Адвокат Алексиоса, или реакция на статью IXBT про "AC: Odyssey"

Feb 03, 2021 14:03


В своем блоге я люблю экспериментировать с форматами. От топов и рейтингов до ретроспектив и почти научных исследований. Только обзоров еды не хватает (пока что).

И я решил попробовать формат, о котором давно думал. Формат реакции, или обзора чужого мнения, или заочного диспута. В общем, как Энгельс ответил книгой «Анти-Дюринг» на тезисы философа Дюринга, только короче. И этот формат в своем блоге я назвал «Анти-Дюринг».

Я думал сначала взять другую статью, но потом вспомнил про ребят из андеграунда игрожура, про IXBT. И я вспомнил, что у меня с ними - идеологические разногласия, потому что они ненавидят серию «Assassin's Creed», а я ее люблю (хотя недостатки замечаю).

В последнюю часть серии, «Valhalla», я толком не играл, конструктивно и предметно на ее обзор от IXBT я пока ответить не могу. Зато с удовольствием прокомментирую мнение IXBT на «Odyssey», предыдущую часть.

Рецензия все-таки есть. Ее написал Михаил Шкредов (брюнет с бородой из роликов IXBT, который в скетчах играет Киану Ривза и Нила Дракмана). И рецензия толковая.


Assassin's Creed Odyssey - 100 часов по кругу

Такое количество контента мешает игре, затмевает её лучшие стороны и превращает проект в своеобразное развлечение для поклонников возни ради возни в открытом мире.

www.gametech.ru

Да, в конце автор выделил 6 недостатков против 3 достоинств (чтобы политрук АКА главред не усмотрел расхождение с линией партии и шпионаж на французов). Но сам текст обзора довольно адекватный. Кое-какие придирки мне показались необъективными, а с некоторыми я согласен. Вполне в духе Михаила, который в роликах показывает себя более объективным, чем его напарник-главред.



Но радикальное крыло IXBT не могло просто так оставить, что на очередную «ассасинскую ересь» на сайте есть только нейтральный обзор. И осуждающий обзор появился. Его написал член редакции Дмитрий Кривов.

image Click to view



Кстати, не самый последний человек в IXBT. Например, он записывал вышеуказанный обзор игры «Animal Crossing».

Получается, что его статья тоже официальна. И я уверен, что она больше подходит идеологической политике IXBT. Собственно, статья:


Почему Assassin's Creed Origins лучше, чем Odyssey


Assassin's Creed Origins или Assassin's Creed Odyssey? Какая игра лучше и почему? В этой статье публикуется личное мнение без спойлеров после 300 часов в двух играх и сравниваются разные аспекты двух продуктов.

www.gametech.ru

Честно говоря, я был немного разочарован. Казалось, что это будет ударная критика по «Odyssey», но вышло как-то маловато. Против автора я ничего не имею. У него есть мнение, он видит вещи неким образом.

Но тут имеются любопытный материал и тезисы, которые я с удовольствием прокомментирую.

IXBT: Почему я должен читать твоё мнение? Автор статьи провёл в двух играх практически 300 часов. Пройдена вся сюжетная линия (в Odyssey за Алексиоса) и дополнения, выполнены все побочные задания, зачищены все аванпосты, убиты все джаггернауты.

Комментарий: Начало правильное, даже с пруфами, что игры проходил. 120 часов в «Origins», 178 - в «Odyssey». В релевантности мнения не сомневаемся. Фраза про побочные задания и аванпосты - это ирония, а джаггернауты... Я вот так и не понял, почему IXBT постоянно жалуются в играх от Ubisoft на неких джаггернаутов. Да, это - «толстые» боссы. И что? Боссы должны быть непростыми. Ладно, начало хорошее.

IXBT: (Приводится таблица оценок «Origins» и «Odyssey» на Metacritic с тонким намеком, что оценки первой игры выше, значит, она лучше)

Комментарий: Аргумент, в целом, адекватный. Оценка есть оценка, vox populi vox Dei, как говорится. И у аудитории были определенные претензии к «Odyssey». Зато тут честно указано, что в «Steam» люди, действительно купившие игры, выше оценили «Odyssey»: 88% «свежести» против 84%.

