Антология: Mass Effect

Feb 05, 2021 12:36


Забавно, когда идей для блога нет, и ты собираешься потихоньку искать новое хобби, а жизнь подбрасывает ту самую идею.

Тут недавно анонсировали ремастер трилогии «Mass Effect». Про ремастер мне сказать нечего. Это как казино. Можешь выиграть, а можешь проиграть (привет, «Warcraft 3: Refunded»).

image Click to view



Зато про оригинальную трилогию Mass Effect я буду писать с радостью. Давно хотел, на самом деле, потому что трилогия - одни из моих любимых игр. Причем, любовь эта - без примеси ностальгии, трилогию я проходил уже в полностью сознательном возрасте.

Сюжет и лор

Начну свой рассказ я с сюжета, потому что механики игры «пляшут» от него. Дело происходит в совершенно новой вселенной, в будущем. Mass Effect - это почти что классическая космическая опера.

Кстати, про вселенную есть отличная большая статья «Мира фантастики». Интересующихся подробной информацией отсылаю к ней. Тут я кратко перескажу основные детали.


Истоки вселенной Mass Effect | Игры, Миры | Мир фантастики и фэнтези


Разбираем вселенную игровой серии и выясняем, куда уходят корни её рас, кораблей и вымышленной истории.

www.mirf.ru

Человечество в той вселенной на Марсе нашло древние технологии, которые позволили летать дальше в космос. Технология эта - «эффект массы». Люди успели встретить инопланетян и повоевать с ними в 2149 году, но в итоге Землю и Homo sapiens приняли в своеобразный галактический Евросоюз. В объединении рас Галактики доминируют 3 расы:

Турианцы - чем-то похожие на рептилий галактические римляне (но по лору они - млекопитающие). Строгие, жесткие, с кодексом чести, всегда готовые повоевать, но за правое дело.

Саларианцы - очень умные амфибии, раса осторожных ученых.



Азари - раса, в которой есть только женщины, эдакий заранее придуманный секс-символ игры. Они - своеобразные «маги» этой вселенной, которые лучше всех владеют телекинезом и могут «состыковывать» свой разум с разумом другого существа.

Есть другие, менее влиятельные расы, ну и люди. Homo Sapiens тоже рвутся к «пирогу власти». Вселенная эта - толковая и продуманная, поэтому между всеми расами, то есть, государствами есть соперничество и конфликты. На этом строятся многие сюжетные линии и повороты.

Действие игры начинается в 2183 году. Играть предстоит за капитана Шепарда, офицера вооруженных сил. В начале Шепард является кандидатом на очень неплохое повышение. Но миссия идет не по плану, и вместо обмывания повышения ему придется спасать Галактику. В ходе приключений Шепард наберет команду из представителей разных рас Галактики, которые помогут ему в миссии на протяжении трех игр. А путешествовать предстоит немало. На каждой планете - свои проблемы. А так как галактические власти - типичный трусливый истеблишмент, то планетам никто не помогает. Так что Шепард начинает подрабатывать «решалой» и помогать десяткам рас Галактики в решении множества проблем, часто нарушая закон. Неоднозначность и трудные выборы тут встречаются часто.

На этом остановлюсь и дальше попытаюсь максимально без спойлеров. Потому что я уже это сам проходил, а любому своему читателю я настоятельно советую самому пройти игры, потому что сюжет того стоит.

Концепции и геймплей

Mass Effect - это экшн-РПГ от 3-его лица с элементами шутера. Геймплей сам по себе выглядит простым. В основном, это - переходы туда-сюда на своих двоих с разговорами и другими взаимодействиями. Бои - плюс-минус обычный шутер. Там есть разные сверхспособности, которые позволяют интереснее разбираться со врагами, но поклонники серии после многих часов игры выяснили, что лучше всего просто стрелять во врагов из оружия. Особенно душной механика стрельбы получилась в третьей части, потому что там бои искусственно растягивали.

Дом главного героя и место жительства - это космический корабль «Нормандия». Он прекрасен и удобен. Дизайн и наполнение отличные. Там живут и другие NPC, с которыми можно и нужно говорить.

image Click to view



Но я перечислял все это без главного ингредиента, сюжетного наполнения. Все это в игре работает круто. Ладно, бои не вызвали дикого восторга, я к шутерам традиционно равнодушен, тут я мог быть субъективен. Но все остальное работает на то самое «Role Play Game» на все 100%. Ты будто вживаешься в роль капитана Шепарда и делаешь то, что делал бы он. Поездки по Галактики, расследования, решение вопросов и конфликтов, все отлично работает. Особенно, диалоги. Сколько смеялись в свое время над «колесом диалогов», но ничего лучше и удобнее не придумали. Хотя идея с тем, что злые ответы подсвечивать красным, а добрые - синим, дико попсовая.

