Опыты и наблюдения в течение семилетней работы.

Nov 15, 2006 22:36

Частичное или полное использование материалов возможно только с указанием ссылки на Монтессори-клуб-СПб.

Отрывки из книги Ю. Фаусек "ДЕТСКИЙ САД МОНТЕССОРИ. Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори"

Предисловие.

В 1912 году я прочитала в „Вестнике Воспитания" статью Е. Н. Янжул „Об одном итальянском детском саде". Статья эта сильно заинтересовала меня, и мне очень захотелось поближе познакомиться с системой, описанной. в этой статье. Вскоре затем я получила от проф. С. И. Созонова перевод книги Монтессори ,,11 metodo della Pedagogia scientifica applicato all' educazione infantile nelle Case dei Bambini" под заглавием „Дом Ребенка", которую я и принялась изучать.
Летом 1913 г., живя на даче на берегу Балтийского моря, я услышала однажды насмешливый рассказ одного учителя о том, что известный престарелый физик В. В. Лермантов, живший там же, бредит какими-то пуговками, застежками, кубиками, треугольниками и проч.
Я поняла, что дело идет о системе Монтессори, и мне страстно захотелось поговорить о ней с Лермантовым, поделиться моими впечатлениями об ее замечательной книге. Желание мое исполнилось, и мы провели несколько дней в живейших беседах. Лермантов - ученый, физик, проведший всю свою жизнь в лаборатории со студентами, живо заинтересовался этим новым методом и обратил свое особое внимание на некоторые его стороны, говоря, что если бы студенты воспитывались своевременно в духе идей Монтессори, они много выиграли бы в своем развитии и не тратили бы драгоценного времени на многие вещи, которые с легкостью усвоили бы в раннем детстве. Он выписал весь дидактический материал Монтессори из Лондона, чтобы познакомиться с ним воочию. Осенью 1913 г. я впервые увидела этот материал, который В. В. демонстрировал сначала в Университете, а затем в Педагогическом Музее Соляного городка.
В октябре того же года при горячем содействии С. И. Созонова, бывшего тогда директором Коммерческого Училища М. А. Шидловской, и самой Шидловской мне удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. В 1914 г. летом опять-таки при помощи Созонова я поехала в Рим, побывала в „Детских Домах" (Case dei Bambini) Монтессори, увидела, услышала и поговорила с Монтессори, увидела все то, о чем только читала, и, вернувшись в Петербург, с большей уверенностью принялась за работу с детьми дошкольного возраста. С 1913 по 1918 г. работала я в детском саду на Шпалерной, осенью 1918 г. я организовала детский сад при Трудовой Школе на Офицерской (бывшей Николаевской военной гимназии)1.

1) В настоящее время Ю. И. Фаусек состоит преподавателем Педагогического Института Дошкольного Образования в Петербурге и заведует детским садом Монтессори при Институте. Ред.