IXBT: Надоедливые маркеры (заголовок). Оба продукта («Origins» и «Odyssey») по форме значительно отличаются от предшественников. Особенно примечательны огромные открытые миры.

Комментарий: Вот где, а в старых «Ассасинах» с лишними маркерами и активностями на карте был полный порядок. Но главное - тонкий намек, что миры в двух рассматриваемых частях слишком большие, раньше было лучше. С одной стороны, я сам согласен, что размер мира - не главное, тут нужна некая гармония. Но есть у меня и объективный тезис. Например, в старом «Ассасине» (допустим, Unity), чтобы честно пробежать, скажем, 2 километра, надо медленно бежать на своих ногах. А в новых играх можно вызвать лошадь или верблюда и «с ветерком» проехать 2 км. И быстрее будет. Главное - не размер, а возможная скорость перемещения по миру. В этом плане старые части душнее, чем новые.

IXBT: Авторы не знали, чем заполнить свои песочницы, и, следуя путем наименьшего сопротивления, добавили много вопросиков-маркеров, чтобы искусственно продлить игровое время. Почему путь наименьшего сопротивления? Вместо отметок на картах можно было бы уделить больше времени проработке побочных заданий и вписать их в основную сюжетную линию.

Комментарий: Классика. Автора бесят маркеры на карте, которые просто есть, скрывают дополнительные активности и никого не трогают. Я не говорю, что много маркеров - это хорошо. Но странно ругаться на маркеры просто потому, что они есть. Между прочим, есть фильтры карты, которые убирают или определенные маркеры, или все сразу. Как говорится, жизни маркерофобов тоже важны!

Ладно, я тут шутил. Затем автор выдал немного инфантильный тезис про то, что нужно было тратить силы не на маркеры, а на сюжетные задания. Похоже на тезис: «Вот если бы Роналду играл за сборную России, тогда бы она выиграла ЧМ» (нет, не выиграла бы). На самом деле тут есть здравое зерно с точки зрения именно обыкновенного потребителя, который потребляет продукт, но не разбирается в нем. От игрового журналиста, который, по идее, должен разбираться в производстве игр, слышать такое немного странно.

Такая структура мира была сделана намеренно, чтобы мир чувствовался живым и насыщенным. Да и как себе автор представляет революцию? Заставить людей, которые копируют аванпосты и маркеры, писать квесты? А ничего, что для этого нужны именно творческие люди? Кстати в игровой индустрии сейчас есть кризис сценариев, хороших сценаристов все меньше. Может, пусть будет чуть больше аванпостов, но чуть меньше плохих квестов? При этом, сюжеты в «Odyssey» неплохие, но хватает проходных.

IXBT: Плохо ли это? (Речь о маркерах) Палка о двух концах, но этим страдают 90% игр с открытыми мирами. Однако в Odyssey из-за размеров карты маркеров в разы больше.

Комментарий: А вот тут - типичная манипуляция. Автор заявляет в негативном контексте маркеров, что мир «Odyssey» намного больше, чем в «Origins». Звучит жуткое «в разы». И вот читатель представляет ужасный и бессмысленный открытый мир, наполненный размноженными бессмысленными локациями.

Но реальность - другая. Да, карта в «Odyssey» физически больше. Но ее большая часть - это море с редкими кораблями и более редкими местами подводных активностей. Плывется по морю на корабле очень быстро и приятно. А площадь именно суши в «Odyssey» даже меньше, чем в «Origins». Свечку не держал, говорю примерно.

Вот и получается, что автор не врал, но хитренько манипулировал. Допустим, что он прав с тезисом про количество маркеров. Я не буду считать все маркеры, я не хочу вступать в «Ш.У.Е.»

IXBT: (Текст - на скриншоте)



Комментарий: Какая-то странная метафора. Я понял, что это было перечисление механик, но статья же про то, почему одно лучше другого. И тут тезисы неубедительны. Например, тезис про количество уровней. Логично, что чем больше - тем лучше. Тем больше простор для создания «билдов». Автор будто сам намекает, что греческий ассасин круче.

В разделе про «Origins» автор категорически неправ, запомните этот момент (с). О нем я скажу подробнее, и потом. Это важно.

