Турбоход «Леонид Собинов» - штрихи к портрету

Feb 15, 2013 11:50





13 февраля 1954 года, 59 лет назад, спущен на воду лайнер «Саксония», переименованный затем в «Карманию», а позднее названный «Леонид Собинов».

В конце 1951-го компания Cunard Line сообщила о проектировании двух лайнеров для линии Ливерпуль-Монреаль. Однако спустя год планы изменились, и на стапелях верфи John Brown & Co. Ltd, Клайдбэнк, в Глазго, заложили кили четырех пассажирских турбоходов, которые должны были стать самыми крупными судами компании, из всех работавших на этом направлении. Их строительство было вызвано резким ростом населения Канады, требовавшим увеличения транспортных средств для связи с внешним миром. Основными условиями к проектантам являлись большая пассажирская вместимость, максимальная комфортабельность и достаточная емкость грузовых трюмов. Вместе с тем суда должны были иметь оптимальные размеры для безопасного плавания по реке Святого Лаврентия до пассажирского терминала порта Монреаль.

В последних числах ноября 1953-го в прессе появилось сообщение, что первые два лайнера назовут «Saxonia» и «Ivernia», а 17 февраля 1954 года торжественно спустили на воду первое судно «Saxonia». На штевне лайнера красовалась эмблема компании «Кунард Лайн» - необузданный лев с Земным шаром в лапах, а в кормовом подзоре находился клюз кормового якоря, необходимого во время рейдовых стоянок на реке Святого Лаврентия. На церемонии крещения была леди Черчилль, жена британского премьер-министра.

Клементина Черчилль зачитала послание своего мужа, который обосновал цель постройки судов серии «Saxonia» следующими словами: «Канада является выдающимся членом Британского Содружества Наций, для нас очень важна постоянная связь через Атлантический океан, общение с англоговорящим населением всех стран. Мы принимаем меры, помогающие превратить наши стремления в важные факты более близкого единства народов». В знак признательности за оказанную честь присутствовать на церемонии крещения компания «Кунард» подарила леди Черчилль алмазную брошь XVIII столетия.

(Клементина Черчилль возглавляла «Фонд Красного Креста помощи России». Фонд с 1941 по 1946 год много помогал России медикаментами, медицинским оборудованием для госпиталей, продуктами питания. В марте 1945-го, по приглашению советского Красного Креста, Клементина Черчилль гостила в СССР и посетила Ленинград, Сталинград, Ростов-на-Дону, Кисловодск, Пятигорск, Одессу, Ялту. Из Крыма через Одессу Клементина Черчилль выехала в Москву, где встретила День Победы. Там ей вручили орден «Трудового Красного Знамени». Клементина Черчилль выступила 9 мая по московскому радио с открытым посланием Уинстона Черчилля к Сталину. В начале пятидесятых прошлого века мне доводилось бывать в детдоме на 10-й станции Б. Фонтана. Воспитатели рассказывали детям о почетной гостье Клементине Черчилль и о подарках, которые она преподнесла детям).

Компания Cunard Line ежегодно с 1954 по 1957 год получала очередной лайнер - в 1955 г. «Ivernia», в 1956 г. «Carinthia», а в 1957 г. «“Silvania». Суда могли принять на борт 125 пассажиров первого класса и 800 человек туристического класса. Внешне лайнеры не были похожи на предыдущие суда компании. Их отличительной особенностью являлись высокие дымовые трубы с куполообразной верхней частью, что делало силуэты запоминающимися. Вместе с тем, учитывая требования компании к повышенной комфортабельности, судостроители установили активные стабилизаторы качки фирмы «Denny-Brown». Эти устройства были новинкой торгового флота, и в компании Кунарда стабилизаторами оборудовали всего несколько судов, первым - турбоход «Media», построенный в 1947 году.

После спуска на воду турбохода «Saxonia» потребовалось около шести месяцев для завершения всех строительных и отделочных работ, и только 23 августа 1954 года лайнер прибыл в Ливерпуль для подготовки к первому рейсу. Его построечная валовая вместимость составляла 21637 брт, длина 185,49 м, ширина 24,49 м, осадка 8,90 м. Силовая установка - паровые турбины суммарной мощностью 24 500 лошадиных сил. Два гребных винта, скорость во время ходовых испытаний 20,09 узла, максимальная - до 22 узлов. После постройки судно имело пять грузовых трюмов и 12 спасательных шлюпок.

Пассажирские помещения первого класса декорировали в классическом английском стиле. Стены, потолки и мебель помещений общественного пользования: салонов, ресторанов, курительной комнаты и библиотеки выполнили из дорогих сортов атласного и красного дерева, резных дубовых панелей. На стенах было много картин, а палубы помещений покрыли качественными ковровыми покрытиями. Все иллюминаторы и окна имели вельветовые портьеры и атласные шторы, а мебель оббили дорогими тканями. Многие утверждали, что самым великолепным помещением был обеденный салон первого класса. Любой пассажир, попав на борт судна, ощутив атмосферу его интерьеров, предупредительность и внимание обслуживающего персонала, понимал, что он находится на лайнере империи Кунарда, традиционно поддерживавшей высочайшие стандарты качества обслуживания пассажиров.


2 сентября 1954 года «Saxonia» оставила Ливерпуль, взяв курс на Квебек и Монреаль, куда прибыла 8 сентября. Обратный океанский переход до реки Mersey составил 4 дня, 23 часа и 24 минуты, со средней скоростью 20,74 узла, при штормовом ветре на всем пути следования. Плавание в Монреаль продолжалось до 26 ноября, а когда река Святого Лаврентия покрылась плотным слоем льда, судно переадресовали на линию Ливерпуль, Коб, Галифакс, Нью-Йорк.