Я работала в тиши (в детском саду на Шпалерной), уверовавшая в систему, но не уверенная в своих возможностях и умении, ревниво оберегая свое уединение. Но заинтересованные лица, среди которых были не только молодые, начинающие работники, но и солидные педагоги, и некоторые ученые, часто нарушали мое уединение, требуя от меня показательной работы и об'яснений. Как-то сложилось само собой, что явился один определенный день в неделю, который я посвящала об'-яснениям дидактического материала Монтессори и работы в детском саду по ее системе. Это обстоятельство вызвало у С. И. Созонова, живо заинтересовавшегося идеями и приемами воспитания Монтессори, идею открыть курсы для желающих поближе ознакомиться с этой системой. Ему удалось организовать Общество Свободного Воспитания (система Монтессори), при котором в течение двух зим (1916 -1917 г.) читались лекции в помещении Коммерческого Училища Шидловской (Шпалерная, 7) и велись практические занятия в детском саду при том же училище сначала только под моим руководством, а потом при помощи ассистентки, моей ученицы, А. Н. Верховской. Все лекторы освещали систему Монтессори с разных сторон; среди лекторов с особенной благодарностью вспоминаю я С.И. Созонова, с полнотой и глубиной вскрывшего научное и социальное значение ее системы, известного покойного методолога-биолога В. В. Половцева, читавшего „Основы биологии в системе Монтессори", и В. Н. Половцеву (философа), читавшую курс психологии и с присущим ей талантом освещавшую систему с психологической стороны. Хотя я была в то время таким же лектором, как и они, и возрастом старше их всех, но все же я считаю всех их троих моими незабвенными учителями.
Я очень рано начала свою педагогическую работу: натуралистка по образованию, я преподавала естествознание в средних классах (для детей 12 - 14 л.) женских гимназий и некоторых школах с 1884 г. Чем старше становилась я, тем сильнее тянуло меня к маленьким детям; я чувствовала инстинктивно, что воспитание и обучение надо начинать с корней, с малого возраста, но как? Вопрос, долгое время остававшийся для меня неразрешимым.
С 1905 г. я не шла уже дальше второго класса (10 -11 л.), а с 1911 г. я ограничилась исключительно детьми между 7 и 8 годами, которых и обучала всем наукам. Мне страстно хотелось спуститься еще ниже по этой детской лестнице, но что делать там, на самой первой ступеньке, - в этом я не отдавала себе ясного отчета. Кое-что, на что я нашла такой блестящий ответ в системе Монтессори, смутно рисовалось в моем сознании, но, утомленная личными обстоятельствами моей жизни и теряющаяся в сомнениях, я стояла на распутьи и уже решила отойти от педагогической работы совсем, когда в руки мои, как спасительный якорь, попала первая книга Монтессори „Дом Ребенка". Я была в то время подобна кораблю, блуждающему в море в туманную ночь, стремящемуся то к одной, то к другой воображаемой светящейся точке, пока яркий свет настоящего маяка не прорежет густого тумана и не укажет теряющему надежду кормчему истинного пути. Таким спасительным маяком, разгорающимся все более ярким светом
и зовущим к движению вперед, в новые обетованные земли для наших детей, явилась для меня система Монтессори. Передо мной лежит вторая книга Монтессори „L'autoedu-cazione nelle scuole elementari" (Самовоспитание в элементарных школах), предназначенная для руководителей детей следующего за дошкольным (от 6 1/2 до 9-10 л.) возраста и зовущая меня подняться опять вверх по ступенькам детской лестницы. Опыт в этом направлении у меня уже был в 1917 г., когда я оставила нескольких детей старше 6 лет, прошедших детский сад Монтессори, и вела их в том же духе и дальше до 8 лет.
Книга эта досталась мне в 1919 г. по наследству от того же, ныне уже умершего, В. В. Лермантова, приславшего вместе с книгой записку с восторженным о ней отзывом. Надо надеяться, что и она, подобно первой, будет скоро переведена на русский язык и будет читаема с таким же, если не с большим интересом.
Настоящий мой труд является результатом пятилетней работы в детском саду по системе Монтессори на Шпалерной улице при Коммерческом Училище М. А. Шидловской (1913-1918 г.) и годовой в детском саду на Офицерской (1918-1919 г.). Обработала я его в 1918 г., в 1919 и 1920 г. сделала лишь некоторые добавления. В него не вошло еще описание той части умственного воспитания маленьких детей, которая содержит в себе прием обучения письму, чтению, счету, рисованию, ручному труду, а также значения природы в воспитании. Надеюсь, однако, представить и эту часть труда в скором времени на суд читателей.
В заключение, не могу удержаться, чтобы не выразить моего глубочайшего уважения к гениальной женщине, Марии Монтессори, и страстного желания, чтобы эта скромная книжка дошла и до ее рук, а также самой нежной благодарности ближайшим моим сотрудникам - тем маленьким детям, которые своим неудержимым стремлением к знанию, добру, труду и красоте поддерживали во мне все время вдохновение и своим геройским поведением в последнюю тяжкую зиму доказавшим всю силу человеческого духа, укрепили в моей душе веру в будущее прекрасное человечество.

Петербург, 1920 г. Ю. Фаусек.

Продолжение следует...

книги, Фаусек

Previous post Next post
Up