Про «Odyssey» он скорее неправ, я так скажу. Во-первых, зачем автору прокачивать все предметы? В игре даже цветом указано, что ценные - только легендарные. Их и надо прокачивать. Но для комфортной игры хватает свежего лута. Вот зачем автор прокачивал все подряд? Ей богу, есть такие обзорщики, которые сами тупят в играх, а потом ноют, что игра - дрянь. Наоборот, лут - это лучше «косметики». Есть отдача от прохождения, больше возможностей для отыгрыша, кастомизации и построения билдов.

«Полезность большинства сомнительна». Да, в игре есть «мета», механики, которые работают лучше. Тоже мне Америку открыли. Означает ли это, что любая игра с «метой» - дрянь? Для странных людей - несомненно.

IXBT: (про прокачку) У главного героя немного предметов, и, соответственно, необходимо не так много ресурсов и золота для их улучшения. Костюмы и транспорт - косметика.

Гринд (заголовок). В Египте мы вынуждены получать уровни, очки для древа навыков и улучшать снаряжение. Необходимость качаться здесь минимальна, и для того, чтобы двигаться по сюжету, нужно лишь иногда выполнять побочные задания. Враги здесь получили фиксированные уровни и не масштабируются, как в Odyssey.

Комментарий: Начну с конца. Вопрос масштабировать уровни врагов или нет - это как вопрос «Блондинки или брюнетки?» Правильного и объективного ответа просто нет. На вкус каждого.

А теперь я продолжу ответ на тезис из прошлого пункта про прокачку, который я перенес сюда. Благо он отлично дополнил тезис про гринд. Когда я прочитал это, я спросил в монитор: «Мужик, ты издеваешься?»

Прокачка в обеих играх очень похожа. Но есть одна существенная разница. Как в «Odyssey» улучшить снаряжение? Все честно: делай квесты, зачищай скопление врагов, исследуй гробницы. По-моему, то, что нужно. Как в «Origins» улучшить снаряжение? Гринди ресурсы. Серьезно, чтобы улучшить снаряжение, надо собрать столько-то штук ресурса. Вот для этого надо буквально «пылесосить» локации и «грабить корованы», как говорил классик. Душнее занятия не придумать. Это как в MMORPG делать квесты типа «убей 30 кабанов», только хуже. Именно это и подталкивает к магазину. В «Odyssey» такого нет, прокачка адекватная. Да, надо стараться. Но если трудно, может, сложность уменьшить?

Да, в «Odyssey» надо копить ресурсы для прокачки личного корабля. Но во-первых, при вдумчивой игре без глупых трат ресурсы копятся сами собой, и нет проблем прошлой игры. Во-вторых, прокачка корабля на максимум для прохождения основного сюжета не нужна. Для доп. миссий по ликвидации элитных вражеских кораблей прокачка судна нужна. И это нормально.

IXBT: В Греции ты постоянно целуешь стену, вынужден «пылесосить» локации и выполнять задания. Ты бегаешь, качаешься, но вместо того, чтобы становиться сильнее, гонишься за миром. Ведь именно он становится сильней, а не ты.

Комментарий: Чисто по смыслу этот тезис очень странный. В «Ведьмаке 3» было примерно то же самое. Да, надо в RPG качаться. Как бы в этом смысл. И опять передергивание. Я играл в две версии «Odyssey». Сначала - в старую, потом - пропатченную после жалоб на сложность. В старой я не чувствовал той самой стены. В новой я буквально летал. Только отвлекусь от основного сюжета на побочку, так сразу по своему уровню обгоняю уровень очередного основного квеста. Если истина посередине, то игра-то нормальная.

IXBT: Разработчики (в Odyssey) более агрессивно подталкивают игрока воспользоваться услугами внутриигрового магазина, потому что способов потратить греческие драхмы великое множество. Откупиться от злых охотников, сделать гравировку, перераспределить способности, улучшить корабль - плати.

Комментарий: Я вас категорически приветствую, IXBT. Наконец-то вы в полном составе! Ну какой IXBT без джихада против внутриигровых магазинов. И опять передергивание фактов.

Я вроде играл не как киберспортсмен, но довольно вдумчиво. И почему-то у меня на все хватало монет и ресурсов. Мой игровой опыт, меньше, чем у автора. Но почему-то не я творил в игре дичь и жаловался на магазин.

