Антология: Hitman

Feb 01, 2021 20:05


После научного обзора игрожура захотелось мне написать про что-нибудь теплое и ламповое.

Про приключения наемного убийцы.

Лучше момента, чем сейчас, для антологии про серию «Hitman» не найти. Недавно вышла заключительная часть трилогии-перезапуска, и серия отправилась в отпуск. Про все появления легендарного Агента 47 и про мое отношение к ним и будет эта статья.



«Hitman» я люблю с юных лет. С тех пор, как пришел к школьному другу в гости, чтобы поиграть в те игры, которые у него были (эх, теперь каждый может достать любую игру, пропал дух авантюризма). И друг рассказал, что достал одну игру. Она - про наемного убийцу. Он включил эту игру, и я понял, что «Hitman» мне подходит идеально.

Концепция

«Hitman» - это серия игр в жанре стел-экшн. Но в них надо не просто тихо проходить из точки А в точку Б. Каждый уровень тут - головоломка на определенной локации. Даже в старых частях эти локации редко были маленькими. На уровне надо выполнить ряд задач. В-основном, это - устранение одной цели. Но бывает, что целей несколько, надо что-нибудь похитить, а еще были уровни, по которым надо просто пройти из точки А в точку Б. И последние тут смотрелись интереснее, чем в других играх. Вот она, магия контраста.



В играх я всегда любил свободу. Чтобы меня не тянули силой по сюжетным рельсам. Поэтому я физически не мог играть в «Batman: The Telltale Series», хотя сеттинг я люблю. И поэтому Hitman - это то, что надо. Каждый уровень - это головоломка, в которой надо выполнить задачу. Подсказок практически нет, есть ограниченный набор инструментов. Вспоминается старый анекдот про то, как мужик устроился в полицию и удивленно ответил на новость про то, что ему выдали зарплату: «Я думал, выдали пистолет, и крутись, как хочешь». Вот и игрок с главным героем тоже крутятся.

Уровни наполнены десятками, а потом - сотнями NPC. Не все они враждебны герою, одни не представляют угрозу, другие атакуют только на определенных участках уровня. Тут появляется важнейшая фишка игры. Герой может вырубить/усыпить/убить NPC и взять его одежду, в которой сможет пройти в те зоны, куда доступ в обычном костюме был закрыт.

Да, можно проходить Hitman как шутер, пробиваясь через охрану. Благо стрельба не так ужасна. Но в поздних частях сама игра карает за это. Да и основные фишки игры тогда будут упущены. Это как купить «Порше», чтобы ездить по деревенским грязевым дорогам.

Вообще, чем новее игра, тем больше способов пройти уровень. Все зависит от фантазии игрока. Если бы разработчики сломали четвертую стену, то Агент 47 сказал бы игроку: «Дерзай!»

image Click to view



Главный герой и сюжет

Наемные убийцы в реальной жизни - это, в большинстве случаев, типичные «торпеды», которые быстро погибают или попадают в тюрьму. Типичный, но хорошо изученный случай - Чарльз Харрельсон, отец актера Вуди Харрельсона. Главный герой серии, Агент 47 - это романтизированный образ, смесь Джеймса Бонда, Шерлока Холмса и Карателя.

От Бонда он получил поездки по всему миру, дорогие костюмы и вообще элегантный стиль, а также множество гаджетов. От Холмса Агент получил острый ум детектива и эрудицию, благодаря которым он внедрится или выберется куда-угодно и откуда-угодно. От Карателя Агент получил род деятельности. Практически все его цели - различные преступники и злодеи, хотя они часто выдают себя за хороших людей. И Агент заставляет их ответить за злодеяния. И высший рейтинг за прохождение, когда убита только цель, подразумевает, что так бы поступил сам Агент. Мы играем за киллера, который убивает только плохих людей. Вот она, та самая «серая мораль». Причем, настоящая.

Пора представить главного героя. Это - лысый мужчина лет 30-40 в стильном черном костюме с белой рубашкой и красным галстуком. Отличный боец и стрелок, знает несколько языков. Характер - стойкий, нордический. Связей, порочащих его, не имел. Вот такие персонажи, на которых хочется равняться, нам нужны. При этом, у него есть неоднозначные черты, и он - совсем не святой и честный парень.

Агент 47 - его настоящее имя, потому что он - не совсем обычный человек. Его называют клоном, что верно, но не совсем. Я бы его назвал искусственно созданным человеком. Его создатель вложил в Агента 47 гены 5 опасных преступников (как это вообще возможно, нам не сказали, да и неважно). Получается, что Агент на 2/5 - немец, на 1/5 - русский, на 1/5 - колумбиец, на 1/5 - китаец. А затем создатель воспитал из него наемного убийцу. На затылке у героя выбит штрих-код с набором цифр: дата рождения и личный номер. Последние цифры - 47. Затем Агент покинул родительский дом и начал работать на Агентство, которое выдает ему задания.

