Пенсионные сухари России.

Nov 26, 2010 14:53



Прежде чем перейти к более сложным, частно-государственным и частным пенсионным системам, опишу нашу российскую. Но пока только реально действующую государственную ее часть. Со всеми ее несуразностями и никак не решаемыми проблемами. Тем более, что сравнивать есть с чем. Ибо и российская, и немецкая, и французская системы являются одинаково распределительными. Итак:


Пенсионный налог в России составляет 20 % от величины "белой" зарплаты работника (больше, чем в Германии и Франции). Платит его только работодатель. Сейчас доля зарплат "в конвертах", с которых этот налог не взимается, составляет по оценкам экспертов не менее 40 % доходов граждан. В развитых экономиках доля теневых доходов не превышает 10 %. Это - первая несуразность. Обусловленная, скорее всего, слабостью "суверенной" демократии по сравнению с обычной. Если бы нам удалось снизить долю теневых доходов до 10 %, то объем источника для выплат пенсий вырос бы в полтора раза (90% / 60% = 1,5).

Пенсионный возраст у нас для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Есть льготники - работавшие на северах и вредных производствах. В зависимости от уровня вредности они могут выходить на пенсию на 5 или 10 лет раньше нормативного пенсионного возраста. Льготников у нас - не менее трети от общего числа пенсионеров. А во Франции и в Германии льготники - чрезвычайная редкость (шахтеры). Это - вторая несуразность. Ее смысл в том, что льготники в значительной мере получают пенсию за счет отчислений с фонда зарплаты не льготников. Простая оценка показывает, что за счет этого фактора пенсия обычных пенсионеров уменьшается почти на 15 %.

Нейтрализовать эту несуразность можно было давно. Еще 8 лет назад прошел 1-е чтение законопроект о "профессиональных пенсионных системах" (здесь слова "льготный" и "профессиональный" - синонимы). Он предусматривал дополнительный тариф пенсионного налога в 14 % для производств, с которых уходят на пенсию на 10 лет раньше, и в 7 % для производств с 5-летней пенсионной льготой. Второго чтения этот законопроект не прошел до сих пор. Несмотря на то, что года 4 назад тарифы в нем снизили в два раза. Этот факт лишь демонстрирует реальное соотношение сил олигархического лобби и вертикали власти.

Пенсии в России выплачиваются всем, кто достиг нормативного пенсионного возраста, в том числе - льготного или по выслуге лет. Независимо от того, получают они одновременно зарплату или нет. Не менее четверти наших пенсионеров продолжают трудиться и получать и зарплату и пенсию. В Германии и Франции работающий за зарплату в пенсионном возрасте пенсию не получает. Это различие - уже третья несуразность нашей системы. Ибо смысл пенсии - замещение трудового дохода, а не надбавка к зарплате за возраст. Отмена выплат пенсий работающим пенсионерам дала бы возможность увеличить пенсию неработающим примерно на 10-15 %. "Пряник" работающим пенсионерам можно сделать таким же, как в Германии - надбавка к законно заработанной пенсии за каждый год работы в пенсионном возрасте в размере 6 %.

По совокупности нейтрализация только этих трех несуразностей могла бы дать государству возможность в разы уменьшить дефицит бюджета ПФР и одновременно поднять пенсии раза в 1,5. Но для этого нужна политическая воля властей. Вместо чего власти все чаще зондируют общественное мнение на предмет повышения пенсионного возраста. Разумеется, это тоже вариант уменьшения дефицита ПФР и повышения размера пенсий. Но политически - слишком опасный. Особенно перед очередными выборами. Тем не менее, рассмотрим и его.

Обычный довод против повышения пенсионного возраста в России - слишком маленькая средняя продолжительность жизни. Особенно у мужчин. Называют цифры от 59 до 62 лет. Но в эти средние цифры входит и вся смертность в допенсионном возрасте. А реально доживший до 60 лет наш мужчина живет в среднем до 75 лет! И реально дожившая до 55 лет наша женщина живет в среднем до 78 лет.

Не собираюсь выступать адептом повышения пенсионного возраста в России. Сначала, на мой взгляд, надо навести порядок в экономике и нейтрализовать описанные выше несуразности. И только затем одновременно делать последовательные шаги по повышению и пенсий и пенсионного возраста. Причем темп повышения пенсионного возраста не должен быть выше, чем на три месяца каждый год.

P.S. Я описал лишь действующую у нас систему. За кадром остались:

  1. Система накопительной части трудовой пенсии.

  2. Система софинансирования пенсий ("1000 на 1000").

  3. Система негосударственного пенсионного обеспечения.

Этим системам посвящу отдельный пост (или даже два). Надеюсь это сделать в пределах 7-10 дней.

Пенсионные истории, Россия

Previous post Next post
Up