"Манджхи" (2015).

Mar 05, 2016 01:01


Ну, чтобы не только отчеты, буду теперь писать и про индийское кино. Конечно, не про все подряд, а только про то, что меня поразило. Этот фильм - поразил.

Есть такая категория игровых фильмов - "основано на реальной истории". Сюжет не всегда может соответствовать реальным фактам, акценты могут быть расставлены совершенно по-другому, иногда эта надпись служит для манипуляции зрительскими эмоциями и , а порой это просто информация, без всякого эмоционального посыла. Опять-таки, имена персонажей, время и место действия могут быть изменены - почему нет? Кино - это искусство иллюзии.

В случае с "Манджхи" тот факт, что история произошла в реальности, только усиливает глубину впечатления от увиденного.

1956 год,  нищая деревушка Гелор. До ближайшего города  - всего около 10 км, но прямого пути нет, его преграждает гора - с точки зрения геологии просто высокий каменистый холм, но этого достаточно, чтобы запереть Гелор в прошлом. Где-то там, за горой - перемены, демократизация, новая жизнь молодого независимого государства, отмены запретов для неприкасаемых и прочие блага цивилизации. В самом Гелоре как было средневековье, так и есть - бедняки во всем зависят от местного старосты, а тот пресекает любые попытки крестьян изменить положение вещей.  А поскольку староста представляет в деревне все три ветви власти, прикармливает районного депутата и дружит с полицией, то никакой управы на него нет и быть не может.

В одно прекрасное солнечное утро в Гелоре появляется по-европейски одетый молодой белозубый красавец в модных темных очках - Дашрат Манджхи, местный житель. Когда-то он сбежал от старосты, которому его отец-алкоголик сдал сына в кабалу, а теперь вернулся и обнаружил, что ничего не изменилось - староста продолжает издеваться над крестьянами, отец пьет и жалуется на жизнь, зато его жена (Дашрата, как и всех крестьян из низших каст, женили в детстве, еще до побега) Пагуния выросла в очень красивую молодую женщину, но зато ее отец требует за нее огромный выкуп и присмотрел ей другого мужа, статусом повыше. После нескольких попыток умаслить тестя и заработать нужную сумму, он попросту силой уводит молодую жену к себе домой и следующие два года супруги живут в атмосфере безоблачного счастья.

В 1960 году беременная вторым ребенком Пагуния Манджхи несла мужу обед и, перебираясь через гору, подскользнулась, упала, а через несколько часов умерла, родив недоношенную девочку. Умерла, потому что тащить ее по камням пришлось несколько часов. Дашрат из нищего крестьянина с женой и малышом превращается в нищего вдовца с двумя детьми и отцом-забулдыгой. Потрясенный своей потерей, он дает клятву - разбить гору голыми руками и проложить дорогу из деревни в гору - чтобы никому больше не пришлось пережить подобной боли и горя.

На следующий же день Дашрат берет зубило, молот, и начинает разбивать гору. Вручную. Он долбит неделю, месяц, год. Отец причитает и умоляет жениться второй раз. Односельчане крутят пальцем у виска, дети кидают в него камни, но Дашрат не обращает ни на что внимания. Он обещал, что сделает дорогу в город - и точка.

Идут годы. Где-то там, в большом мире, кипит бурная индийская политическая жизнь - демонстранты ложатся на рельсы, многотысячные пикеты против голода разгоняет полиция, коммунисты-наксалиты, возглавляемые бывшим другом Дашрата, приходят в Гелор и вешают старосту - Дашрат продолжает разбивать гору. Дети растут, создают свои семьи, отец дряхлеет, крестьяне уходят из деревни во время засухи, и он сам едва не погибает от нее, но упорно, камень за камнем продолжает долбить гору - все так же в полном одиночестве. Премьером-министром Индии становится женщина-вдова Индира Ганди, но даже ее приезд в Бихар и личная просьба пробившегося к ней Дашрата сделать дорогу ничего не меняют. Премьер уезжает, торжества заканчиваются, и он опять остается наедине с горой, вооруженный по-прежнему только зубилом и молотом.

В  длинной истории "человека горы", как его прозвали, было много разного - смешного, трагического, страшного. Сын прежнего старосты обманул его, присвоив деньги, наконец-то выделенные правительством на строительство дороги. Дашрат отшагал 1300 километров до Дели, где его за сто метров до президентского дворца развернула полиция, а по возвращении домой его посадили в тюрьму за разворовывание госсобственности - то есть камней, которые, конечно, уже были выгодно проданы. Правда, односельчане устроили под дверями тюрьмы такой гвалт, что Дашрата пришлось освободить. Теперь уже те, кто когда-то называл его сумасшедшим были готовы идти до конца с этим странным мужичком с пластиковым пакетом на голове вместо нормальной шапки.

Через двадцать два года Дашрат Манджхи закончил работу - дорога из Гелора в город была готова.  Фильм, напомню, основан на реальных событиях. Двадцать два года - только руки, упорство и данное самому себе обещание. Этот фильм - яркая иллюстрация, насколько сильно отличаются европейский и индийский походы к жизни. В Европе/США скорее сняли бы фильм, как некто роет ход/прокладывает путь, чтобы соединиться с любимым человеком, выйти на свободу, иными словами - достичь какой-то цели лично для себя. И это прекрасно, это здорово, это правильно. Надо ставить цели и добиваться их. Но там вряд ли пришло в голову снять фильм о том, как человек прокладывает путь в память о ком-то, кто уже умер. Зачем? Ведь он ничего не достигнет и ничего не получит - не воскресит мертвеца, не вернет молодость и любовь, не заработает денег или славы. Гораздо ближе Дашрат Манджхи русским героям-правдоискателям - "маленьким людям", станционным смотрителям, паломникам пешком в Киев и Ерусалим, очарованным странникам - всем, кому  поставленные цели были дороже любых материальных приобретений и личного счастья.

Может показаться, что это фильм про политику - мол, пока пока обычный человек на ладони не поплюет да не возьмется за лопату, в стране ничего не изменится, а политики либо продажны, либо не замечают простых людей с их нуждами. Или про социальную несправедливость. Или про нищету и горе. Но на самом деле он, как все индийские фильмы - про любовь. Дашрат Манджхи раздолбал гору, потому что очень любил свою жену. Неслучайно в самом конце фильма, когда деревенские с песнями и танцами празднуют окончание работ, Дашрат, седой, сгорбленный и рано постаревший - видит в толпе танцующую Пагунию, юную и прекрасную, и бубенчики звенят на подаренном им ножном браслете, а рядом с ней себя, но не нынешнего, а молодого, сияющего белозубой улыбкой влюбленного, каким она его впервые увидела. Эти двое - уже вне времени и навсегда вместе.

Реальный Дашрат Манджхи умер относительно недавно, от рака. А нормальную дорогу из Гелора индийское правительство все же сделало. В 2011 году.

кино

Previous post Next post
Up