Через все игры идет линия размышлений, кто такой Агент 47, человек или нет. И кого можно назвать человеком? Постепенно раскрываются характер Агента, его черты и стремления. И в итоге этого пути оказывается, что искусственный человек гораздо человечнее многих людей. Кстати, Агент зарабатывает огромные деньги, но живет очень скромно. Не скрытно, а скромно. Возможно, он копит на особняк с аквадискотекой, но более вероятным видится то, что часть денег он отдает на благотворительность.

Вообще, Hitman - сильное со всех сторон произведение. Публика попроще видит крутой боевик про киллера. А еще тут есть размышления о природе человека, предназначении, гуманизме, наказании за грехи и о других философских вещах. Тут цитируют религиозные трактаты, показывают репетицию классической оперы «Тоска», делают отсылки на «Унесенных ветром» и так далее.

image Click to view



Hitman: Codename 47 (2000)

Первую игру серии я пробовал уже после прохождения второй. В нее я играл меньше и пробегал быстрее. Потому что вторая лучше. Сказать что-то конкретное про геймплей мне скорее нечего. Та же формула, только старая. Но как революцию в жанре и родоначальника прекрасной серии Codename я обязательно отмечу. Все то, что полюбилось в последующих частях, появилось здесь. Но здесь пытались сделать именно симулятор наемного убийцы, который не только прячется в тени, но и может повоевать. Некоторые миссии проходятся только силовым методом. Прохождение состоит из блоков. Сначала - пачка миссий в Гонконге, затем - Колумбия, потом - Центральная Европа. Везде есть свой стиль. Всего 12 миссий.

Сюжет присутствует. Сначала показывают предысторию Агента, а затем - его работу, устранение различных плохих людей. Но это - шпионский детектив, и по его законам оказывается, что все происходящее - масштабный заговор. Однако Агент 47 умен и хитер, и может устранить даже самого хитрого кукловода, который будет ему весьма знаком.

image Click to view



Hitman 2: Silent Assassin (2002)

Вторую игру я уже проходил тщательно, некоторые уровни по нескольку раз. Формулу первой части улучшили. Именно скелет второй части используется в последующих Hitman. Тут и система рейтингов, и ориентация на тихое и гуманное прохождение, и другие механики, вроде снотворного для гуманного устранения охраны и других невиновных. Обычно в миссиях нужно устранять цели. Но есть жуткая по своей сложности миссия-проникновение без убийства и миссия-пранк, в которой в первый раз ты всегда проигрываешь, если играешь сам, а не по гайдам.

Тут - 20 миссий. Они снова расположены по тематическим блокам, некоторые буквально соединяются между собой. Есть блоки про Петербург, Японию, Малайзию, Афганистан и Индию. В каждом дизайнеры развернулись. Все вышло очень красиво и колоритно, хотя Петербург довольно «клюквенный». Но в итоге под конец игры удовольствие уменьшилось. Особенно душными были миссии в Афганистане. Вроде да, в них есть сюжетная ценность, но они выглядят как ненужные филлеры.

Сюжет продолжает первую часть серии. Агент 47, физически разобравшись со своим прошлым, замаливает грехи в монастыре на Сицилии. Но его духовного отца и друга, Витторио, похищает мафия. Агент разбирается с похитителями, но Витторио увезли в другое место. Чтобы найти друга, Агент 47 возвращается на прежнюю работу в Агентство и снова начинает убивать по заказу. Главные темы - это месть и искупление грехов. И тут их показали и раскрыли просто отлично. Наверное, одно из лучших воплощений в играх. И лучшее, если брать те игры, где месть и искупление - главные темы.

image Click to view



Hitman: Contracts (2004)

Сейчас игровую индустрию модно (и правильно) ругать за тонны ремейков. Но тут история повторяется еще раз, потому что странные ремейки были и раньше. Например, в 2004 году IO Interactive, создатели серии Hitman, решили перевыпустить первую часть серии. К нескольким обновленным миссиям из первой части скотчем приклеили парочку новых. Всего в этой игре - 12 миссий. Интересных нововведений нет.

