Грузинская слобода возникла на западе Москвы в 20-е годы XVIII века, когда в Москву прибыл грузинский царь в изгнании Вахтанг Леванович. Сначала он поселился в районе Мясницкой, но из-за большого числа царской свиты (более 3-х тысяч), им было трудно там разместиться. И по указу Верховного Тайного совета 19 декабря 1729 года «велено оному Грузинскому царю Вахтангу двор на Пресне и с садом".
Грузинская слобода росла и расширялась, и к 1779 в ней насчитывалось 73 двора грузин и 24 - русских и армян. Грузинское присутствие на Пресне сохранялось еще долго, но сегодня признаки грузинского в этом престижном районе остались в основном в названиях: Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский вал, переулок, Грузинская площадь. Однако его следы имеются до сих пор, больше всего их в районе, где когда-то стоял дворец Вахтанга, но начнем мы прогулку не оттуда.
В 1783 году был подписан Георгиевский трактат - договор между Российской империей и объединённым грузинским царством Картли-Кахети - о переходе Грузии под протекторат России. Памятник, посвященный 200-летию этого события, был поставлен в районе бывшей Грузинской слободы, на Тишинской площади. Примечателен он и своей необычностью, и историей возникновения, и тем. что сегодня, мне кажется. воспринимается совсем не так, как в 30 лет назад.
Монумент с помпезным названием "Дружба навеки" - это огромная 42-метровая колонна, составленная из букв грузинского и русского алфавитов, которые образуют слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство».
Заканчивается колонна венком
У подножия памятника - свитки; на двух из них - строки из Георгиевского трактата на грузинском и русском языках:
"Дабы единоверные народы, столь тесными узами соединенные, пребывали между собою в дружестве и и совершенном согласии, в отражение соединенными силами великого покушения на их свободу, спокойствие и благоденствие, сей1 договор делается на вечные времена".
Грузинский и русский народы, мы братья!
А кто это братство предаст и забудет,
Достоин позора навек и проклятья.
(Акакий Церетели, 1895)
На этих плитах еще много замечаетльных строк грузинских и русских поэтов и писателей, от Лермонтова до Пастернака. И как раз со строками Пастернака случилась примечательная история. Вот эти строки:
Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, Ад и рай,
Теплицу льдам Возьмем подножьем,
И мы получим Этот край.
И мы поймем, В столь тонких дозах
С землей и небом Входит в смесь
Успех и труд, И долг и воздух,
Чтоб вышел человек Как здесь.
Основной автор памятника - Зураб Церетели, и это его первый памятник в Москве. Среди создателей - поэт Андрей Вознесенский, по образованию архитектор. А проект памятника утверждали "в верхах", и стихи Пастернака секретарь ЦК КПСС Суслов зачеркнул. Доску со строками Пастернака не прикрепляли до последнего момента, и только когда по телефону сообщили, что к площади приближается кортеж правительственных машин, Зураб дал знак сварщикам, и они, приварили картуш со стихами Пастернака. Во всяком случае, так гласит легенда.
Памятник «Дружба навеки» был «парным»: вторая часть, получившая название «Узы дружбы», стояла в Тбилиси, у выезда на Военно-Грузинскую дорогу, ведущую в Россию. Огромный металлический позолоченный узел связывал два кольца - судьбы грузинского и русского народов. Внутри был подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Форму монумента Церетели подсказала история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. Но памятник «Узы дружбы» был взорван в 1991г. по распоряжению 3виада Гамсахурдиа.
Если от Тишинской площади пройти несколько сотен метров по Большой Грузинской улице, то мы окажемся на Грузинской площади; она представляет собой сквер, в центре которого когда-то стоял Дом грузинского царя с садом, а вокруг него были построены деревянные дома для свиты. Сейчас в центре сквера стоит памятник Шота Руставели, поставленный в 1966 году. Там тоже есть проблемы с надписью, которая гласит: «Зло сразив добро пребудет в этом мире беспредельно» (цитата из "Витязя в тигровой шкуре", созданного великим грузинским поэтом). Дело в том. что на памятнике пропущена запятая, необходимая после слова "сразив".
В центре грузинского поселения в Москве с середины XVIII века располагалась церковь великомученика Георгия Победоносца (в «Грузинах»). То, что вы видите на фото - это ее новое помещение, построенное в 1895-1900. Сейчас в нем находится... техникум. А старое помещение, построенное в 1800 году, расположено на ее "задворках", и мы его к сожалению, не заметили. Здесь находится подворье грузинской православной церкви, ведутся службы на грузинском языке. При церкви действует небольшое кафе и магазинчик с грузинскими блюдами.
А по соседству с церковью - "резиденция" (так в Викимапии) наверное самого известного грузина в современной Москве - Зураба нашего Церетели. Занимает она места существенно больше, чем церковь, и ее я покажу отдельным постом: там немало любопытного, даже если не заходить. Поэтому пока - только одно фото.
Вот и все, что нам удалось найти грузинского в Грузинах. Немного... Поэтому два постскриптума с фотографиями.
Малая Грузинская улица уже не имеет ничего грузинского, кроме названия, и примечательна прежде всего
католическим костелом. Необычными видами на него не могу не поделиться.
Возможно вы заметили, что среди фотографий монумента "Дружба навеки" есть летние фото. Я делала их в памятные августовские дни 2008 года, когда Грузия была у всех на устах. Не знаю, что меня тогда стукнуло, но в один из выходных я обошла все "грузинские" места Москвы, какие могла припомнить. И конечно не миновала тогдашнее посольство Грузии, которое хорошо знала: это мой "кандидат-фаворит" на роль дома Марагриты в малом Ржевском переулке.
Вот здесь много его ракурсов, причем в основном свежие фото, без грузинского флага, но есть одно старое, с грузинским. Сейчас флаг снят, а дом относится к посольству Швейцарии, которое по-видимому представляет в Москве интересы Грузии. А это фото сделано в августе 2008 года.
А это фото сделано через дорогу. No comments
Не знаю, как вам, а для меня эта прогулка была познавательной и грустной. Я думаю, вы догадаетесь, какие мысли вызывали грусть. Я не буду их озвучивать (если только в ответ на комментарии). И пусть каждый думает их про себя.