С наступлением осени на улицах Москвы вновь стали появляться большие и интересные граффити. Любителями этого жанра они уже отсняты (причем лучше, чем у меня), поэтому мой рассказу будет не столько о самих граффити, сколько на их окружении.
Граффити - это искусство, неотделимое от среды, в которой появились. Москва издавна сочетает несочетаемое - разные эпохи и архитектурные стили, хорошо это или плохо, но мы к этому привыкли. Эта разношерстность создает свои смыслы, которые иногда воспринимаются как должное, а иногда раздражают и вызывают протест.
Арбатские переулки насыщены разнообразными смыслами быть может, больше, чем любой другой район Москвы. Как впишутся в них граффити со своими смыслами и своими законами "прочтения"?
Я не хочу навязывать свое мнение, поэтому давайте посмотрим и подумаем: вписались? Не вписались?
Первое граффити, посвященное Михаилу Булгакову от команды Zuk Club появилось в Большом Афагасьевском переулке. Примерно год назад в похожей стилистике эта же команда выполнила три граффити
с портретами художников на пятиэтажках в районе Тимирязевской. К сожалению, две пятиэтажки вскоре снесли, так что уцелело только одно граффити. И вот еще одна работа, а впереди, по имеющимся данным, новые портреты.
Булгаков в Арбатских переулках - это понятно и естественно: Арбат - один из самых "Булгаковских" районов Москвы.
Рядом с портретом - каштаны, напоминающие о Киеве - родном городе писателя. Окружающая среда очень разношерстна. Здесь немало кирпичных коробок, в которых жила социалистическая элита, с мемориальными досками в память о генералах и партийных дейтелях; при взгляде на них поневоле вспоминается знаменитая Булгаковская фраза про жилищный вопрос.
А еще здесь музей Бурганова, в котором чертовщины возможно больше, чем в любом другом музее Москвы
А прямо напротив граффити, на фоне элитного жилья XXI века - неприметный каменный дом с весьма примечательной историей.
Это древнейшее из сохранившихся в районе Арбата зданий было построено в конце XVII столетия. В первой половине XIX века дом перестроили в стиле ампир, в 1860-е годы был вновь частично перестроен - в формах эклектики, а к концу столетия был надстроен третий этаж.
Дом неоднократно менял владельцев, пока в XIX столетии хозяевами дома не стал лейб-медик Александра II Андрей Берс. Именно сюда приехал просить руки Софьи Берс Лев Николаевич Толстой. Именно здесь он слушал рассказы о том, как французы вошли в Москву в 1812 году. С большой вероятностью, дом был прообразом «Дома Ростовых» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (а вовсе не дом на Поварской).
Дом был расселен в 1980-х годах, после чего был фактически разрушен. Воссоздан на остатках старого дома в 2010 году.
Так что Михаил Афанасьевич оказался соседом Льва Николаевича и его героев.
Второе граффити появилось в Глазовском переулке, его автор - известная итальянская художница Alice Pasquini
К сожалению, у меня не вполне законченный вариант граффити (я торопилась посмотреть, как работает художница, но к сожалению, ее не застала), поэтому в дополнение - очень красивое фото с ее личного сайта
Граффити размещено на двухэтажном флигеле дома 10 в Глазовском переулке. Переулок этот маленький, но очень примечательный, сам по себе - смешение эпох и стилей.
Особняк XIX века (точнее, его сравнительно недавняя реплика) на фоне высотного здания МИДа. Дом, на котором находится граффити, соседствует с "ответвлениями" этого гигантского здания.
А сосед дома 8 - один из моих любимых и интереснейших домов в Москве: особняк Листа, который считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн. Это работа Льва Кекушева,
замечательного архитектора трагической судьбы, выполненная в самые лучшие для него годы семейного счастья и творческих успехов. Достоверно неизвестно, строил Кекушев дом на продажу или для жизни с любимой женщиной и разрастающимся семейством.
Так и соседствуют обращенные в разные стороны раскованная женщина начала XXI века и лев - фирменный знак архитектора совсем другой эпохи
А как вы относитесь к такому соседству?