Дом, построенный архитектором для себя, нередко становится самым интересным в его наследии: фантазия архитектора не связана требованиями заказчика, и можно воплощать самые неожиданные замыслы.
Дом Константина Мельникова подтверждает это правило, но когда я писала
обзор "Дом архитектора", я там еще не была. Долгие годы он был недоступен даже снаружи - из-за забора в узком переулке его почти невозможно было разглядеть. Теперь ситуация изменилась, можно зайти во двор, а если постараться, то и записаться на экскурсию по дому. Последнее мне пока не удалось, но и знакомство с домом и экспозицией во дворе оказалось очень интересным. Не претендуя на серьезный экскурс в историю и архитектуру дома, я поделюсь несколькими фото и фактами, которые показались мне самыми интересными. Вообще история удивительная, даже сухие факты из Википедии читаются почти как увлекательный роман.
А буквально в паре сотен метров от дома Мельникова нашелся еще один дом архитектора со своей, не такой увлекательной, но тоже любопытной историей.
Но начнем мы конечно с дома-мастерской, построенным в 1927-1929 годах Константином Сергеевичем Мельниковым (1890-1974).
2.
У любого, кто хоть немного знаком с советской историей, возникнет вопрос: как могло случиться, что накануне великого перелома в самом центре, рядом с Арбатом, разрешили построить частный дом, пусть и для семьи известного архитектора.
Точного ответа нет, но есть версия, что это была награда за работу над саркофагом Ленина. А еще дом мыслился как экспериментальная площадка для реализации идей, которые потом можно будет использовать при строительстве домов-коммун, модного веяния тех лет.
Во всяком случае, человек, ведавший раздачей участков для застройки, увидев. проект Мельникова, "решительно отказал всем конкурентам от госучреждений, заявив, что легче найти участки, чем построить такой Архитектуры дом" и наложил резолюцию «Отдать Мельникову участок». Время революционных проектов тогда еще не кончилось.
3.
4.
Не буду рассказывать про все новаторские элементы при строительстве и в устройстве дома, отмечу лишь одну деталь, чтобы вас заинтересовать. На первом этаже была комната-гардеробная, где все члены семьи (родители и двое детей) переодевались как перед выходом на улицу, так и перед сном. Вечером, переодевшись, они шли на второй этаж в огромную (43 метра, целый этаж одного из двух "цилиндров") спальню, где не было никакой мебели, кроме встроенных кроватей: детские отделялись от родительской ширмой. 12 шестиугольных окон спальни выходили в сад
5.
6.Передний фасад и вход
7.Сочленение "цилиндров"
В 30-е годы идеи конструктивизма оказались не в "тренде" (как сейчас бы сказали), и Мельников остался не у дел. Последний крупный реализованный проект относится к 1936 году. Дальше - ни проектов, ни постоянного места работы. Но в доме семья продолжала жить.
В 1949 году Мельников получил назначение в Саратов, где два года преподавал на кафедре архитектуры автодорожного института, потом вернулся в Москву, где работал в двух строительных институтах. преподавал архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику. Прожил долгую жизнь в стенах своего дома.
8.
После смерти Константина Мельникова в доме остался жить его сын Виктор, а после смерти Виктора начались длительные и скандальные тяжбы между государством, наследниками и собственниками. Они не закончились до сих пор, а дом междук тем нуждается в срочном ремонте...
В конце 2014 года дом был открыт для экскурсий, которые проводит музей Архитектуры им. Щусева. Записываться нужно чуть ли не за несколько месяцев, зато сам дом и наконец-то стало можно осмотреть, а уличные стенды дают дополнительную информацию.
9.В соседнем с Кривоарбатским переулком (где находится дом Мельникова), Калошином, почти на углу с Арбатом был обнаружен красивый и какой-то нестандартный розовый домик (дом 12, с сожалению, фото с фасада не получилось из-за снегопада). Оказалось, что и он - личный дом архитектора.
Имя Михаила Осиповича Лопыревского (1811-1883) вряд ли что-то скажет неспециалистам.Сын архитектора из крепостных, окончил архитекторскую школу, проектировал, строил, преподавал. Участвовал в строительстве Оружейной палаты и Конюшенного корпуса в Кремле. Из его работ, кроме собственного дома (1852) до нас дошел, кроме собственного дома (1852), еще и дом поблизости, по адресу Арбат, 33.
10.А дом Лопыревского красивый. Хочется назвать его стильным, хотя не уверена, что это уместно.