Музей Москвы: пост разочарования

Jan 13, 2014 23:02



Есть в Москве одно место, про которое мне следовало бы написать давным-давно: ну как может блог о Москве обойтись без обзора музея Москвы? Неизбежность самого тесного знакомства с этим музеем станет еще более понятной, если я скажу, что одно из мест моей работы (главное) находится буквально в сотне метров от музея, и что я регулярно хожу мимо него.
За последние два года я была в музее Москвы трижды и... два раза так ничего и не написала. Хотелось написать нескучно и благожелательно, но не получалось. Казалось, что музей интересный, хороший, что им не хватает совсем чуть-чуть, чтобы стать местом, где мы можем узнать свой город с интересной и нешаблонной стороны, что я приду в следующий раз и все будет прекрасно
После третьего посещения  я поняла, что хватит ждать этого момента, надо постараться описать все как есть, во всей противоречивости сегодняшнего дня.
Но сначала пару слов из истории. Провиантские склады, где находится музей, несмотря на свое утилитарное назначение - один из ценных памятников архитектуры первой половины XIX века. В XX веке здесь была военная автобаза, в XXI веке (точнее, в 2006 году) военные освободили комплекс из нескольких гигантских корпусов и большого внутреннего двора, и сюда начал переезд из других помещений музей Москвы (окончательно переехал в 2011 году).
Проходя мимо, я периодически вижу рекламу каких-то завлекательных мероприятий, детских развлечений и прочих атрибутов интересной городской жизни, которыми нас балуют в последнее время. Чувствуется, что музей хочет идти в ногу со временем. Давайте посмотрим, что из этого получается.



Новогоднее освещение и фотовыставка во дворе



Памятник Гиляровскому. Мне кажется, он тут очень уместен.



Кроме Гиляровского, двор отдан в основном представителям современного искусства. Вот такие интересные буквы.



Граффити на стене внутреннего двора. Это январское фото, прошлой осенью граффити было другое, на мой вкус нынешнее лучше.




Осенью двор был отдан под выставку инсталляций, сейчас от них кое-что осталось. Остался и этот экспонат, посвященный, по-видимому, тяжелой доле тружеников профессии "человек-реклама"



А этой инсталляции на входе уже нет. Может я ретроград, но скажу: И очень хорошо, что нет.



Но давайте наконец зайдем в музей, который представляет собой конгломерат выставок, разбросанных по трем зданиям. Когда я долго допытывалась осенью, есть ли уже постоянная экспозиция, то определенного ответа не получила, только неуверенное упоминания экспозиции "Древняя и средневековая Москва".
Вот любопытная  выставка "Москва. ХХ век. Лица эпохи" двухлетней давности.



А вот мои впечатления от нее, записанные "по горячим следам". "Музей оставил противоречивое впечатление.  Массивные кирпичные стены, крупномасштабные фотографии Москвы, огромный зал выставки, где перемешаны автомобили, платья, фото, плакаты, коллажи - все это определенно понравилось. С другой стороны, какой-то идеи, логики или даже просто хронологической упорядоченности большой и интересной экспозиции обнаружить не удалось"
Это еще один уголок выставки двухлетней давности.



Прошло два года. Впечатливших меня фотографий уже нет, зато вход остался таким же.



Вот тот же зал, что парой фотографий выше. Сразу видны новые веяния: по центру идут сиденья с подушками, а в песке что-то спрятано, и желающие могут поиграть в археологов. Дальше столы, где детишки что-то рисуют, а еще дальше можно проголосовать за разные варианты того, что можно устроить во вновь создающемся парке "Зарядье". Лидирует "Парк исторических миниатюр". Знать бы еще, какие последствия будет иметь голосование...



Макет Кремля и Китай-города XVII века. Сколько же церквей было...



Между разделами экспозиции развешаны довольно толковые тексты. Содержание этого было для меня полнейшей неожиданностью и очень заинтересовало.



С интересом стала изучать соответствующий раздел и... почти ничего, связанного с еврейской темой (а как хотелось рисунков и фото...) не обнаружила. Часы со звездой Давида, несколько старинных документов - переписки еврейской общины с московской бюрократии. Правда после пристальных поисков была обнаружена вот эта картинка, где по-видимому, изображен еврей в кипе. Но называлась она "Русские менялы" или что-то в этом роде.



Короче, мне показалось, что выставке не хватает.... визуальности, что ли. Она состоит в основном из текстов и фотографий, при виде которых мелькает мысль: в интернете смотреть удобнее. Плюс несколько фильмов демонстрируется.
А это - часть экспозиции, посвященная будущему Зарядья: конкурсу проектов ее реконструкции. Правда, хотя конкурс уже давно закончился, узнать о результатах из выставки нельзя. Можно только ознакомиться с проектами участников вот на таких малюсеньких экранчиках. У меня терпения не хватило...



Полная противоречивых чувств, отправляюсь на вторую интересующую меня выставку, посвященную Остожью, то есть, улице Остоженке и ее окрестностям. Здесь интереснее с визуальной составляющей, но неважно с информацией.
У входа висит панорама Остоженки, сделанная около века назад. Панорама хороша, посетители пытаются найти знакомые здания, гадают, что осталось, что нет, объяснений - ноль. А казалось бы, нетрудно сделать небольшое дополнительное фото с надписями.
Вот фрагмент экспозиции, посвященный дому Перцова. Вот мебель по эскизам Сергеея Малютиныа, но непонятно, она из этого дома (ах, какие там были интереры...) или еще откуда-то. Изучаю все таблички, но ответа не нахожу. Впрочем, рядовому посетителю выставки вряд ли что-то скажет имя Малютина, и почему на стенде дома Перцова демонстрируется этот стул, он вряд ли поймет :(



Мебель по эскизам Е.Поленовой. Тут уж и я не соображу, есть ли прямая связь, или просто общие корни, Абрамцевский кружок.



Фрагмент экспозиции, посвященной Тургеневу. Вот так представляют Муму создатели выставки.



А вот уголок выставки, где я вижу сразу фотографий  домов спроектированных Львом Кекушевым. Рядом портрет. Чей? Не знаю. Подписей нет. Обшариваю все ближайшие стенды: там про что-то другое. Иду к служительнице зала: не знает. На всякий случай переснимаю. Дома проверяю: кажется действительно Кекушев.



Последний раздел экспозиции посвящен Провиантским складам, где расположен музей. Москвич символизирует автобазу, которая тут была? Пейзаж изображает местность не менее, чем за век до Москвича... При чем тут колонка? Не угадала.


Вот такой странный музей...

сайт музейного объединения "Музей Москвы"

Китай-город, Парк культуры, Кропоткинская, музей

Previous post Next post
Up