А вот как раз «Origins» своей душной прокачкой подталкивает к магазину.

IXBT: (Следом описание механики «Сундук Хека» в «Origins» и механики «Олимпийский дар» в «Odyssey»; не буду их копировать целиком)

Комментарий:

Скажу так, эти механики меня не привлекали в обеих играх. И они же одинаковые. Те же бесплатные лутбоксы, которые для прохождения не нужны. Серьезно, одну и ту же штуку автор показывает в разном цвете и делает далеко идущий вывод, что «Odyssey» - плохо.

IXBT: С точки зрения сюжетной линии в Origins тебе действительно хотят рассказать интересную и искреннюю историю. Байек - харизматичный персонаж с неплохим чувством юмора. С самого начала приключения кажется, что он желает достичь своих целей и его мотивируют великие герои.

Нельзя сказать, что в Odyssey в этом плане всё плохо. Но история  похождений брата или сестры кажутся менее цельными и наполненными  смысла. Видно, что у авторов нет особого желания зацепить игрока за  живое, они просто пытаются развлечь.

Комментарий: Окей, один сюжет понравился, другой - нет. Это нормально. Но где автор в «Origins» увидел юмор? Там была история про сурового опера, который мстит за смерть ребенка. Юмора как раз больше в «Odyssey», где главный герой - циничный наемник. Про великих героев тоже странный тезис. В «Origins» - Цезарь, Клеопатра, еще Помпей немного потусовался. И все. А в «Odyssey» - Перикл, Аспасия, Геродот, Алкивиад, Сократ и другие.

Да, сюжет в «Odyssey» менее цельный, что ли. Но зато в «Origins» есть два жутких греха: упоротый пролог и троп «твоя принцесса в другом замке». И эволюция героев менее масштабная.

IXBT: (Автор пишет, что Греция однообразная, Египет - нет, и он лучше)

Комментарий: Тут я, в большей степени, согласен. Египет был круче. Но называть Грецию в «Odyssey» однообразной после проведенных там 178 часов? По идее, можно увидеть, что локации - разные. Ну не знаю.

IXBT: (Автор пишет про внутриигровые магазины) Нужен ли такой бонус (платный на опыт)? Не обязательно, но очень привлекает. Если вы хотите побыстрей пробежаться по сюжету, то покупка крайне рекомендуется.

Комментарий: (Катаюсь по полу в припадке истерического смеха) Тут самым наглядным образом показано, на кого рассчитаны эти платные бонусы. Что сделает хоть как-то соображающий человек, чтобы быстро пробежать сюжет? Поставит минимальную сложность! Либо автор делает оммаж на постиронию Мэддисона.

IXBT: (Автор пишет только про боевую систему «Odyssey» и рассказывает про очень сильный билд)

Комментарий: Еще одна манипуляция. А где про боевую систему «Origins» для честного сравнения двух игр? А не будет, потому что эта система - танец инвалидов. Билд автор привел интересный и сильный, но скучный.

IXBT: В Origins у Байека есть любимая женщина Айя. Видно, что персонаж трепетно к ней относится, но, в виду занятости, они лишь изредка проводят время вместе. Откровенных сцен в игре нет. Геев, лесбиянок и трансгендеров не обнаружено.

Алексиос и Кассандра не связаны какими-либо узами. В диалогах может появиться значок с сердечком, а это значит, что с героем можно попробовать завести отношения. Если это удаётся, то персонажи уединяются, но обнажения и другого откровенного контента в Odyssey нет. В игре есть геи и лесбиянки, но нет трансгендеров.

Комментарий: Не буду распинаться про стилистически неправильное начало второго абзаца. Не «Алексиос и Кассандра», а «Алексиос или Кассандра», а то по смыслу дичь какая-то или инцест выходит. Автор потом пишет, что в дополнения он играл. Ну так в дополнении главный герой «Odyssey» вступает в серьезные отношения. Тут есть тонкий намек, что «Odyssey» хуже, потому что там есть геи и лесбиянки. И это нормально для Древней Греции. Факт, что почти все спартанские мужчины были настолько суровы, что предпочитали женщинам мужчин. Есть на тему «кулстори», почему спартанки брились налысо перед первой брачной ночью. И я надеюсь, что упоминание траснгендеров было толстой шуткой.

