальную" Кострому, а  не только в туристскую витрину - красивую, спокойную, добрую и с чувством юмора.  Кострома осталась в памяти радостью.


14.К вечеру погода снова испортилась, и к концу беглой прогулки по Плесу зарядил дождик. Кафе и магазинчики стремительно закрывались, и нам пришлось вернуться на теплоход за полтора часа до отхода в рейс. Я размышляла о том, что слава Плеса - продукт пиара, но...  когда мы покидали Плес, он неожиданно отрылся гармонично-прекрасным - и вызвал благодарность за эту прощальную красоту в смеси с  печалью о том, что так и остался неузнанным.


15.Солнце больше не показывалась, но  краса и простор Волги уже заняла место в душе, хотелось просто быть в них. Но увы, наше плаванье стремительно заканчивалось...


16.Под звуки саксофона и накрапывающий дождь мы причалили в Нижнем.


17.До поезда мы еще успели протестировать "Валдай" - новую разработку судна на подводных крульях от   конструкторов, наставники которых подарили нам легендарные  Метеоры и Ракеты. Нам понравилось.


И вот мы вернулись... Здравствуй, привычная жизнь. И спасибо за то, что всё это было.
Мечты сбываются!
Подробные отчеты, конечно же, последуют.

Костромская область, водное, Ивановская область, #всемвесна, Нижегородская область

Previous post Next post
Up