Простить игру можно за две вещи. Первая - это неплохой основной сюжет. Агент 47 после миссии ранен и вспоминает свою жизнь. Вторая - это тесная связь со следующей игрой. «Контракты» - это ее пролог.

image Click to view



Hitman: Blood Money (2006)

Потоптавшись на месте с «Контрактами», IO выдали шедевр. Хотя прошло немало лет, для меня «Кровавые деньги» - лучший Hitman. Именно тогда серия и концепция дошли до вершины. В «Кровавых деньгах» формулу довели до совершенства, добавив небольшую, но важную деталь. Любой поклонник произведений про шпионов и наемных убийц скажет, что вершина их мастерства - это подстроенный несчастный случай. И в «Деньгах» ввели такую механику. Теперь уровни заиграли новыми красками. Раньше их просто изучали в поисках наиболее удобного пути к цели. Теперь хочется изучать их полностью, чтобы попробовать организовать несчастный случай разными способами, тут есть разные пути.

13 миссий, но нет ощущения скуки и духоты, как бывало раньше. Потому что нет одинаковых, все они разные. Даже в одном сеттинге американского Юга есть миссия на корабле и миссия в особняке (как в «Унесенных ветром»). И предпоследняя миссия игры и последняя полноценная - это кульминация и высшая точка. Нужно проникнуть в Белый дом и убить там политика. Для наемного убийцы и игр про него это - вершина в карьере.

И очень приятная «вишенка» на этом торте. Я в играх обожаю моменты, когда твои действия каким-то образом комментируют в самой игре. Тут есть и такое. После миссии можно почитать газету, где написано, как погибли цели. Все - как сделал игрок. Ну и если уничтожать в одной миссии все и всех в стиле Т-800 и попадаться на камеры, то в следующей миссии это аукнется. Охрана мгновенно узнает Агента, скажет: «Мы вас категорически приветствуем!». И откроет огонь на поражение.

Сюжет отличный. Это - увлекательный шпионский детектив. Причем, историю Агента 47 показывают глазами его врага, бывшего директора ФБР. Битва умов и идей героев показана интересно. И у Агента, и у его врага есть достоинства и грехи. Оба - неоднозначные. И эпичный финал. Если играть, хлопая глазами и не вникая в сюжет, то будет плохая концовка. Но если слушать внимательно, то концовка будет чуть лучше. Однако столь же мрачной и жесткой.

image Click to view



Hitman: Absolution (2012)

Продолжение ждали аж 6 лет, и «Отпущение грехов» (такой перевод) стало одновременно попыткой сделать что-то новое и концом старой серии. Hitman вернулся к своим истокам, возвращая элементы линейности и экшна, хотя игра осталась все-таки стелс-экшном. Графика улучшилась, а механики доработали и улучшили. Хотя идея с «инстинктом» все-таки странная.

С одной стороны, я сам тогда хотел новых «Кровавых денег». А с другой, «Отпущение грехов» все-таки удивляло и бросало новые вызовы. И во всей линейке про Агента 47 эта игра смотрится свежо.

Теперь это - не чистый симулятор наемного убийцы, а настоящий фильм или сериал с четким сюжетом. «Отпущение грехов» - роуд-муви про Агента и девочку, которую ему надо защитить. Это - отличный финал серии, в котором старые идеи перевернули и показали главного героя в новых обстоятельствах. Раньше он убивал, теперь он защищает. В конце Агент расправляется с остатками организации, против которой он воевал в прошлых частях, обретает свою, де-факто, дочь и уходит в закат. Финал удачный. И слава Одину, что его не стали портить каким-то кривым продолжением.

image Click to view



Hitman (2016, 2018, 2021)

В один пункт я объединил всю новую трилогию. По той причине, что это - как одна игра, только распиленная на три части. Слово «распиленная» тут еще прозвучит. Эти игры представляли как сериал. И они выглядят как сериал из 3 сезонов. То, что они похожи друг на друга, логично. Но то, что за 5 лет игры не очень-то изменились, грустно. И большущий привет первой части, которую распилили на миссии, каждая выходила отдельно. Зачем это сделали именно так, хотя игра продавалась целиком по фиксированной цене, неясно. Вторая и третья часть вышли уже в нормальном виде.

Разработчики однозначно ориентировались на «Кровавые деньги». Формула очень похожа. Есть миссии в разнообразных сеттингах, между ними - сюжет в духе шпионских триллеров. Но, на мой взгляд, разработчики тут совершили стратегическую ошибку. Они слишком увлеклись качеством, а не количеством. Игры оказались слишком короткими. Я немного ругал вторую часть за душноватые миссии в середине. Но после ее финала было чувство: «Уф! Это была отличная гонка!» А тут всего по 6-7 миссий в каждой игре. Да, большие, да, красивые уровни. Но разработчики слишком увлеклись детализацией. Хорошо, что на каждом уровне есть несколько способов ликвидировать цель. Но перепроходить один уровень по 5 раз скучнее, чем проходить несколько не таких проработанных, зато разных. Хотя уровни - крутые. Есть отсылки и к старым играм, и новые идеи.