Первый переход оказался чрезвычайно тяжелым и неприятным для пассажиров и экипажа. Постоянно дул холодный встречный ветер Северной Атлантики. В штевень лайнера били громадные, ужасающей силы волны, поднимавшие громадное судно на свои гребни, словно детскую игрушку. Затем оно резко оседало в морскую пучину, и тысячи тонн воды с грохотом накрывали носовую палубу, докатываясь до лобовой переборки надстройки корпуса судна. Встречая неистовое сопротивление стихии, лайнер начинал дрожать всем корпусом и замирал на несколько мгновений. Казалось, что он не вынырнет, а продолжит погружение, и пассажиры с замиранием сердца ждали, когда корпус начнет стремительно подниматься вверх. Судно, спроектированное и построенное шотландскими корабелами верфи «John Brown», не подвело команду и пассажиров, оно шаг за шагом двигалось вперед, но прибыло в Нью-Йорк с опозданием на 36 часов. Тем не менее в реке Гудзон лайнер встречали катера и портовые буксиры, отдававшие салют новому судну своими пожарными брандспойтами, а на берегу собрались тысячи любопытных жителей города.

В июне 1957 года, после получения последнего судна серии - «Silvania», расписание «Саксонии» изменили, и лайнер начал выполнять летние рейсы в Монреаль из Саутгемптона с заходом в Гавр, а зимние переходы в Нью-Йорк начинались из пригорода Лондона, порта Тилбери, от пассажирского терминала «Виктории». В октябре и ноябре 1960-го турбоход заходил в порт Роттердам, а в январе возобновил рейсы в Нью-Йорк из Ливерпуля.

К сентябрю 1962 года «Saxonia» выполнила 116 круговых рейсов через Атлантику, и компания Cunard Line приняла решение отправить турбоходы «Saxonia» и «Ivernia» на верфь 2John Brown» для реконструкции и превращения их в круизные суда. Во время переоборудования названия изменили на «Carmania» и «Franconia» соответственно, а корпус каждого судна перекрасили в светло-зеленый цвет, подобно великолепному лайнеру «Caronia» постройки 1948 года, получившему в народе название «Зеленая Богиня». Над декорацией полностью обновленных пассажирских помещений работали талантливые художники - Jean Munro, Evelyn Pinching, Michael Inchbald и Paul Gell. Последний создавал ошеломляющий интерьер великолепного лайнера «Empress of Canada».

В летний период оба судна должны были выполнять грузопассажирские рейсы из Ливерпуля в Канаду с попутным посещением Роттердама, а в зимние месяцы базовым портом планировали американский Port Everglades, из которого обычно начинались круизные рейсы в Вест-Индию, для посещения экзотических островов Карибского моря.

Модернизация длилась с октября 1962-го до середины 1963 года. Во время реконструкции на месте двух кормовых трюмов оборудовали вместительный двухъярусный музыкальный салон с великолепно оформленным баром; плавательный бассейн и лидо бар. Во всех общественных пассажирских помещениях и каютах дооборудовали систему кондиционирования воздуха. Установили по два паровых опреснителя с производительностью 350 тонн пресной воды. Пассажирскую вместимость уменьшили до 117 человек в первом классе и 764 человек в туристическом классе. Количество спасательных шлюпок увеличили до 14 единиц, из которых 4 шлюпки изготовили из стекловолокна. Они предназначались для перевозки пассажиров во время рейдовых стоянок. Турбоходы начали классифицировать как суда с помещениями одного класса, и пассажиры туристического класса могли беспрепятственно посещать помещения первого класса.

В апреле и мае 1963-го лайнеры возобновили рейсы в Северной Атлантике. Однако во время одного из очередных заходов в Квебек моряков встретили бастующие докеры. Тогда один из членов команды получил огнестрельное ранение, так как докеры относились к морякам судна как к штрейкбрехерам. Во время зимних круизов из Port Everglades «Carmania» заходила в порты San Juan, St Thomas, Curacao, Kingston и Port au Prince.

Так продолжалось до мая 1966 года, когда в Великобритании началась всеобщая забастовка моряков, продолжавшаяся около 40 дней. Были остановлены почти все торговые суда, бездействовали порты, не обслуживались грузовые и пассажирские линии. Судовладельцы начали арендовать суда иностранных компаний - голландских, немецких, французских и других стран. Однако к 1 июля забастовку приостановили, и жизнь начала входить в обычное русло.

До 1967 года оба турбохода совершали регулярные рейсы на линии Саутгемптон, Канада в летние месяцы и круизные плавания в Карибском и Средиземном морях в зимний период. С сентября 1967-го они выполняли летние круизы и экскурсионные рейсы в Скандинавию, с заходами в порты Роттердам, Берген, Хамерфест, Копенгаген и Гамбург, а зимой в Испанию, Португалию, Марокко, порты Средиземного моря и острова Атлантического океана.

12 января 1969-го, во время круиза в Карибском море, «Carmania» села на мель, и всех пассажиров пересадили на итальянский лайнер «Flavia», который ранее принадлежал компании «Кунард» с названием «Media». Турбоход возвратился в один из портов Майами для выполнения месячного докового ремонта. Однако на этом неприятности не завершились, и 11 мая того же года судно столкнулось с советским сухогрузом «Фрунзе». К счастью, авария не вызвала больших повреждений. Вместе с тем у судовладельцев постоянно возникали проблемы, связанные с замечаниями портовых властей США по причине несоответствия судов возраставшим требованиям безопасности и санитарным нормам, предъявляемым к пассажирским судам, перевозившим американских пассажиров из портов США.

Валерий Братушенко

Продолжение здесь

Пассажирские перевозки, Круизники, Братушенко Валерий, Морские истории, ЧМП, СССР

Previous post Next post
Up