Я упоминал капитана Шепарда, пора познакомиться поближе. Это - аватар игрока в мире Mass Effect. «Своего» Шепарда можно переносить из первой части во вторую, а потом - в третью. Так что сродниться с таким героем проще простого.

Вообще, я бы сказал, что в этой игре, как ни в какой другой, у геймера получается прочувствовать своего персонажа и вжиться в его роль. Кто-то может сказать, что и в других играх он вживался. Тогда отвечу, что тут это работает сильнее, чем у других.

Я категорически считаю, что в случае Шепарда нащупали идеальную формулу главного героя игры. Есть каноничная внешность Шепарда, но можно настроить его под себя. Есть определенный характер, но в диалогах можно выбирать ответы на свой вкус. Вот и получается, что тут взяли лучшее из обоих подходов к созданию протагониста. Проработанность готового героя плюс симпатия игрока к персонажу, которого он создает сам.

И путь героя игрок создает буквально своими руками. «Рельсы» сюжета тут незаметны. У многих выборов действительно есть последствия. Геймплейно они не всегда отличаются, но они есть, их много, и это заметно.

Еще есть напарники и напарницы. Они - тема для отдельной статьи, такие они интересные, проработанные и колоритные. Хотя не все такие, конечно. Есть и любовная линия. Если в первой части Шепард выбирает из двух девушек, то затем простор для выбора становится еще больше (но все равно Эшли - one love, ладно, Миранду тоже можно упомянуть). Вообще, у Mass Effect почему-то сложилась репутация чуть ли не эротической игры, что не так. Любовную сцену покажут только ближе к концу игры.

На битву можно взять двух напарников. В плане геймплея про них можно сказать только одно: «Они не мешают». Хотя я играл на высокой сложности, тактическими указаниями напарникам я не занимался, потому что справлялся сам. Хотя если вникнуть в эту систему, то можно делать красиво.

Кстати, настройки сложности тут и простые, и гениальные. Есть 3 основных режима. «Только сюжет» - сражения сокращены и сделаны проще. «Только сражения» - диалоги и сюжетная часть сокращены, зато бои остались как в оригинале. «Обычный» - ничего не сокращено. Тут на вкус каждого, но я не советую вариант с сокращенными диалогами. Пострелять можно в обычном шутере, Mass Effect - это про другое.

image Click to view



Mass Effect (2007)

Фактически, про первую часть я уже все рассказал. Она - моя самая любимая в серии. Настоящее приключение, которое сочетает в себе интересный геймплей и кинематографичный сюжет. Однозначный must play. Даже если играть в последующие части не захочется, то на первой части вполне можно остановиться. Сюжет там закончился однозначным финалом.

image Click to view



Mass Effect 2 (2010)

Я часто встречал мнение, что именно вторая часть - лучшая в серии. С этим я не согласен, хотя плюсы у второй части есть. Кое-какие недостатки первой части убрали. Есть интересные нововведения. Например, действия влияют на основную миссию. В финальной миссии, которая стала культовой, будет профит от того, что игрок по ходу всего прохождения говорит с напарниками и вникает в их проблемы. Сюжет интересный и необычный, способный удивлять. Хотя есть странности. Я так и не понял, почему выкинули часть напарников из первой части и заменили их аналогами. Зачем мне Самара вместо Лиары и Миранда вместо Эшли? Но в итоге игра отличная.

image Click to view



Mass Effect 3 (2012)

Вот я и дошел до третьей части, наверное, самой скандальной игры за всю историю. У этой ситуации есть предыстория, которая может объяснить, почему случился такой позор. Bioware, создателей Mass Effect, купила корпорация EA. И теперь EA стала всем командовать. Как известно, за пределами серии FIFA эта корпорация постоянно ошибается. Вот и тут светлые головы из EA выгнали Дрю Карпишина, автора сценария и вообще всей серии Mass Effect целиком. Сценарий трилогии от Карпишина должен был сложиться в единую мозаику в финале. А теперь Карпишина нет, и финал как-то надо было написать. Боюсь, что сценарий писал уборщик по мотивам черновиков Дрю. В третьей части есть много интересных и эпичных сцен, как в предыдущих частях. Видно, что их писал мастер своего дела. Правда, концовку Карпишин утаил, и ее писали сами.

