Кризис 2008-09 серьезно ударил по экономикам большинства стран. Но еще сильнее - по фондовым рынкам. Из которых частично черпаются ресурсы для накопительных пенсий. Сейчас эти рынки почти восстановились. Но продолжает оставаться повышенной безработица. И пониженным - фонд зарплаты. Часть которого является основным источником страховых пенсий. Вдобавок почти по всей Европе на пенсию начинает выходить поколение послевоенного "бэби-бума".
Все это заставляет правительства заняться реформами пенсионных систем. В том числе - путем повышения пенсионного возраста. СМИ об этом говорят. Но настолько скупо, что за кадром остаются вопросы о том, что представляют реформируемые системы, какой уровень жизни они обеспечивают, кто и как оплачивает эти пенсии и, наконец, как предполагается проводить их реформирование.
Вот на эти вопросы по
"просьбам трудящихся" я и попытаюсь ответить в серии коротких постов. Обрисовав пенсионные системы в ряде стран Европы, США, Чили и Казахстана. И закончу описанием российских реалий и возможностей. А начну с системы понятий и пенсионной системы Германии:
Пенсионные системы в первом приближении можно разделить на два типа: распределительные и накопительные. Действующая в России система для уже пенсионеров на 100 % распределительная. Основным источником средств распределительной системы является пенсионный налог (иначе - страховые взносы). В России пенсионный налог платит полностью работодатель (сейчас - 20 % от величины "белой" зарплаты работника, с нового года - 26 %). В остальных странах - как работодатель, так и работник. Часто - на паритетных началах.
Собранные таким образом средства идут в общий котел (у нас - в ПФР). И буквально "с колес" выплачиваются пенсионерам. Тем самым реализуется принцип солидарности поколений. Пенсии в распределительных системах являются пожизненными. Что демонстрирует страховой характер распределительных систем. Наконец, основной смысл распределительной системы состоит в том, что величина пенсии определяется Законом. Согласно которому даже при разнице зарплат и соответствующих страховых платежей у разных людей в десятки раз величины их пенсий будут отличаться лишь в разы (у нас - максимум в 2-2,5 раза).
Еще один важный параметр любой пенсионной системы - коэффициент замещения. Обычно его понимают как отношение средней пенсии к средней зарплате в стране. Или к средней зарплате за несколько предпенсионных лет. Международная организация труда (МОТ) установила минимум этой величины - 40 %. В большинстве стран западной Европы коэффициент замещения находится в диапазоне 50 - 70 %. В России в конце 2001 года он составлял 33 %, в конце 2007-го - 23 %, а после валоризации пенсий в 2009-м поднялся до примерно 28 %.
О накопительных системах поговорим позже. Поскольку в Германии, с пенсионной системы которой мы и начнем разговор, работает классическая распределительная система.
Немецкая пенсионная система - первая в мире из числа охватывающих все население. Ее ввел Бисмарк в 1889 году, перехватив инициативу у конкурирующих с ним социалистов. С самого начала в ней был установлен пенсионный возраст и для женщин и для мужчин в 70 лет. Но буквально через несколько лет он был снижен до 65 лет. И таким остается до сего дня. При том, что средняя продолжительность жизни мужчин в те годы в Германии составляла 42 года. Заметное усовершенствование системы было сделано в конце 1930-х. Официально немцы говорить об этом не любят, но в частных беседах признают заслуги тогдашнего канцлера.
Размер пенсионного налога в Германии - 19,4 % от зарплаты (по 9,7 % платят работник и работодатель). Если работник по достижении 65 лет продолжает работать и за назначением пенсии не обращается, то за каждый дополнительно отработанный месяц сверх 65 лет государство гарантирует ему надбавку в 0,5 % к его законной пенсии. Максимальный размер такой надбавки - 30 %.
Помимо государственной пенсии примерно половина немцев получает еще и корпоративную. Право на такие пенсии возникает у работников, проработавших, как правило, не менее 10 лет на одном предприятии. На таком, где хозяева и профсоюзы создали пенсионную кассу. Интерес хозяина в этом случае - в удержании высококвалифицированных работников.
Существуют в Германии и добровольные накопительные программы. Но особой популярностью они не пользуются. Немцам хватает государственной и корпоративной пенсий.
Буквально на днях СМИ сообщили, что правительство Германии приняло решение о повышении пенсионного возраста с 2012 года на 2 года - до 67 лет. Скорее всего этот процесс будет растянут на несколько лет. Во Франции, например, аналогичное повышение на два года растягивается на восемь лет - каждый год пенсионный возраст будет подниматься на три месяца.