Уровни - именно песочницы, в которых интересно играть, но в них будто нет души. Возможно, причина в том, что перезагруженный Агент 47 - менее глубокий и душевный персонаж, чем старая его версия. Ах, да. Эти три части - перезагрузка серии. События первых пяти игр - другая вселенная. И новый сюжет не смог удивить. Все вводные остались прежними, а новые злодеи не удивляют. «Отпущение грехов» при своих минусах было весьма оригинальным произведением. Но я не хочу ругать сценаристов, они действительно старались и пытались сделать что-то свое.

Новые игры - именно что в самом положительно смысле добротные проекты. У них были задачи, и они их выполнили. Это - образцовый перезапуск по меркам нашего времени. Тут нет грехов других современных сиквелов и перезапусков. Над любимыми персонажами не издеваются, нет внезапной повестки. Все именно тех рас и национальностей, как надо. В Европе - европейцы, в Индии - индусы, и так далее. Зато Агент 47 не против ликвидировать парочку-другую развращенных богачей.

Вот и получается, что объективно 3 Hitman(а) в 1 - хорошие игры. Для тех, кто только приобщается к серии - отличный выбор. Хотя «Кровавые деньги» все еще выглядят симпатично. Я бы посоветовал сначала поиграть в них.

image Click to view



Фильм «Хитмэн» (2007)

И мимо экранизаций я тоже не пройду. «Хитмэны» ярко иллюстрируют главную проблему экранизаций игр. Создатели фильмов снова не поняли суть первоисточника. Вроде бы про Агента 47 уже вышли аж 4 игры, очевидно, кто он и чем занимается. Но создатели почему-то решили, что Агент 47 - это Рэмбо из второго и третьего фильма. Чувак, который много стреляет и всех убивает. Лор вселенной, разные клоны и безумные ученые тоже остались за бортом, как и всякая скрытность. «Хитмэн» - синоним тупого боевика. Просто тупые перестрелки и беганье туда и сюда.

В роли Агента - Тимоти Олифант (из толкового сериала «Правосудие»). Внешне он в образ попал, но играл отвратно. Это - не сосредоточенность, это - какой-то запор. На главной женской роли - Ольга Куриленко. Играла она проститутку, которую одели и накрасили так, что понятно, она - из самого дешевого сегмента рынка. Еще в фильме засветился Дугрей Скотт, главный неудачник Голливуда, как его называют. Иронично. А режиссер Ксавье Жанс через много лет будет ставить эпизоды хорошего сериала «Банды Лондона».

В России фильм прямо ненавидят за две вещи. Первая - «клюква». Не знаю, что тут обидного, я посмеялся. Вторая - злой президент Mikhail Belikov. Я смотрю из 2021 года на Беликова и понимаю, что по сравнению с реальностью он не так уж карикатурен. А в итоге вышел тупой боевичок на один раз.

image Click to view



Фильм «Хитмэн: Агент 47» (2015)

Первый фильм окупился в прокате, хотя отзывы были разгромными. Поэтому вторую часть решили делать более вдумчиво и лучше связать ее с играми. Она выглядит именно как работа над ошибками. Все, за что ругали первую часть, постарались исправить. Тут есть связь с сюжетами игр, больше лора вселенной, разные клоны и биотехнологии присутствуют, есть пасхалки. Сюжет постарались сделать сложнее. Но публика фильм не оценила. И я не понимаю, почему такие низкие оценки.

Вероятно, проблема была в исполнении Агенте 47. В играх этот персонаж - воплощенная холодная брутальность. И даже в фильме 2007 года Тимоти Олифант, играя отвратно, в образ попал. А Руперт Френд - это не Агент 47, это - какой-то гость канала Гоблина, который будет рассказывать Дим Юричу про историю. Исполнение спорное. Но мое мнение про фильм 2015 года скорее положительное. Да, все еще в дух игр не попали, но уже ближе. И точно лучше фильма 2007 года.

Эпилог

По сравнению со многими франшизами, про которые я писал в своем блоге, у «Hitman» - счастливая судьба. Даже перезагрузку серия пережила довольно бодро. К экранизациями не везло, но для игр это - норма, хоть и грустная.

Сейчас владельцы и разработчики всей серии, IO Interactive, делают игру про Джеймса Бонда, а это значит, что Агент 47 отправился в очередной отпуск. Можно высказать осторожные надежды, что возвращение будет неплохим, хотя серия однозначно застоялась на месте.

Ну и я надеюсь, что продюсеры поймут, что фильм про Агента 47 должен быть именно шпионским, а не обычным боевиком. Стиль фильмов про Джейсона Борна подойдет идеально. Будем посмотреть.

антология, игры

Previous post Next post
Up