Уже больше года после вынужденного ухода Гребенникова с поста мэра Волгограда бушуют споры о способе управления городом. Я пока по этому поводу помалкивал. Но в частных беседах, особенно на последнем собрании Клуба
club_19february, высказывался. С до сих пор не обсуждаемой широко позицией. Поэтому опишу ее, приведу доводы за и против других вариантов и проведу опрос.
Сначала - общие соображения. Система, в которой глава исполнительной власти (президент, губернатор, мэр) избирается народом напрямую точно так же, как избирается и состав законодательной власти (депутаты), впервые была внедрена в конце 18-го века в США. Но в их системе глава исполнительной власти не имеет права формировать свою команду (министров, глав комитетов) без одобрения каждой кандидатуры в эту команду соответствующим парламентом. Это был первый шаг в отходе от монархической системы страны, только что завоевавшей независимость от английской короны. Таким шагом исполнительная и законодательная власти делались примерно равносильными (президентско-парламентская республика).
Многие страны в прошлом веке сделали второй шаг, перейди к модели парламентской республики. В которой глава исполнительной власти (премьер-министр) избирается не напрямую народом, а парламентом. В такой модели парламент достаточно эффективно контролирует исполнительную власть.
Действующая же ныне в России модель, формально похожая на американскую, фактически является моделью суперпрезидентского (ненаследуемого монархического) режима. Поскольку избранный или назначенный глава исполнительной власти формирует не только свою команду без каких либо консультаций с соответствующим парламентом, но в существенной мере и сам парламент. Поэтому в последнем и ʺнет места для дискуссийʺ. Такая модель - крайне питательная почва для проявления любых, сколь угодно чудовищных, проявлений коррупции. И именно в ее рамках функционировали Чехов 2-й и 3-й свои сроки, Ищенко и Гребенников.
Ухудшает эту модель практикуемое последние годы раздвоение исполнительной власти (мэр + сити-менеджер). Приводящее к размазыванию ответственности за реальное состояние дел в городе.
Итак, на уровне города возможны, в принципе, четыре модели управления:
Модель 1. Мэр и гордума избираются напрямую народом, но мэр формирует управленческую команду без согласования ее членов с гордумой (действовала в Волгограде до февраля прошлого года). Опыт применени этой модели показывает, что мэр довольно быстро ставит под свой контроль и результаты выборов в гордуму и поведение ее депутатов.
Модель 2. Мэр и гордума избираются напрямую народом, но мэр формирует управленческую команду, назначая каждого ее члена только с согласия гордумы (в Волгограде не применялась).
Модель 3. Мэр избирается депутатами из своих рядов, но в дополнение к нему тоже депутатами на некий фиксированный срок избирается сити-менеджер (внедрена губернатором Боженовым в конце апреля с.г.).
Модель 4. Мэр избирается депутатами из своих рядов и ими же может быть отправлен в отставку без потери депутатского мандата. Состав управленческой команды мэра формируется с одобрения гордумы. Должность сити-менеджера не вводится (действовала в Волгограде с весны 1990 года до конца 1993 года).
Общественное мнение, насколько я понимаю, выступает за избрание мэра народом. Но оставляет в стороне вопрос о его полномочиях по формированию его управленческой команды. И я бы с радостью присоединился к этому мнению, если бы полномочия мэра в этом вопросе соответствовали Модели 2. Но наша политическая традиция соответствует Модели 1. Крайне отрицательные свойства которой отмечены выше.
Если же рассматривать модели с избираемым гордумой мэром, то я, разумеется, за Модель 4. И из выбранных мною двух моделей (2 и 4) выбрал бы последнюю. По двум причинам. Во-первых, мне не нравится в Модели 2 практическая невозможность увольнения народом избранного им же мэра. Даже если всему народу становится очевидна его профнепригодность. Во вторых, в нынешние времена никто не позволит гордуме взять под свой контроль подбор управленческой команды избранного народом мэра. И, следовательно, Модель 2 просто не может быть реализована. Итак, мой выбор - Модель 4. А каково общественное мнение? Определимся результатами опроса:
Poll Как выбирать мэра и формировать его команду? P.S. Добавлю, что на мой взгляд все депутаты гордумы должны избираться по округам, а не по партийным спискам.