IXBT: (В контексте нововведений «Odyssey») Наёмники - сильные противники-охотники. Количество на карте зависит от действий главного героя. Они бесконечны и создаются с набором случайных характеристик. Если наёмник выше персонажа на несколько уровней, то сражение с ним очень часто заканчивается поражением. Сказать, что это надоедливый элемент, создающий постоянные проблемы, - ничего не сказать.

Комментарий: Да, наемники раздражают. Но игра и так легкая, и немного сложности не повредит. Плюс, наемники не дают тупо резать все подряд. Надо думать и скрываться в тени, чтобы не накликать их. И откупиться от них дешево. Если играть, хоть как-то думая, конечно.

IXBT: Подводя итог: сюжет Odyssey утонул в некачественных побочных заданиях. Греция загромождена объектами и активностями, и именно поэтому не так хорошо оценена игроками. Рецензенты, в свою очередь, были слишком заняты поиском плюсов в Odyssey (выборы, морские сражения), не слишком задумываясь о недостатках продукта (гринде и потоке пустых побочек).

Комментарий: Тезис про некачественные задания в 2020 году, когда была написана статья, смешон. Дополнения добавили в игру массу дополнительных заданий с неплохим сюжетом. Но я в первый раз проходил до выхода дополнений, и не страдал. Да, есть дополнительные задания в стиле: «Убей 5 кабанов». Но их можно даже не брать. Пинок по игрожуру тоже странный. Какой гринд? В «Origins» он был, а не в «Odyssey». Во что за свою жизнь играл автор, если у него все - гринд? Советую ему поиграть в какую-нибудь азиатскую MMORPG. Вот там - настоящий гринд.

IXBT: Origins - это действительно нечто похожее на «Ведьмака 3» от Ubisoft. Да, она проигрывает игре CD Projekt в ряде аспектов, но в ней есть душа. Odyssey на её фоне кажется более приближенной к одиночной MMORPG, так как способов гриндить и тратить заработанное здесь великое множество.

Комментарий: «Origins» похожа на «Ведьмак 3» формой, а не сутью. Линейная и заскриптованная игра против РПГ с немалой вариативностью. Если «Odyssey» похожа на MMORPG WoW, то это - комплимент.

IXBT: Здесь стоит привести меткое высказывание в твиттере геймдизайнера Даниэля Вавры, создававшего оригинальную Mafia и Kingdom Come: Deliverance: «Насколько мне нравилась Origins (я действительно в неё играл), настолько же мне не нравится Odyssey. Графика стала хуже (локации как-будто сгенерированы в редакторе), озвучка - пародия со смешными акцентами и какая-то шуточная история. Разница между оценкой игроков и прессы очень любопытна».

Комментарий: Лучшего завершения и желать нельзя. Автор в качестве последнего и мощнейшего аргумента против «Odyssey» приводит слова Даниэля Вавры, создателя «Kingdom Come», самой скучной и душной Action-RPG с открытым миром в 2010-х. Вот этот чувак точно знает, как делать интересные игры. И какие же лицемерные у товарища Вавры претензии. «Локации, как будто сгенерированы в редакторе». В «Kingdom» весь мир буквально размножен, и он геймплейно такой большой не нужен, он скучный и душный. «Какая-то шуточная история». Хотя бы она - не шаблонно-простая и не заканчивается глупым и топорным заделом на сиквел, как в «Kingdom». Мужик, который сделал неинтересную Action-RPG с открытым миром оценивает прямого конкурента, который сделал интереснее не только в плане графики, а в сюжете и основе. Вот это объективное мнение.

Эпилог

Любить «Origins» и не любить «Odyssey» нормально. Если бы автор написал, что он любит Древний Египет и не любит Древнюю Грецию, или что он не выносит RPG-элементы, то окей. Но его аргументы получились спорными. Так и хочется задать риторический вопрос: «Если человек не любит определенный жанр игр, то зачем он в него играет?»

А вообще это было прикольно. Такой формат я еще попробую.

Что же такое мне еще разоблачить? :)

assassins creed, анти-дюринг, игры

Previous post Next post
Up