А концовка - позор. Игрокам буквально дали выбор из 3 стульев. Да, как в той самой загадке. Все, что не выберешь, все будет ужасно. Но главное, к этому так странно подвели и так странно все обосновали. Плюс, основная идея всей саги оказалась какой-то глупой.

В итоге в интернете случился взрыв негодования, настолько эта концовка была ужасна. Толковые люди придумали «теорию одурманивания». Дескать, концовка - это видения Шепарпа, а не его реальность. И эта теория подходила идеально. Тут отсылаю к отличным видео Либрариума на эту тему. Да, ролики большие, но блогер обосновал все. И почему «официальная» концовка плохая, и чем «одурманивание» интереснее, нашел много доказательств в пользу «одурманивания», и так далее. Заодно блогер связал теорию с ранним сценарием Карпишина, где общая идея саги была лучше, чем вышло в третьей части.

image Click to view



Возвращаясь в 2012. Как бы поступили умные люди? Они бы сделали «одурманивание» каноном. Дескать, не злитесь на нас, все так и задумано. И добавили бы истинную концовку. Даже простой и банальный хэппи-энд был бы лучше оригинала. Но разработчики и ЕА упорствовали, и тот странный финал остался каноничным. Репутация была разрушена.

Мое мнение таково. Я тут выбираю между мутным и бестолковым оригиналом, который не дал нормальных ответов, и занятной фанатской теорией, которая тоже не дает всех ответов. Я - за теорию одурманивания. Для меня трилогия закончилась именно так, как расписано в теории.

Ладно, может показаться, что игра ужасна, и я поэтому ее только ругаю. Да нет, это - сила последнего впечатления. Сама игра отличная. Картинка даже сегодня радует глаз. Дизайн, модельки - все круто. Геймплей довели до ума. В этом плане третья часть - самая удобная и приятная. Большая часть сюжета отличная. Линии, которые тянулись через всю трилогию, завершаются, в чем-то игра даже превосходит прошлые части. Увы, но концовка все подпортила.

image Click to view



Mass Effect: Andromeda (2017)

Как сказал один блогер, «Андромеда» - жертва громкого имени бренда. Если бы «Андромеда» вышла даже под брендом «Звездных войн» (где с середины 2000-х не было ни одной однозначно положительно принятой игры) или была бы обособленной франшизой, ее бы хвалили. Да, отмечали однозначные недостатки, но говорили бы: «Занятная игра, добротная». Но «Андромеду» сравнили с оригинальной трилогией, и сравнение было проиграно.

Вообще, в игровом сообществе встречать «Андромеду» готовились, как партизаны - оккупантов. Разработка сопровождалась скандалами. То разработчик сморозит что-то в «Твиттере», то косплеершу возьмут на работу программистом, хотя она это не умеет, то ролик выпустят непотребного качества. Критики были правы. Вышло хуже оригинала.

Но вообще, «Андромеда» именно что средняя игра. Играбельный проходняк. Я бы сравнил ее с русскими ремейками хороших зарубежных фильмов, потому что сюжет «Андромеды» копирует сюжет первой части. Смотришь ты такой ремейк и понимаешь, что лежащий в основе сюжет - хороший. А все остальное - халтура, максимум, что-то среднее.

Обидно, что загубили отличную идею. Вообще игра про то, что человечество летит в другую Галактику, чтобы поселиться там, обладала огромным потенциалом. Тут сразу рисуется сюжет про то, что теперь это люди - злодеи, которые нападают на мирных жителей, хотя в трилогии люди защищались. Поиграть за злодея с принципами я, например, всегда готов. Но вышло все довольно бестолково.

Эпилог

«Андромеду» встретили негативно, и франшизу, вроде бы, оставили в покое. Все, хватит ее мучить. Но недавно анонсировали даже не сиквел «Андромеды», а продолжение оригинальной трилогии. Это особенно смешно, потому что у трилогии нет внятной концовки.

image Click to view



От «Mass Effect 4» я не жду ничего хорошего. Но посмотреть будет любопытно. Все-таки есть маленькая надежда, что EA теперь сделает выводы из своих прошлых ошибок.

антология, игры

Previous post Next post
Up